город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2021 г. |
дело N А32-11276/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2021 по делу N А32-11276/2021 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края,
ответчик: автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Учебный центр "Приморский"
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края (далее - истец, управление, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации "Учебный центр "Приморский" (далее - ответчик, организация, АНПОО "УЦ "Приморский") неосновательно выплаченных денежных средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 101 375,28 рублей.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 по делу N А32-11276/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированный текст судебного акта изготовлен 18.05.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, пенсионный фонд обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что на пенсионном фонде лежит обязанность уточнять факт трудовой деятельности пенсионеров. По мнению подателя жалобы, излишняя выплата страховой пенсии с учетом индексации произошла по вине ответчика, не исполнившего свои обязательства по предоставлению сведений персонифицированного учета.
В отзыве на апелляционную жалобу АНПОО "Учебный центр "Приморский" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Управлением в суд апелляционной инстанции представлены копии решений о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) в отношении пенсионеров, а именно: от 21.11.2018 N 180000077525/В/М в отношении Стояновского В.Г.; от 21.11.2018 N 180000077491/В/М в отношении Данильченко А.И.; от 21.11.2018 N 180000077337/В/М в отношении Сиромятник А.И.; от 21.11.2018 N 180000077331/В/М в отношении Меерович В.Б.; от 21.11.2018 N180000077817/В/М в отношении Макарова В.А.
В соответствии с частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 названного Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Принимая во внимание, что у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дополнительные доказательства, представленные управлением, фактически повторяют, доводы, заявленные в суде первой инстанции, и не позволяют прийти к выводу о принятии иного судебного акта, спора относительно даты вынесения решений об индексации трудовой пенсии между сторонами нет, то они приобщению к материалам дела не подлежат и возвращаются заявителю.
Поскольку дополнительные доказательства представлены в электронном виде через систему подачи электронных документов "Мой арбитр", они не подлежат возврату управлению на бумажном носителе.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), АНПОО "УЦ "Приморский" является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования (рег. N 033-019-035860).
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края пенсионерам Стояновскому В.Г., Данильченко А.И., Сиромятник А.И., Меерович В.Б. и Макаровой В.А. установлена сумма страховой пенсии без учета индексации на основании части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон N 400-ФЗ), в связи с осуществлением ими трудовой деятельности.
Впоследствии, в связи с тем, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года ответчиком в срок не представлены, пенсионеры считаются прекратившими работу, и, соответственно, выплата пенсии должна производиться с учетом индексации, как неработающим пенсионерам, в порядке, установленном частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Пенсионным фондом установлено, что страхователь - АНПОО "УЦ "Приморский" сведения о застрахованных лицах Стояновском В.Г., Данильченко А.И., Сиромятник А.И., Меерович В.Б. и Макаровой В.А. (отчет по форме СЗВ-М - исходная) за сентябрь 2018 года представил в территориальный орган пенсионного фонда 29.10.2019, при установленном законом сроке представления - до 15.10.2018.
В связи с отсутствием сведений по форме СЗВ-М на указанных застрахованных управлением вынесены решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) в отношении пенсионеров: от 21.11.2018 N 180000077525/В/М в отношении Стояновского В.Г.; от 21.11.2018 N180000077491/В/М в отношении Данильченко А.И.; от 21.11.2018 N180000077337/В/М в отношении Сиромятник А.И.; от 21.11.2018 N180000077331/В/М в отношении Меерович В.Б.; от 21.11.2018 N180000077817/В/М в отношении Макарова В.А.
В последствии управлением установлено, что несвоевременное представление вышеуказанных сведений по форме СЗВ-М повлекло за собой переплату пенсии, в связи с неосновательно прошедшей индексацией, и перерасход средств Пенсионного фонда в размере 101 375,28 рублей, из них:
- Стояновскому В.Г. за период с 01.09.2018 года по 30.11.2019 - 27 700,76 рублей;
- Данильченко А.И. за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 - 42 670,68 рублей;
- Сиромятник А.И. за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 - 2 286,6 рублей;
- Меерович В.Б. за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 - 2 504,68 рубля;
- Макарову В.А. за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 - 26 212,56 рублей, что зафиксировано в протоколах от 15.07.2020 по каждому пенсионеру.
В целях досудебного урегулирования спора ответчику была направлена претензия (от 11.08.2020 исх. N 03-11363) о необходимости возмещения ущерба, возникшего по вине страхователя, вследствие несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года.
Денежные средства от страхователя в счет погашения переплаты не поступили, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязательства вследствие причинения вреда".
При этом, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статья 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации). В то же время необходимым условием привлечения к ответственности является вина.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что применительно к настоящему спору существенное значение для разрешения дела имеет дата принятия решения о выплате проиндексированной пенсии, так как данное обстоятельство позволит установить, имелась ли у управления реальная возможность уточнить сведения о том, осуществляли ли пенсионеры трудовую деятельность в сентябре 2018 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера причиненных убытков. При этом, для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 вышеназванного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом N 400-ФЗ, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 вышеназванной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, представленные данные ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых контролирующий орган ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 названной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 названной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по каждому отдельному периоду - месяцу на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" организация является страхователем.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Предусмотренные указанные данной статьей сведения предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России N 83п от 01.02.2016. Уточнение факта осуществления (прекращения) работы производится органами пенсионного фонда ежемесячно на основании формы СЗВ-М.
Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года в отношении Стояновского В.Г., Данильченко А.И., Сиромятник А.И., Меерович В.Б. и Макаровой В.А. представлены юридическим лицом в территориальный орган пенсионного фонда позже установленного законом срока (29.10.2019 года).
Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М на указанных застрахованных лиц повлекло за собой переплату пенсии, в связи с неосновательно произведенной индексацией, и перерасход средств пенсионного фонда в сумме 101 375, 28 рублей, из них:
- Стояновскому В.Г. за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 - 27 700,76 рублей;
- Данильченко А.И. за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 - 42 670,68 рублей;
- Сиромятник А.И. за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 - 2 286,6 рублей;
- Меерович В.Б. за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 - 2 504,68 рубля;
- Макарову В.А. за период с 01.09.2018 по 30.11.2019 - 26 212,56 рублей.
Вместе с тем, управлением не учтено следующее.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика, выразившимися в несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах, и наступлением вреда в виде излишне выплаченных управлением сумм страховой пенсии.
Судом установлено, что отчётность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц за сентябрь 2018 года организацией действительно представлена 29.10.2019, указанное ответчиком не оспаривается.
Однако излишняя выплата страховой пенсии не обусловлена непредставлением работодателем сведений по форме СЗВ-М за тот или иной месяц (в данном случае за сентябрь 2018 года). За нарушение сроков представления отчетности установлена ответственность. Организация не представляла недостоверных сведений в отношении указанных работников.
В соответствии с пунктом 4 формы СВЗ-М, в форме СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры.
Организация не представляла сведений о прекращении трудовых отношений с вышеназванными работниками.
Наоборот, ответчик своевременно представлял в территориальный орган Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М как за предыдущие месяцы, так и за последующие месяцы. Отчетность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц своевременно подана организацией и принята управлением к учету.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно установленному законодательством порядку решения об индексации пенсии неработающему пенсионеру выносятся в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, вынося решения об индексации, пенсионный фонд должен был получить сведения о пенсионерах за последующий месяц (в настоящем случае - за октябрь 2018 года).
Сведения за октябрь 2018 года в отношении пенсионеров представлены своевременно - 07.11.2018, то есть до принятия управления решений о начислении выплат сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) в отношении всех пенсионеров - 21.11.2018.
Таким образом, к моменту принятия решения о начислении выплат в соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, истец достоверно располагал сведениями по форме СЗВ-М за июль, август, октябрь 2018 года.
Таким образом, на момент вынесения решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации управление достоверно обладало информацией о том, что вышеназванные пенсионеры осуществляют трудовую деятельность.
Истец, не располагая формой СЗВ-М за сентябрь 2018 года, имел возможность уточнить факт трудовой деятельности Стояновского В.Г., Данильченко А.И., Сиромятник А.И., Меерович В.Б. и Макаровой В.А., на основании имеющихся данных, убедиться, что сведения о трудовой деятельности предоставлены ответчиком за периоды до сентября 2018 года и после сентября 2018 года и уточнить у страхователя факт трудовой деятельности указанных лиц в сентябре 2018 года.
В рассматриваемом случае сведения о работнике фактически были представлены несвоевременно исключительно по ошибке, которую организация впоследствии устранила. При этом Пенсионный фонд не оспаривает то обстоятельство, что организация продолжала своевременно начислять и выплачивать страховые взносы за данного работника.
При наличии своевременно представленных ответчиком сведений по форме СЗВ-М за последующие периоды управление обязано было уточнить факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в АНПОО "УЦ "Приморский", в том числе истребовать соответствующие сведения.
Согласно Закону N 27-ФЗ, контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Фонд, осуществляется органами Фонда (пункт 1 статьи 8). Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (статья 15). Органы управления имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных данным законом (статья 16).
Более того, Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н установила для территориальных органов управления более строгие требования по проверке достоверности, правильности и полноты представляемых страхователями сведений.
Так, в соответствии с пунктом 35 названной инструкции, территориальный орган управления территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Фонда сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании пункта 37 названной инструкции, представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган уточненные индивидуальные сведения.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 88 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 885н).
Так как, форма СЗВ-М за сентябрь 2018 года страхователем в срок не представлена, Пенсионный фонд не имел права принимать решение о начислении дополнительных выплат. В данном случае, истец должен был дождаться получения сведений персонифицированного учета от Федеральной налоговой службы за 3 квартал 2018 года, либо направить запрос в АНПОО "УЦ "Приморский" об уточнении сведений персонифицированного учета и только после этого принимать решения в соответствии со статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Доказательств нарушения АНПОО "УЦ "Приморский" сроков предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета за иные периоды (кроме сентября 2018 года) Пенсионным фондом в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно: наличие причинно-следственной связи между бездействием ответчика по предоставлению сведений за сентябрь 2018 года по форме СВЗ-М и возникновением у заявителя убытков.
При таких обстоятельствах, истец не доказал ни противоправные действия ответчика, ни причинно-следственную связь между его действиями (бездействием) и наступившими последствиями, следовательно, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 304-КГ18-11128.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2020 по делу N А32-6071/2019.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии законодательно установленной обязанности производить уточнение достоверности данных у страхователей отклоняется как несоответствующие нормам материального права. Необходимость уточнения сведений, в случае возникновения сомнений относительно правильности переданных по форме СЗВ-М сведений, прямо вытекает из Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, действовавшей на дату непередачи организацией сведений (15.10.2018).
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2021 по делу N А32-11276/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11276/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края, ГУ УПФ РФ в г. Новороссийске КК
Ответчик: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Учебный центр "Приморский", АНПОО "УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРИМОРСКИЙ""