город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2021 г. |
дело N А32-42041/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курипко В.А.
при участии:
от истца: представитель Петрий Н.Г. по доверенности от 08.10.2018, паспорт;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИНИС"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2021 по делу N А32-42041/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "РИНИС" (ИНН 2315150395, ОГРН 1092315000018)
к ответчику администрации Лабинского городского поселения Лабинского района (ИНН 2314018323, ОГРН 1052308544210)
о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РИНИС" (далее - ООО "РИНИС", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Лабинского городского поселения Лабинского района (далее - администрация, ответчик) о взыскании 678 013 рублей 89 копеек, из которых 604 435 рублей 59 копеек неосновательное обогащение, 73 578 рублей 30 копеек проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 23.09.2017 по 23.09.2020.
Решением от 17.05.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 17.05.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд необоснованно не учел, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте, так как входит в состав курорта местного значения (город Лабинск). Соответственно расчет арендной платы за земельный участок следует производить с 12.08.2017 в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 в размере не более земельного налога, в связи с чем на стороне муниципалитета имеется неосновательное обогащение по переплаченным арендатором суммам.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:46:0203055:15, площадью 10 059,95 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, г. Лабинск, ул. Победы, 169, является ООО "РИНИС", о чем в государственном реестре прав сделана регистрационная запись от 06.12.2010 N 23-23-11/068/2010-198.
Согласно пункту 1.1 договора аренды земельный участок с кадастровым номером 23:46:0203055:15 предоставлен для производственной деятельности.
На земельном участке расположены строения, принадлежащие на праве собственности ООО "РИНИС" с кадастровыми номерами:
- 23:46:0203055:31, литера ББ1, Весовая, площадью 26,4 кв. м;
- 23:46:0203055:98, литера А, Нежилое строение-контора, площадью 121,6 кв. м;
- 23:46:0203055:32, литер XI, Подкрановый путь, протяженность 60 м;
- 23:46:0203055:33, литер Х, Подкрановый путь, протяженность 60 м.
Из акта осмотра от 11.11.2020 с приложением фототаблицы следует, что на спорном участке в настоящее время реально расположены производственные здания, весовая и подкрановые пути.
Общество полагает, что поскольку администрацией расчет арендной платы за земельный участок с 12.08.2017 произведен не соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" на стороне арендодателя (администрации) возникло неосновательное обогащение в размере 604 435 рублей 59 копеек за период с 01.01.2017 по 15.05.2020, а также проценты за пользование денежными средствами с 23.09.2017 по 23.09.2020 в сумме 73 578 рублей 30 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием о возврате существующей переплаты, которая оставлена последним без исполнения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Договор, заключенный между сторонами, является договором аренды, к которому применяются правила, содержащиеся в главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесена платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По смыслу пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, определенно, что ограничены в обороте земельными участками, признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Включение в их состав участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действующего до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ) отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
01 марта 2015 года, в связи со вступлением в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") закон разделил способы определения размера платы за аренду земельного участка в зависимости от того, в каком порядке заключается договор аренды. Это означает, что определение размера арендной платы с 01.03.2015 зависит от порядка заключения договора аренды: на торгах или без торгов. Так, если договор аренды земельного участка заключен (пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации) без торгов (как в данном случае) - арендную плату определяет орган, которому принадлежит земельный участок (орган власти субъекта Российской Федерации - для земель, принадлежащих субъекту Российской Федерации, или земель, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления - для муниципальных земель).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действительно, определяет принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливая Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся, исключительно, в собственности Российской Федерации. Принимая во внимание, что спорный земельный участок относится к государственной не разграниченной форме собственности (не является собственностью Российской Федерации), при определении размера арендной платы, подлежащей начислению за его использование, применяется постановление главы администрации Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов", разработанное на основании норм Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Согласно статьям 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, истцом применяется ошибочное толкование норм действующего законодательства Постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов", местных нормативных актов.
Как установлено судом, город Лабинск действительно является городом-курортом местного значения (постановление главы администрации Краснодарского края от 07.08.1997 N 332).
По мнению истца, сам статус города-курорта местного значения Лабинск автоматически относит все земельные участки поселения в состояние "особо охраняемых территорий, ограниченных в обороте".
При этом, отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с положениями статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли курортов предназначены для лечения и отдыха граждан.
В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Таким образом, действующее федеральное законодательство четко определяет, что для лечения и профилактики заболеваний используются не все земли поселения, а лишь их часть. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Данные округа установлены и в городе Лабинске.
Как установлено судом, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.04.2014 N 374 "Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта местного значения Лабинск муниципального образования Лабинский район в Краснодарском крае" утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта местного значения город Лабинск муниципального образования Лабинский район в Краснодарском крае, то есть установлена зона в границах города, которая предназначена для исполнения оздоровительных целей.
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3 раздела 1 указанного Постановления N 374 Границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта местного значения город Лабинск муниципального образования Лабинский район в Краснодарском крае (далее - курорт Лабинск) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Законом Краснодарского края от 7 августа 1996 года N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края на основании исследований, необходимых для обоснования границ зон горно-санитарной охраны и разработки устанавливаемых в них режимов и планов санитарно-оздоровительных мероприятий. Точки поворотов отрезков границ оцифрованы в системе координат МСК-23.
Общая площадь территории курорта Лабинска в границах округа горно-санитарной охраны составляет 310247 кв. м.
Разделом 2 Постановления N 374 установлено, что границы округа горно-санитарной охраны курорта Лабинска выполнены на основе гидротехнических расчетов, а также с учетом современного землепользования и лесоустройства района, особенностей местного рельефа и естественных рубежей (поверхностные водотоки, дороги, улицы и другое). Округ горно-санитарной охраны курорта Лабинска устанавливается в виде двух участков для охраны Лабинского месторождения минеральных вод. Участок 1 округа горно-санитарной охраны курорта Лабинска устанавливается для охраны скважин N 1-Л, N 2-Л, N 1-Л-бис Лабинского месторождения минеральных вод. Участок 2 округа горно-санитарной охраны курорта Лабинска устанавливается для охраны скважины N 1-Э Лабинского месторождения минеральных вод. Границы второй зоны участков 1 и 2 округа горно-санитарной охраны совпадают с границами третьей зоны участков 1 и 2 округа горно-санитарной охраны и являются границами округа горно-санитарной охраны курорта Лабинска.
В указанном постановлении N 374 также приведены координаты санитарных зон, их длина, а также трассировка отрезков границ.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 12.11.2020 N 99/2020/359879568 спорный земельный участок с кадастровым номером 23:46:0203055:15 по его системе координат не входит в границы округа горно-санитарной охраны курорта Лабинска. В выписке также содержится информация о том, что отсутствуют сведения о том, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории. При этом согласно указанной выписке участок предназначен для производственной, а не курортной деятельности (л.д. 85-86, т.1).
В соответствии со статьями 29, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов правообладателей участков, для обеспечения прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, в Лабинском городском поселении приняты и действуют Правила землепользования и застройки Лабинского городского поселения Лабинского района, утвержденные решением Совета Лабинского городского поселения Лабинского района от 26.12.2013 N 246/71 "Об утверждении правил землепользования и застройки Лабинского городского поселения Лабинского района" (с изменениями и дополнениями). Являясь документом территориального зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правила устанавливают границы территориальных зон, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон. В границах территориальных зон также могут быть установлены ограничения использования объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством, к таковым рода ограничениям относятся ограничения, связанные с особым характером использования земельных участков, с видом разрешенного использования, соответствующим курортной деятельности.
Согласно вышеуказанным правилам такого рода земельные участки расположены в территориальной зоне "Зоны рекреационного назначения": Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Рекреационного назначения зона рекреационных комплексов. Зона предназначена для сохранения, экологически чистой окружающей среды, природных комплексов и условий (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия) и формирования объектов, используемых при лечении и профилактики заболеваний и организации отдыха и досуга населения. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации".
Как установлено судом, спорный земельный участок, как следует из карты градостроительного зонирования, не входит в территориальную зону, связанную с осуществлением курортной деятельности, а значит, на него не распространяются нормативные требования постановления N 582.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2021 по делу N А32-42041/2020 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42041/2020
Истец: ООО "РИНИС"
Ответчик: Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района