город Томск |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А27-10720/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Апциаури Л.Н.,
судей Киреевой О.Ю.,
Лопатиной Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Касьян В.Ф., с использованием средств аудиозаписи, в режиме веб-конференции, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса (N 07АП-386/2024) на решение от 11.12.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10720/2023 (судья Сапрыкина А.А.) по иску акционерного общества "КЕМЕРОВОГОРГАЗ" (ОГРН 1024200717199) к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (ОГРН 1024200702569) о внесении изменений в договоры аренды от 11.01.2022 N КГГ/257/21/02-01-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/271/21/25-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/272/21/27-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/279/21/26-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/273/21/24-03-Э/22,
при участии в судебном заседании:
От истца - Федорова Г.В. по доверенности от 09.01.2024 (по 31.12.2024), паспорт, диплом,
от ответчика: без участия (извещен),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "КЕМЕРОВОГОРГАЗ" (далее - истец, общество, АО "КЕМЕРОВОГОРГАЗ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - ответчик, Комитет) с требованием о внесении изменений в договоры аренды от 11.01.2022 N КГГ/257/21/02-01-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/271/21/25-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/272/21/27-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/279/21/26-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/273/21/24-03-Э/22.
АО "КЕМЕРОВОГОРГАЗ" просит абзац 2 Протоколов определения величины арендной платы по договорам аренды земельного участка к договорам аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово, заключенным без проведения торгов от 11.01.2022 N КГГ/257/21/02-01-Э/22, от 28.03.2022 N КГТ/271/21/25-03- Э/22, от 28,03,2022 N КГТ/272/21/27-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/279/21/26-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/273/21/24-03-Э/22 изложить с 01.01.2021 в следующей редакции:
"Расчет арендной платы произведен в соответствии с пунктом 2.3. Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и представленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62, исходя из ставки арендной платы, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 г. N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" (в ред. от 08.07.2014 г.) и определяется по формуле:
A=0,48xS, где:
А - размер арендной платы;
0,48 - ставка арендной платы, утвержденная Приказом
Минэкономразвития от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов", руб. за кв. м.
S - площадь земельного участка.".
Решением от 11.12.2023 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены.
Внести изменения в договоры аренды земельного участка от 11.01.2022 N КГГ/257/21/02-01-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/271/21/25-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/272/21/27-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/279/21/26-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/273/21/24-03-Э/22, заключенные между Комитетом по управлению государственным имуществом Кузбасса и акционерным обществом "КЕМЕРОВОГОРГАЗ" в части определения величины арендной платы с 01.01.2021.
Абзац 2 Протоколов определения величины арендой платы к договорам аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово, заключенный без проведения торгов, от 11.01.2022 N КГГ/257/21/02-01-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/271/21/25-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/272/21/27-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/279/21/26-03-Э/22, от 28.03.2022 N КГГ/273/21/24-03-Э/22 изложить в следующей редакции:
"Расчет арендной платы произведен в соответствии с пунктом 2.3, Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и представленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62, исходя из ставки арендной платы, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 г. N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" (в ред. от 08.07.2014 г.) и определяется по формуле:
A=0,48xS, где:
А - размер арендной платы;
0,48 - ставка арендной платы, утвержденная Приказом
Минэкономразвития от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов", руб. за кв. м.
S - площадь земельного участка".
С Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса (ОГРН 1024200702569) в пользу акционерного общества "КЕМЕРОВОГОРГАЗ" (ОГРН 1024200717199) взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в соответствии с Постановлением администрации г. Кемерово от 02.02.2015 N 172 "Об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово" регулирование градостроительной деятельности, осуществление территориального планирования и участия в нем отнесено к полномочиям управлении архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово; за установлением факта отнесения объекта к объектам местного значения общество в суд не обращалось, советующих данных от Администрации г. Кемерово об отнесении данного объекта к объектам местного значения по сведениям генерального плана г. Кемерово также не представлено; согласно сведениям, предоставленным Комитету Администрацией г. Кемерово, на арендуемой территории не предусмотрено размещение объектов местного значения; предоставление справки уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения предусмотрено не только законодательством, но также необходимо для правильного определения размера арендной платы (использование соответствующего коэффициента от кадастровой стоимости), основываясь не на выводах и умозаключениях, а на подтвержденном справкой факте; так как плата за землю является нормативно регулируемой и в соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расчет арендной платы необходимо производить исходя из положений Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал свои доводы и возражения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, что согласно статье 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего на нее отзыва, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Комитетом по управлению государственным имуществом Кузбасса (арендодатель) и АО "Кемеровогоргаз" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово, по условиям которых арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное возмездное владение и пользование:
- земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501002:9965, категория земель: земли населенных пунктов; адрес (адресный ориентир): Российская Федерация, Кемеровская область-Кузбасс, Кемеровский городской округ, город Кемерово; площадь 1 кв.м.; разрешенное использование: предоставление коммунальных услуг; на земельном участке расположены: сооружение (газопровод) с кадастровым номером 42:24:0000000:715, принадлежащее АО "Кемеровогоргаз" на праве собственности (договор аренды от 11.01.2022 N КГГ/257/21/02-01-Э/22);
- земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501002:9978, категория земель: земли населенных пунктов; адрес (адресный ориентир): Российская Федерация, Кемеровская область-Кузбасс, Кемеровский городской округ, г. Кемерово; площадь 3 кв.м.; разрешенное использование: предоставление коммунальных услуг; на земельном участке расположены: сооружение (газопровод) с кадастровым номером 42:24:0000000:313, принадлежащее АО "Кемеровогоргаз" на праве собственности (договор аренды от 28.03.2022 N КГГ/271/21/25-03-Э/22);
- земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501002:9967, категория земель: земли населенных пунктов; адрес (адресный ориентир): Российская Федерация, Кемеровская область-Кузбасс, Кемеровский городской округ, город Кемерово; площадь 5 кв.м.; разрешенное использование: предоставление коммунальных услуг; на земельном участке расположены: сооружение (газопровод) с кадастровым номером 42:24:0501002:6933, принадлежащий АО "Кемеровогоргаз" на праве собственности (договор аренды от 28.03.2022 N КГГ/272/21/27-03-Э/22);
- земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401055:13941, категория земель: земли населенных пунктов; адрес (адресный ориентир): Российская Федерация, Кемеровская область-Кузбасс, городской округ Кемеровский, г. Кемерово; площадь 8 кв.м.; разрешенное использование: предоставление коммунальных услуг; на земельном участке расположены: сооружение (газопровод) с кадастровым номером 42:24:0401055:13006, принадлежащее АО "Кемеровогоргаз" на праве собственности (договор аренды от 28.03.2022 N КГГ/279/21/26-03-Э/22);
- земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101049:8397, категория земель: земли населенных пунктов; адрес (адресный ориентир): Российская Федерация, Кемеровская область-Кузбасс, городской округ Кемеровский, г. Кемерово; площадь 3 кв.м.; разрешенное использование: предоставление коммунальных услуг; на земельном участке расположены: сооружение (газопровод) с кадастровым номером 42:24:0101049:1309, принадлежащее АО "Кемеровогоргаз" на праве собственности (договор аренды от 28.03.2022 N КГГ/273/21/24-03-Э/22).
Согласно пункту 3.1 договоров размер арендной платы определяется в порядке, указанном в протоколе определения величины арендной платы, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.
В соответствии с абзацем 2 протоколов определения величины арендной платы к указанным договорам расчет производится в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы".
Истцом в адрес Комитета были направлены протоколы разногласий к договорам аренды в части порядка определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 2.3 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных", исходя из ставки 0,48 руб. за кв.м.
Согласно протоколу согласования разногласий, подписанного сторонами, в данной части договор согласован в редакции арендодателя.
В последующем истец обратился в Комитет с требованием произвести перерасчет арендной платы.
Письмом Комитета от 11.11.2022 N 9-11/608 истцу было отказано в перерасчете арендной платы по договорам аренды, поскольку по сведениям Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Кемерово, в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения города Кемерово: автомобильные дороги, объекты электро-, тепло, газоснабжения населения, водоотведения, разработанной в составе генерального плана города Кемерово, утвержденного Решением Кемеровского совета народных депутатов от 24.06.2011 N 36, размещение объектов местного значения в границах земельного участка не предусмотрено, а для расчета арендной платы по заключенным договорам аренды земельных участков с учетом норм пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ требуется документ, подтверждающий, что объект относится к объекту регионального или местного значения, в связи, с чем правовые основания отсутствуют.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие сведений о наличии указанных объектов местного значения на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, городского округа, не является достаточным основанием для начисления Комитетом арендной платы в размере больше установленного для соответствующих земельных участков, является необоснованным и противоречит действующему законодательству.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, статьей 65 ЗК РФ закреплен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 этого Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, в частности, относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Во исполнение указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), регулирующие порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
К основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правилами отнесен также принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Согласно пункту 5 Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Минэкономразвития России во исполнение данного пункта издало Приказ от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов", которым утвердило Ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположенных на территории Кемеровской области - 0,48 руб. за 1 кв.м.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 7), разъяснено, что Постановление Правительства N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В соответствии с пунктом 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, размер регулируемой арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации и использующимся для эксплуатации объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, установленный для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах, поскольку с 01.03.2015 установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям из ЕГРН, а также предоставленных истцом схем расположения объектов и сети газоснабжения жилых домов районов г. Кемерово:
- газопровод с кадастровым номером 42:24:0000000:715, протяженностью 457 м, местоположение: "Кемеровская область, г. Кемерово (от ул. Красная по ул. Мичурина до ул. Васильева)" обладает подземными элементами, а также технологически связан с газопроводом низкого давления "Газопровод, протяженность 1069 м., инв.N 8-645/11, лит. I, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Васильева от ул.50 лет Октября до ул. Мичурина", ? с газопроводом низкого давления "Газопровод, протяженность 1609-м, адрес объекта: Кемеровская обл., г. Кемерово, от ул. Ноградская по ул. 50 лет Октября до ул. Красная 25", ? с газопроводом низкого давления "Газопровод, назначение: нежилое, протяженность 1029, адрес объекта: Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Ноградская от ул. Кирова до ул.50 лет Октября", ? с газопроводом среднего давления "Газопровод среднего давления, протяженность 3433 м, инв.N 8-667/11, лит.I, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, по ул. Красноармейская - ул. Кирова - ул. Ноградская - ул. Весенняя", ? с газопроводом высокого давления "Газопровод высокого давления, назначение: нежилое, 0-этажей, протяженностью 4885-м, 4-й участок Топкинского лога, ул. Красноармейская, ГГРП-1", ? с газопроводом высокого давления "Газопровод высокого давления, назначение: нежилое, протяженность 3514-м, адрес объекта: Кемеровская обл., г.Кемерово, ГРС-1, ул. 4-й участок Топкинского лога, ул. Красноармейская, ГГРП-1", ? с газопроводом высокого давления "Газопровод от ГРС-1 до НКТЭЦ, ГРЭС от ГРС-1 до Горгаза".
- газопровод с кадастровым номером 42:24:0501002:6933, протяженностью 169 м, местоположение согласно сведениям ЕГРН: "Кемеровская область, г. Кемерово (ул. Красная от ул. Васильева до ул. Красноармейская)" обладает подземными элементами, а также технологически связан с газопроводом низкого давления "Газопровод, находящегося в собственности АО "Кемеровогоргаз" с кадастровым номером 42:24:0000000:715, протяженностью 457 м, местоположение: "Кемеровская область, г. Кемерово (от ул. Красная по ул. Мичурина до ул. Васильева)" ? с газопроводом низкого давления "Газопровод, протяженность 1069 м., инв.N 8-645/11, лит. I, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Васильева от ул.50 лет Октября до ул. Мичурина", ? с газопроводом низкого давления "Газопровод, протяженность 1609-м, адрес объекта: Кемеровская обл., г. Кемерово, от ул. Ноградская по ул. 50 лет Октября до ул. Красная 25", ? с газопроводом низкого давления "Газопровод, назначение: нежилое, протяженность 1029, адрес объекта: Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Ноградская от ул. Кирова до ул.50 лет Октября", ? с газопроводом среднего давления "Газопровод среднего давления, протяженность 3433 м, инв.N 8-667/11, лит.I, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, по ул. Красноармейская - ул. Кирова - ул. Ноградская - ул. Весенняя", ? с газопроводом высокого давления "Газопровод высокого давления, назначение: нежилое, 0-этажей, протяженностью 4885-м, 4-й участок Топкинского лога, ул. Красноармейская, ГГРП-1", ? с газопроводом высокого давления "Газопровод высокого давления, назначение: нежилое, протяженность 3514-м, адрес объекта: Кемеровская обл., г.Кемерово, ГРС-1, ул. 4-й участок Топкинского лога, ул. Красноармейская, ГГРП-1", ? с газопроводом высокого давления "Газопровод от ГРС-1 до НКТЭЦ, ГРЭС от ГРС-1 до Горгаза".
- газопровод с кадастровым номером 42:24:0000000:313, протяженностью 175 м, местоположение Кемеровская область, г. Кемерово (северо-западнее жилого дома
18 по ул. Весенняя)
, обладает подземными элементами, а также технологически связан с газопроводом низкого давления
Газопровод, назначение: нежилое, протяженность 1941-м, адрес объекта: Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Красноармейская-ул. Весенняя до ул. Ноградская
,
с газопроводом низкого давления
Газопровод, назначение: нежилое, протяженность 1029, адрес объекта: Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Ноградская от ул. Кирова до ул.50 лет Октября
,
с газопроводом среднего давления
Газопровод среднего давления, протяженность 3433 м, инв.
8-667/11, лит.I, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, по ул. Красноармейская - ул. Кирова - ул. Ноградская - ул. Весенняя
,
с газопроводом высокого давления
Газопровод высокого давления, назначение: нежилое, 0-этажей, протяженностью 4885-м, 4-й участок Топкинского лога, ул. Красноармейская, ГГРП-1
,
с газопроводом высокого давления
Газопровод высокого давления, назначение: нежилое, протяженность 3514-м, адрес объекта: Кемеровская обл., г.Кемерово, ГРС-1, ул. 4-й участок Топкинского лога, ул. Красноармейская, ГГРП-1
,
с газопроводом высокого давления
Газопровод от ГРС-1 до НКТЭЦ, ГРЭС от ГРС-1 до Горгаза
.
- газопровод с кадастровым номером 42:24:0401055:13006, протяженностью 682 м, местоположение: Кемеровская область, г. Кемерово по ул. Бакинксая, ул. Студенческая)
обладает надземными элементами, а также технологически связан с газопроводом низкого давления
Наружный газопровод по ул. 2-й Тульский пер., 1-й Тульский пер., ул. Тульская, ул. Лядова, ул. Смирнова
,
с газопроводом высокого давления
Сооружение, назначение: газопровод, протяженностью 775 м, адрес (местонахождение) объекта: РФ, Кемеровская обл., г. Кемерово, от задвижки на заборе цеха "Крекеров" до ограды милиции Рудничного района
,
с газопроводом высокого давления
Сооружение, назначение: газопровод, протяженностью 358 м, адрес (местонахождение) объекта: РФ, Кемеровская обл., г.Кемерово, Рудничный район, от врезки на цех крекеров до ГСГО-1
,
с газопроводом высокого давления
Распределительный газопровод в/д от станции
Шахтер
до котельных кварталов 4/15 и 5/13
Рудничного р-на
,
с газопроводом высокого давления
Газопровод высокого давления, протяженность 13759 м, адрес объекта: Кемеровская обл., г.Кемерово, Рудничный район, ГРС-3-Кировский район, ГРП Кемеровской ТЭЦ
;
- газопровод с кадастровым номером 42:24:0101049:1309, протяженностью 416 м, местоположение: Кемеровская область, г. Кемерово (ул. Ноградская от пр. Кузнецкий до ул. Кирова)
обладает подземными элементами, а также технологически связан с газопроводом низкого давления с газопроводом низкого давления
Газопровод, назначение: нежилое, протяженность 1029, адрес объекта: Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Ноградская от ул. Кирова до ул.50 лет Октября
,
с газопроводом среднего давления
Газопровод среднего давления, протяженность 3433 м, инв.
8-667/11, лит.I, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, по ул. Красноармейская - ул. Кирова - ул. Ноградская - ул. Весенняя
,
с газопроводом высокого давления
Газопровод высокого давления, назначение: нежилое, 0-этажей, протяженностью 4885-м, 4-й участок Топкинского лога, ул. Красноармейская, ГГРП-1
,
с газопроводом высокого давления
Газопровод высокого давления, назначение: нежилое, протяженность 3514-м, адрес объекта: Кемеровская обл., г.Кемерово, ГРС-1, ул. 4-й участок Топкинского лога, ул. Красноармейская, ГГРП-1
,
с газопроводом высокого давления
Газопровод от ГРС-1 до НКТЭЦ, ГРЭС от ГРС-1 до Горгаза
(схемы газоснабжения, подтверждающие данный факт, прилагаются).
Оценив все предоставленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая вышеизложенные нормы права, принимая во внимание, что спорные объекты газораспределительной системы с кадастровыми номерами 42:24:0000000:715, 42:24:0000000:313, 42:24:0501002:6933, 42:24:0101049:1309, 42:24:0401055:13006 входят в состав единого производственно-технологического комплекса ГПРГ Томск ТС 36 ГРС-1 г. Кемерово и эксплуатируется АО "Кемеровогоргаз" для обеспечения населения и прочих потребителей города Кемерово газом, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные объекты относятся к объектам местного значения, в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 39.7 ЗК РФ) арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные для размещения, в частности, линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, не может превышать установленные Правительством Российской Федерации предельные ставки арендной платы для сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных для размещения аналогичных объектов - ставка арендной платы для Кемеровской области 0,48 руб. за 1 кв. м земельного участка в год.
Отклоняя доводы ответчика о том, что за установлением факта отнесения объекта к объектам местного значения общество в суд не обращалось, советующих данных от Администрации г. Кемерово об отнесении данного объекта к объектам местного значения по сведениям генерального плана г. Кемерово также не представлено, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения - это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных районов, поселений, городских округов.
В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа газоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) федеральная система газоснабжения - это совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, в том числе газораспределительных систем.
На основании абзаца 2 статьи 5 Федерального закона N 69-ФЗ для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций, организаций - собственников газораспределительных систем, независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абзацу 2 статьи 7 Федерального закона N 69-ФЗ газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, спорные объекты газораспределительной системы относятся к объектам местного значения, иного из материалов дела не следует.
Принимая во внимание, что рассматриваемом случае, объекты, для размещения которых предоставляются земельный участок, предназначены для газоснабжения населения (доказательства, свидетельствующие об обратном, ответчиком в материалы дела в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлены), объекты, находящиеся на спорных земельных участках, по критерию его целевого назначения относятся к объектам систем газоснабжения местного значения.
В этой связи, апелляционный суд полагает, выводы суда первой инстанции в указанной части обоснованными, а доводы апеллянта основанными на несогласии с выводами суда, которые сводятся только к несогласию отнесения объекта к объекту местного значения в ином порядке, чем указывает апеллянт в жалобе. При этом апеллянт не обосновывает к каким объектам (какого значения) они относится.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.12.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10720/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд принявший решение.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Л.Н. Апциаури |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10720/2023
Истец: АО "Кемеровогоргаз"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса