г. Владимир |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А11-1153/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.07.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз" Мельникова Андрея Михайловича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.06.2021 по делу N А11-1153/2021, принятое по заявлению Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении директора муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз" Мельникова Андрея Михайловича к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" о привлечении директора муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз" Мельникова Андрея Михайловича к административной ответственности предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение потребителем электрической энергии установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
Установив в действиях Мельникова А.М. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 03.02.2021 N 9.3-1461-Пр/020В-2021.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении директора муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз" Мельникова Андрея Михайловича к административной ответственности.
Решением от 18.06.2021 заявленное требование удовлетворено, Мельникова А.М. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В апелляционной жалобе Мельников А.М. указывает, что в отношении МУП "Меленкиводхоз" ведётся процедура банкротства, спорная задолженность является текущим платежом четвёртой очереди и не может быть оплачена ранее погашения текущих платежей предприятия первой-третьей очередей, предприятием принимались меры по погашению долга перед ресурсоснабжающей организацией, а также направлялись письма в адрес собственника имущества - администрации Меленковского района Владимирской области с просьбой предоставить муниципальные гарантии.
Управления в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 6 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В случае если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии).
Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 255 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442) потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 256 Правил N 442).
Величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, определяется гарантирующим поставщиком и не может превышать размер задолженности потребителя по оплате электрической энергии (мощности), послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств (пункт 257 Правил N 442).
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Правил N 442).
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 259 Правил N 442).
В случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 настоящего документа уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 настоящего документа, а также информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов), как указано в пункте 264 Правил N 442.
Из материалов дела следует, что между обществом с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (гарантирующим поставщиком) и муниципальным унитарным предприятием "Меленкиводхоз" (абонентом) 01.01.2019 заключён договор энергоснабжения N 33600531009758 в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу абоненту электрической энергии (мощности) и урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения абонента, а абонент - оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором.
Во исполнение условий договора общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" в период с мая по июнь 2020 года поставило абоненту электрическую энергию выставило для оплаты счета-фактуры от 31.05.2020 N 336000100589, от 30.06.2020 336000100700.
Поставленный ресурс абонент не оплатил, в связи с чем у него перед гарантирующим поставщиком образовалась задолженность в сумме 1 835 674 рублей 32 копеек, что превышает двойной размер среднемесячной величины его обязательств по оплате (акты сверки расчётов от 14.06.2020 N 3320032328, от 13.07.2020 N 3320062102).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" направило в адрес абонента уведомление от 14.08.2020 N ЭВ/02/06/281 об обязанности произвести оплату потреблённой электроэнергии (мощности) в полном объёме либо в срок не позднее 60 дней со дня получения уведомления предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электроэнергии (мощности) в сумме 1 835 674 руб. 32 коп. на срок 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств. Уведомление получено абонентом 25.08.2020 (уведомление о вручении с почтовым идентификатором 80089451935266).
По состоянию на 26.10.2020 обязательства по оплате потреблённой электроэнергии муниципальным унитарным предприятием "Меленкиводхоз" не исполнены, независимая банковская гарантия в адрес общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" не предоставлена.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Мельникова А.М.. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Факт совершения Мельниковым М.А. как должностным лицом правонарушения, предусмотренного статьёй 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен судом и подтверждён материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 03.02.2021 N 9.3-1461-Пр/020В-2021.
Ссылка Мельникова А.М. на письмо от 03.10.2019 N 567 в адрес органа местного самоуправления с просьбой рассмотреть вопрос о возможности погашения задолженности и (или) способах обеспечения обязательств путём согласия на получение банковской гарантии, предоставления муниципальной гарантии или путём реализации иных мер правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку не подтверждает принятие мер по недопущению совершения вменяемого правонарушения, поскольку причины возникновения задолженности и принятие мер для её погашения не имеют значения для образования состава правонарушения по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как верно указано судом первой инстанции в данном случае значение может иметь фактическое полное погашение долга до истечения 60 дневного срока с момента получения уведомления (пункт 260 Основных положений) либо предоставление банковской гарантии, как на то указано в уведомлении, либо, по согласованию с обществом с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга", предоставление государственной или муниципальной гарантии или обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии иными способами, предусмотренными законом или договором.
При этом письмо от 03.10.2019 N 567 оформлено ранее периода возникновения спорной задолженности (май-июнь 2020 года) и срока, установленного для предоставления банковской гарантии по уведомлению от 14.08.2020 N ЭВ/02/06/281.
Довод Мельникова А.М. о несоответствии спорного уведомления требованиям Основных положений ввиду отсутствия у общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" доказательств, подтверждающих задолженность за май-июнь 2020 года либо свидетельствующих о признании муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз" этого долга, обоснованно отклонен судом в силу следующего.
Исходя из требований абзаца третьего пункта 255 Основных положений акт сверки взаимных расчётов является документом, свидетельствующим о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком.
По условиям договора энергоснабжения от 01.01.2019 N 33600531009758 (пункт 3.1.19), муниципальное унитарное предприятие "Меленкиводхоз" как абонент обязан производить по требованию гарантирующего поставщика сверку расчётов с оформлением актов сверки расчётов. Акт сверки расчётов подписывается абонентов течение 14 дней с момента его получения от гарантирующего поставщика. В случае, ели в течение 14 дней с момента получения акта сверки абонент не подпишет его и не представит гарантирующему поставщику мотивированные возражения по нему, акт считается согласованным абонентом.
В рассматриваемом случае акты сверки расчётов от 14.06.2020 N 3320032328, от 13.07.2020 N 3320062102 были направлены в адрес муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз" 18.06.2020 и 21.07.2020 (списки внутренних почтовых отправлений) и вручены муниципальному унитарному предприятию "Меленкиводхоз" 29.06.2020 и 24.07.2020, соответственно (уведомления с почтовыми идентификаторами 80087349913273, 80088050019254), следовательно, по истечении 14 дней с момента получения данных актов, последние считаются согласованными со стороны муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз". Пояснений обосновывающих свою позицию в отношении непризнания спорной задолженности, исходя из представленных административным органом документов (акты сверки, доказательства их получения муниципальным унитарным предприятием "Меленкиводхоз") и условий спорного договора (пункт 3.1.19), Мельников А.М. не представил.
Кроме того, наличие у муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз" спорной задолженности подтверждено последующим принятием судебных актов о её взыскании.
Довод Мельникова А.М. о возможном нарушении очерёдности погашения текущих платежей верно признан судом несостоятельным как не подтверждённый документально по правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обязанность по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии установлена статьёй 38 Федерального закона "Об электроэнергетике", которая не содержит исключений, связанных с возможностью несоблюдения данной обязанности в случае введения в отношении потребителя электрической энергии процедуры банкротства. Действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) ограничений в использовании обеспечения исполнения обязательств по оплате текущих платежей не предусмотрено.
Как верно указано судом первой инстанции, отсутствие у муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз" денежных средств для оплаты электроэнергии не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Мельникова М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному предпринимателем правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Привлечение Мельникова М.А. к административной ответственности осуществлено судом первой инстанции в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание в виде административного штрафа назначено Мельникову М.А. по правилам пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера правонарушения, обстоятельств его совершения.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства совершенного Мельниковым М.А.правонарушения, степень его вины, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для уменьшения штрафа и замены наказания на предупреждение.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.06.2021 по делу N А11-1153/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу директора муниципального унитарного предприятия "Меленкиводхоз" Мельникова Андрея Михайловича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1153/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: Мельников Андрей Михайлович