город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2021 г. |
дело N А32-56717/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.
судей Чотчаева Б.Т., Яицкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Годунко А.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от Межрайонной ФНС России N 16 по Краснодарскому краю: представитель Кравченко И.В. по доверенности от 30.10.2020;
от УФНС по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Голустьянца Михаила Эдуардовича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2021 по делу N А32-56717/2020
по заявлению Голустьянца Михаила Эдуардовича
к Межрайонной ФНС России N 16 по Краснодарскому краю; УФНС по Краснодарскому краю
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "ВМК" об оспаривании решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд обратился участник общества с ограниченной ответственностью "ВМК" Голустьянц Михаил Эдуардович (далее - заявитель, Голустьянц М.Э.) с заявлением к Межрайонной ФНС России N 16 по Краснодарскому краю, УФНС по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, регистрационный орган) об оспаривании решения МИФНС N 16 исх. N 7562773А и решения МИФНС N 16 исх. N 7562922А об отказе в государственной регистрации, об оспаривании решения УФНС по Краснодарскому краю от 18.12.2020 N 24-14-1397, а также об обязании МИФНС N16 зарегистрировать внесенные изменения по ООО "ВМК" (ИНН 2304073928, ОГРН 1182375081569), вносимые в сведения реестра (форма N Р14001), в том числе в части: лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, входящий номер: 7562773А от 07.11.2020, об обязании МИФНС N 16 зарегистрировать внесенные изменения по ООО "ВМК" вносимые в учредительные документы (форма N Р13001), в том числе в части: уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда) участников юридического лица - физических лиц, входящий номер: 7562922А от 09.11.2020.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2021 в удовлетворении ходатайства о привлечении третьих лиц отказано. Производство по делу в части оспаривания решения УФНС по Краснодарскому краю от 18.12.2020 N 24-14-1397 прекращено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Голустьянц М.Э. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания. Ответчиком не опровергнута презумпция нотариальных действий в порядке, установленном статьей 161 АПК РФ. ИФНС не предоставило доказательств (заявление, которое написано Шлипотеевым А.Г. и доказательства достоверности подписи заинтересованного лица).
В судебное заседание не явились представители заявителя, УФНС по Краснодарскому краю, третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Межрайонной ФНС России N 16 по Краснодарскому краю возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что ООО "ВМК" через нотариуса Карнаухову А.Э. в МИФНС N 16 по Краснодарскому краю 07.11.2020 были поданы документы, вносимые в сведения реестра (форма N Р14001), в том числе в части: лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица вх. N 7562773А, 09.11.2020 поданы документы, вносимые в учредительные документы (форма NР13001), в том числе в части: уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда) участников юридического лица - физических лиц вх. N 7562922А.
Регистрирующим органом приняты решения об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с принятыми решениями, заявителем подана жалоба в вышестоящий орган - УФНС по Краснодарскому краю.
Решением УФНС по Краснодарскому краю от 18.12.2020 N 24-14-1397 жалоба оставлена без удовлетворения.
Посчитав, что указанными решениями нарушены его права и законные интересы, Голустьянц М.Э. обратился в суд с исковым заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. ст. 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Инспекция является регистрирующим органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Судом первой инстанции верно установлено, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129).
В п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129 установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 этой статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются (п. 3 ст. 5, ст. 11 Федерального закона N 129).
Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регламентирована Главой VI (ст. ст. 17, 18) Федерального закона N 129.
Судом первой инстанции установлено, что 07.11.2020 в адрес инспекции по электронным каналам связи нотариусом г. Москвы Карнауховой А.Э., направлены документы для осуществления государственной регистрации вх. N 7562773А. Представление указанных документов обусловлено прекращением полномочий физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО "ВМК" - Рюкова С.А. и возложением вышеуказанных полномочий на Шлипотеева А.Г.
Так, при осуществлении проверки налоговым органом было выявлено ограничение в отношении Шлипотеева А.Г., а именно: "Возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, Шлипотеев А.Г. просит не осуществлять регистрационные действия с использованием его паспортных данных", на основании возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации по форме N Р38001, вх. N 286189А от 29.06.2020.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129 отказ в государственной регистрации допускается в случае: получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 3 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п. 3, 4 Федерального закона N 129-ФЗ в рамках действующего законодательства юридические лица, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ могут направить соответствующие возражения не позднее трех месяцев с момента опубликования решения о предстоящем исключении в органах печати.
В соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма N Р38001 "Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ". Таким образом, для инициирования процедуры исключения недействующих юридических лиц для регистрирующего органа необходимы основания, предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, а также соблюдение полного комплекса мероприятий.
Кроме того, налоговый орган пояснил, что следует руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию и использованию регистрирующими (налоговыми) органами сведений о наличии ограничений на осуществление регистрационных действий, разработанными в соответствии с приказом ФНС России от 27.03.2009 N ММ-7-6/145@.
Информационный ресурс "Ограничения" создан в целях обеспечения регистрирующих (налоговых) органов необходимыми при осуществлении государственной регистрации и ведении ЕГРЮЛ / ЕГРИП сведениями о наличии, в том числе:
- судебных актов или иных документов, поступивших в регистрирующие (налоговые) органы от судебных или исполнительных органов, об ограничении (обеспечительных мерах, принятых в отношении юридических или физических лиц) на совершение регистрационных действий, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ, а также об отмене указанных ограничений.
Формирование информационного ресурса "Ограничения" местного уровня производится на основании, в том числе:
- поступивших судебных документов (судебных актов и актов службы судебных приставов), в которых содержатся сведения об ограничениях (обеспечительных мерах, принятых в отношении юридических или физических лиц), изменении или отмене ранее вынесенных ограничений (обеспечительных мерах).
На основании данных информационного ресурса "Ограничения", регистрирующими органами при поступлении документов проводится проверка наличия ограничений на осуществление регистрационных действий. Проверка проводится в автоматическом режиме с применением технологии WEB-сервисов. Результаты проверки используются при подготовке соответствующего решения: о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации.
Таким образом, по результатам рассмотрения представленных документов, было принято решение от 13.11.2020 N 7562773А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Кроме того, 09.11.2020 в адрес инспекции по электронным каналам связи нотариусом г. Москвы Карнауховой А.Э., направлены документы для осуществления государственной регистрации вх. N 7562922А. Документы на государственную регистрацию представлены в связи с увеличением уставного капитала ООО "ВМК", за счет вклада, принимаемого в Общество нового участника Шлипотеева А.Г. Документы на государственную регистрацию представлены в связи с увеличением уставного капитала ООО "ВМК", за счет вклада, принимаемого в Общество нового участника Шлипотеева А. Г.
В силу пп. "а" п. 1.3. ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, вправе выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица.
На этапе проверки документов, представленных на государственную регистрацию, инспекцией установлено, что согласно данных ЕГРЮЛ Рюков С. А. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "ВМК", при этом, представленное на государственную регистрацию, заявление по форме N Р13001 подписано - Шлипотеевым А. Г.
Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ является прямым основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с пп. "д" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
С учетом изложенного, по результатам рассмотрения представленных документов, руководствуясь положениями Федерального закона N 129-ФЗ, налоговым органом принято обоснованное решение об отказе в государственной регистрации от 16.11.2020 N 7562922А.
После принятия оспариваемых решений 17.12.2020 Шлипотеевым А.Г., представлено возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации по форме N Р38001, вх. N 639655А.
Документы на государственную регистрацию представлены в связи с отзывом возражения Шлипотеева А.Г. представленного 29.06.2020 вх. N 286189А. На основании указанного заявления, в информационном ресурсе "Ограничения" предупредительная мера прекращена.
Истец доводы возражения ответчика документально не опроверг, доказательств отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации и неправомерности принятых оспариваемых решений при наличии ограничений в связи с заявленными возражениями, не представил.
В силу ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом указанных обстоятельств в нарушение ст. 65. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных Голустьянцом М.Э. требований об оспаривании решений от 13.11.2020, от 16.11.2020 правомерно отказано.
По требованиям в отношении УФНС по Краснодарскому краю суд прекратил производство, поскольку решение УФНС России по Краснодарскому краю по своей сути не является новым решением, оспариваемое решение, принятое по жалобе заявителя, самостоятельно не нарушает прав налогоплательщика, не возлагает на него дополнительных обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 18.12.2020 N 24-14-1397 принято в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах полномочий, закрепленных положениями п. 3 ст. 140 НК РФ.
Таким образом, в данном случае решение УФНС России по Краснодарскому краю не является самостоятельным предметом спора, а, потому производство по делу в данной части подлежит прекращению применительно к положениям п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2021 по делу N А32-56717/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Б.Т. Чотчаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56717/2020
Истец: Голустьянц М Э
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю, МИФНС N16 по КК, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, УФНС по КК, ФНС России Межрайонная N 16 по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "ВМК"