город Ростов-на-Дону |
|
29 июля 2021 г. |
дело N А53-42909/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии: от ООО "Центр протезирования и ортопедии": Феталиев А.А. по доверенности от 19.07.2021;
от государственного учреждения - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Матвеева А.А. по доверенности от 11.01.2021 N ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр протезирования и ортопедии"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.04.2021 по делу N А53-42909/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр протезирования и ортопедии" (ИНН 6166103298, ОГРН 1176196003246)
к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6165019614, ОГРН 1026103268311)
третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 7711027436, ОГРН 1037739258040)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр протезирования и ортопедии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение) о признании незаконными действий по формированию и утверждению документации о закупке о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0258100000320000197 "Выполнение работ по обеспечению инвалидов Ростовской области протезами" Идентификационный код закупки: (ИКЗ) 201616501961461640100100800013250323 в части установления нестоимостных критериев, ограничивающих конкуренцию на торгах.
Определением от 03.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции было привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество уточнило требования и просило признать незаконными действия Учреждения по формированию и утверждению документации о закупке о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0258100000320000197 "Выполнение работ по обеспечению инвалидов Ростовской области протезами" Идентификационный код закупки: (ИКЗ) 201616501961461640100100800013250323 в части установления нестоимостных критериев, ограничивающих конкуренцию на торгах, ограничивающих конкуренцию на торгах, без применения последствий недействительности сделки - государственного контракта заключённого между ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" по результатам открытого конкурса в электронной форме N0258100000320000197.
Судом первой инстанции уточнения были приняты.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.04.2021 в удовлетворении заявления Общества, было отказано.
Решение мотивировано тем, что при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0258100000320000197 "Выполнение работ по обеспечению инвалидов Ростовской области протезами" соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - федеральный закон N 44-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, указывая на то, что решение суда принято ввиду неправильного применения норм материального права, а так же в связи с несоответствием выводов в части "корректного" установления нестоимостных критериев открытого конкурса и "отсутствия" критериев ограничивающих или "уничтожающих" конкуренцию при участии в торгах. Действия Заказчика нарушают требования Федерального закона N 44-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Общество по не стоимостным характеристикам имеет достаточный опыт в производстве протезных изделий характера и объёма аналогичного изложенного в конкурсной документации, но не в рамках государственной контрактной системы. Имея производственные мощности, и опыт работы, полностью соответствующий требования изложенным в конкурсной документации Общество потенциально могло было быть одним из претендентов на заключение государственного контракта, однако в силу установленной ответчиком юридической формы договорных отношений, на основании которых данные количество и объём должны были быть исполнены, не имеет возможности принять участие в конкурсе. Главным ограничивающим (уничтожающим) конкуренцию подкритерием является именно установленная конкурсной документацией гражданско-правовая форма, на основании которой должен иметься опыт и объём произведенной продукции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Учреждения возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения, по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
09.11.2020 заказчиком - Учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0258100000320000197 "Выполнение работ по обеспечению инвалидов Ростовской области протезами".
В разделе V "Критерии оценки заявок, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" документации об открытом конкурсе в электронной форме, в пункте 2.1 "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объёма" заказчиком указано, что по данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма, объём выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом, количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 68 штук.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объёме выполненных работ.
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 1360 штуки.
В подпункте 2.2. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объёма", заказчиком указано, что по данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма. Оценивается суммарный объём выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объём выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должно быть не менее 7 094 006 руб. 07 копеек.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключённых в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объёме выполненных работ.
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 141 880 121 руб. 32 копейки.
12.11.2020 Учреждение приняло решение о внесении изменений в документацию открытого конкурса в электронной форме N 0258100000320000197 "Выполнение работ по обеспечению инвалидов Ростовской области протезами", которой было размещено на официальном сайте 12.11.2020.
Общество считает, что требования о наличии у потенциальных участников в качестве подтверждения опыта по успешному выполнению работ наличие заключённых государственных контрактов препятствует выходу на рынок иных участников, что существенно ограничивает конкуренцию.
18.11.2020 Общество направило запрос заказчику о разъяснении положений конкурсной документации в части установления нестоимостных критериев, ограничивающих конкуренцию на торгах.
20.11.2020 заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разъяснения положений конкурсной документации, указав, что нестоимостные критерии, по его мнению, не ограничивают конкуренцию на торгах.
гр.Кулаков А.В. обратился в ФАС России с жалобой от 16.11.2020 на положения конкурсной документации в части установления нестоимостных критериев, ограничивающих конкуренцию на торгах, в которой указывает на нарушение заказчиком Федерального закона N 44-ФЗ положений документации о проведение открытого конкурса в электронной форме, которая была передана в Управление (т.2 л.д.14-21).
23.11.2020 комиссией Управления было принято решение по делу N 061/06/54.3-2370/2020, которым жалоба гр.Кулаков А.В. признана необоснованной.
Общество, полагая, что конкурсная документация Учреждения не соответствует Федеральному закону N 44-ФЗ, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путём проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Такие требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
В соответствии с пунктом 8 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 выполнение работ по техническому обслуживанию (монтаж и наладка; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; ремонт) медицинской техники, включённой в коды 26.60.11, 26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 32.50.12.000, 32.50.21.121, 32.50.21.122 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, если начальная (максимальная) цена контракта, на право заключить который проводится закупка, превышает 10 млн. рублей, необходимо наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники либо контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по результатам проведения совместных конкурса или аукциона, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники.
При этом стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия контракта (договора), контрактов, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники при условии отсутствия по таким контрактам (договорам) не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора), контрактов.
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны включать такие дополнительные требования в документацию о закупке и не вправе проводить закупки в нарушение указанных требований.
Не включение дополнительных требований в документацию нарушает принципы открытости, прозрачности проведения закупок, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно соответствия их требованиям заказчика.
Указанная выше правовая позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в пункте 8 которого разъяснено, что при наличии дополнительных требований к участникам закупки, установленных законодательством Российской Федерации, заказчик обязан указывать соответствующую информацию в документации о размещении заказа.
Не включение дополнительных требований в документацию нарушает принципы открытости, прозрачности проведения закупок, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно соответствия их требованиям заказчика.
В силу 2 части 1 статьи 33, пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 7 части 6 статьи 83, пункта Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Во исполнение требований положений Федерального закона N 44-ФЗ издано Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), пунктом 3 которых установлено, что "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта; б) нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Системный анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что при определении критериев оценки заявок на участие в конкурсе, величин значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчик должен установить критерии и показатели оценки заявок участников закупки, а также порядок рассмотрения и оценки таких заявок таким образом, чтобы не ограничить конкуренцию и не допустить необоснованное ограничение количества участников закупки.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил (пункт 28 Правил).
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Из материалов дела следует, что Учреждением, как заказчиком в конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника - "Квалификация участников конкурса в том, числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" со значимостью критерия - 40%.
Данный критерий состоит из двух подкритериев. Так, первый, опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объёма". Коэффициент значимости показателя- 0,4. По данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объёма. Оценивается объёмом выполненных работ (выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 68 шт. Предельное необходимое максимальное значение показателя - 1360 шт. (в соответствии с письмом ФСС РФ от 18.02.2020 N 02-09-05/07-03-3587 установлено, что в случае, если в планируемой закупке количество закупаемых изделий от 101 до 500 (включительно), то предельное максимальное значение показателя устанавливается в количестве, увеличенном в 4 раза от планируемого количества в закупке).
При формировании описания объекта закупки заказчиком проведён анализ потребности в протезах нижних конечностей инвалидов Ростовской области в 1 полугодии 2021 года, на основании которого ориентировочная потребность в протезноортопедических изделиях составила 340 шт. От указанного количества произведен расчет минимального количества протезов в государственных контрактах за последние 3 года - 68 шт. (340 шт. * 20%) и максимального значения показателя - 1360 шт.(340 шт. * 4).
Таким образом, участником закупки могут быть представлены контракты, по каждому из которых были поставлены протезы в количестве от 68 шт. и более. При этом предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 1360 шт.
Исходя из совокупности вышеуказанных положений Федерального закона N 44-ФЗ, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю;
Второй подкритерий предусматривает, опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объёма". Коэффициент значимости показателя - 0,6. По данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма. Оценивается суммарный объём выполненных работ (выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объём выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 7094006 руб. 07 копеек. Предельное необходимое максимальное значение показателя - 141880121 руб. 32 коп. (в соответствии с Письмом Фонда социального страхования РФ от 18.02.2020 N 02-09-05/07-03-3587, случае, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) планируемой закупки находится в диапазоне от 25000001 руб. до 50000000 руб. (включительно), то предельное максимальное значение показателя устанавливается в размере, увеличенном в 4 раза от НМЦК закупки).
Максимальное значение цены контракта составило 35470030 руб. 33 копейки. От указанной суммы произведен расчет минимального объёма выполненных работ, исчисляемого в рублях, что и составило 7094006 руб. 07 коп. (35470030,33 руб. * 20%), и максимального значения показателя - 141880121 руб. 32 коп. (35470030,33 руб. * 4).
Установленный критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме разработан Фондом социального страхования РФ и направлен для исполнения заинтересованному лицу Письмом Фонда социального страхования РФ от 18.02.2020 N 02-09-05/07-03-3587. Заказчиком оценивается опыт именно сопоставимого характера и объёма, поскольку это подразумевает участие в закупке потенциальных исполнителей, готовых справиться с заявленным объёмом работ по изготовлению конкретного вида средств реабилитации.
В соответствии с Правилами для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Словосочетание "предельное необходимое максимальное значение показателя" означает, что для получения максимального количества баллов необходимо представить значение, соответствующее суммарной стоимости объёма выполненных работ, но это не обязательно должен быть один контракт с указанным количеством протезов и суммой.
Установленные требования позволяют участвовать в закупках даже компаниям с небольшим опытом. Установление предельных максимальных значений квалификационных характеристик необходимо только для расчета баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой опыт, а также не ограничивает конкуренцию, поскольку предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам за три года при оценке участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка. Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки.
Кроме этого, отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом "открытый конкурс в электронной форме", при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность принятия участия в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности. Критерии оценки спорного показателя не препятствуют участию подателя в конкурсе и не предрешают исхода закупки.
С учётом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что указанный критерий и показатели (подкритерии) установленные в конкурсной документации на "Выполнение работ по обеспечению инвалидов Ростовской области протезами" соответствуют требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и Правил, в связи с чем, заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 рублей подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.04.2021 по делу N А53-42909/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-42909/2020
Истец: ООО "ЦЕНТР ПРОТЕЗИРОВАНИЯ И ОРТОПЕДИИ"
Ответчик: ГУ РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФГУП "Московское протезно-отропедическое предприятие" Минтруда и соцзащиты РФ