город Воронеж |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А14-6330/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
от общества с ограниченной ответственностью "КДВ Воронеж": Апуевой Н.Р., представителя по доверенности от 20.07.2020;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КДВ Воронеж" (ОГРН 1117017010285, ИНН 7017286512) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.03.2021 по делу N А14-6330/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КДВ Воронеж" (ОГРН 1117017010285, ИНН 7017286512) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (ОГРН 1053600124676, ИНН 3665049192) о признании недействительными и отмене предписания N00056-12 от 15.05.2020, акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 15.05.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КДВ Воронеж" (далее -ООО "КДВ Воронеж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) о признании недействительными и отмене предписания N 00056-12 от 15.05.2020, акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 15.05.2020.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.03.2021 производство по делу N А14-6330/2020 в части требования ООО "КДВ Воронеж" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании недействительным и отмене акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 15.05.2020 прекращено.
Признано недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области N 00056-12 от 15.05.2020 в части предписания ООО "КДВ Воронеж" продолжить проведение дезинфекции автобусов для доставки работников из дома на предприятие и обратно на основании требований статей 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Главного государственного санитарного врача по Воронежской области от 13.04.2020 N 4 "О мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Воронежской области".
На Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "КДВ Воронеж". В остальной части в удовлетворении требования о признании недействительным и отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области N 00056-12 от 15.05.2020 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "КДВ Воронеж" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение изменить, принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить требования ООО "КДВ Воронеж" о признании недействительным и отмене:
- предписания N 00056-12 от 15.05.2020,
- акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 15.05.2020,
а также в части взыскания в пользу ООО "КДВ Воронеж" с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области расходов по госпошлине.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Управление Роспотребнадзора по Воронежской области явку полномочных представителей не обеспечило.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "КДВ Воронеж" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "КДВ Воронеж зарегистрировано 23.06.2011. При регистрации организации присвоен ОГРН 1117017010285, ИНН 7017286512 и КПП 362501001. Основной вид деятельности: 10.82.2 производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий. Дополнительные виды деятельности: переработка и консервирование фруктов, производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки, производство супов и бульонов и др.
На основании приказа начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Новоусманском, Верхнехавском, Панинском, Рамонском районах Корженкова О.С. о расследовании причин инфекционных заболеваний N 14 от 28.04.2020 в период с 28.04.2020 по 15.05.2020 в отношении ООО "КДВ Воронеж" было проведено санитарно-эпидемиологическое расследование с целью оценки проведения профилактических и первичных противоэпидемических мероприятий в связи с регистрацией случая новой коронавирусной инфекции у сотрудника организации.
По результатам проведенного расследования был составлен акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 15.05.2020, в котором отражены выявленные в ходе проведенного расследования сведения о заболевших, проводимых организацией мероприятиях для предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также выявленных нарушениях обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих в период осуществления на территории Воронежской области ограничительных мероприятий (карантина).
Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей заявителю было выдано предписание N 00056-12 от 15.05.2020 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым ООО "КДВ Воронеж" предписано:
1) в срок с 15.05.2020 организовать проведение ежедневного медицинского наблюдения за работниками предприятия с осмотром и измерением температуры дела с целью выявления потенциальных больных острыми респираторными вирусными инфекциями, не допускать их к работе, предупредить работников о недопустимости сокрытия (фактов любых признаков острого респираторного заболевания (повышение, температуры, кашель, отдышка, насморк, першение и боль в горле), а также фактов контакта с больными острыми респираторными заболеваниями. Отстранять от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками инфекционного заболевания;
2) в срок с 15.05.2020 сократить число работников предприятия до минимума, исходя из необходимости функционирования производства;
3) в срок с 15.05.2020 число работников, проходящих через проходную перед началом смены, должно быть минимизировано с целью ограничения возможных контактов, обеспечить социальную дистанцию между работниками не менее 1,5 метра. Исключить пересечение работников из разных смен. Организовать проведение дезинфекции после каждой смены или в конце рабочего дня при работе в 1 смену;
4) в срок с 15.04.2020 продолжить проведение дезинфекции автобусов для доставки работников из дома на предприятие и обратно;
5) в срок с 15.05.2020 не допускать перемещения работников между участками, цехами и корпусами предприятия, если только данные действия не обусловлены технологическими процессами, ограничить перемещение работников в обеденный перерыв, организовать посещение комнаты приема пищи группами не более 30 человек с учетом социальной дистанции не менее 1,5 метра;
6) в срок с 15.05.2020 обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (маски) из расчета не менее 4 штук в смену, резиновыми перчатками, а также 4 дезинфицирующими средствами (кожные антисептики для обработки рук, дезинфицирующие салфетки), не допускать использование одноразовых масок повторно;
7) в срок с 15.05.2020 исключить доступ на предприятие лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами (ремонт и обслуживание технологического оборудования);
8) в срок с 15.05.2020 информировать работников о необходимости соблюдения мер профилактики, правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета, перед каждым приемом пищи;
9) в срок с 15.05.2020 обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий: обработка полов, оборудования, поверхностей с кратностью один раз в два часа в течении смены моющими средствами с применением хлорсодержащих дезинфекционных средств (гипохлорид кальция (натрия) в концентрации не менее 0,5% по активному хлору и средств на основе дихлорантина - 0,05% по активному хлору). Особое внимание необходимо уделить дезинфекции поверхностей, с которыми контактирует большое количество людей (например, ручки дверей, поверхности столов, краны и т.п.), оборудовать дозаторы с кожными антисептиками около умывальных раковин в туалетах и в комнате приема пищи;
10) в срок с 15.05.2020 обеспечить оборудование помещений, в которых может находиться значительное количество работников, приборами по обеззараживанию воздуха закрытого типа (Дезар или аналоги) или использовать спреи и аэрозоли с заявленным дезинфицирующим действием;
11) в срок с 15.05.2020 дезинфекцию мест общего пользования (туалеты) проводить не реже одного раза в 2 часа с использованием хлорсодержащих дезинфицирующих средств согласно инструкции по применению (рекомендуемая концентрация и нормы расхода дезинфицирующего раствора);
12) в срок с 15.05.2020 организовать при входе на предприятие места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, или дезинфицирующими салфетками.
Кроме того, указанным предписанием обществу в срок до 25.05.2020 предписано сообщить о выполнении предписания любым доступным способом в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Новоусманском, Верхнехавском, Панинском, Рамонском районах по адресу: 396310, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Ленина, д.305.
Не согласившись с вышеуказанными актом эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 15.05.2020 и предписанием N 00056-12 от 15.05.2020 об устранении выявленных нарушений, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта (предписания) о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере связи, возлагается на административный орган.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прекращая производство по делу N А14-6330/2020 в части требования ООО "КДВ Воронеж" о признания недействительным и отмене акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 15.05.2020, арбитражный суд области правомерно исходил из следующего.
По смыслу положений статей 198 АПК РФ, а также статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), под ненормативным правовым актом государственного органа, который может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущие неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или экономической деятельности. Иными словами, по своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношений определенного хозяйствующего субъекта. Обязательность исполнения властного предписания - квалифицирующий признак ненормативного правового акта; документ, не содержащий обязательных для исполнения требований, не влечет правовых последствий, а значит, не может нарушать права и законные интересы лица, в отношении которого такой документ составлен.
Как следует из материалов дела, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Новоусманском, Верхнехавском, Панинском, Рамонском районах в связи с поступлением из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" информации о выявленном случае заболевания было проведено санитарно-эпидемиологическое расследование в отношении ООО "КДВ Воронеж" с целью оценки проведения профилактических и первичных противоэпидемических мероприятий в связи с регистрацией случая новой коронавирусной инфекции COVID-2019 у сотрудника общества.
По результатам проведенного санитарно-эпидемиологического расследования заинтересованным лицом был составлен акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 15.05.2020, в котором установлены факты заболевания 9-ти сотрудников ООО "КДВ Воронеж" новой коронавирусной инфекцией COVID-2019, выявлен острый очаг новой коронавирусной инфекции, возбудитель - COVID-2019, зафиксированы нарушения установленных санитарно-эпидемиологических правил, которые способствовали формированию эпидемического очага, отражены проведенные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Фактически рассматриваемый акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи представляет собой документ, фиксирующий выявленные в ходе проведенных проверочных мероприятий обстоятельства. Помимо фиксации фактов заболевания и нарушений оспариваемый документ каких-либо властных указаний и предписаний публичного органа, адресованных проверяемому лицу и обязательных для исполнения последним, не содержит. Изложенные в оспариваемом акте выводы контролирующего органа по итогам проверки об очаге инфекционной болезни с установлением причинно-следственной связи характера властного предписания не носят. Соответственно данный акт сам по себе не порождает для общества каких-либо обязанностей.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 15.05.2020 не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, и, следуя положениям части 1 статьи 150 АПК РФ, прекратил производство по делу.
При рассмотрении требований о признании недействительным предписания в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, оценка законности оспариваемого предписания, нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено предписание.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В пункте 1 статьи 2 названного Закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из содержания статьи 29 Закона N 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение N322), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (пункт 1 Положения).
В силу пункту 4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента исполнение государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее - государственная функция) осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора в отношении, в том числе, юридических лиц.
Должностными лицами Роспотребнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию являются начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты, старшие специалисты 1 разряда территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (подпункт 7 пункта 3 Административного регламента).
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое предписание вынесено главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Новоусманском, Верхнехавском, Панинском, Рамонском районах Цалик О.А.
В пункте 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Исходя из совокупности вышеприведенных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.
Относительно содержания оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В рассматриваемом случае выданное Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области заявителю предписание поименовано как "предписание об устранении выявленных нарушений". Данное предписание направлено на "устранение выявленных нарушений, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей" (что отражено в его вводной части).
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом области заинтересованное лицо пояснило, что данное предписание фактически является предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий с перечнем мер, необходимых для локализации ликвидации очага болезни (что усматривается из содержания самого предписания, тогда как наименование предписания указано ошибочно).
Как правильно установлено судом области, из содержания оспариваемого предписания следует, что в оспариваемом предписании обществу предписано провести дополнительные противоэпидемические мероприятия в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции COVID-2019.
Направленность оспариваемого предписания на предупреждение заражения, снижение риска заражения, ограничение контакта потребителей с продукцией с целью снижения риска заражения подтверждается материалами дела, следует из предписания.
Проанализировав обстоятельства дела, апелляционный суд считает, что выдача предписания с формулировкой "об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований", а не предписание "о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", указание в наименовании оспариваемого предписания в качестве его вида - "об устранении выявленных нарушений" при условии того, что фактически данное предписание, исходя из его буквального содержания и направленности, является предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (не содержит сведений о нарушениях и требований об устранении выявленных нарушений), не свидетельствует о нарушении прав проверяемого лица ООО "КДВ Воронеж".
Перечень предписанных обществу дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий соответствует методическим рекомендациям, а также совпадает с рекомендациями, содержащимися в приведенном постановлении главного государственного санитарного врача по Воронежской области N 4 от 13.04.2020.
Указание в предписании соответствующих требований, по мнению судебной коллегии, не может рассматриваться как нарушающие права и свободы человека, так как направлены на предотвращение распространения на территории Воронежской области новой коронавирусной инфекции COVID-2019, которая повлекла и может еще повлечь значительные человеческие жертвы, в целях защиты жизни и здоровья людей, находящихся на территории области. Данные права являются наивысшим благом и наиболее значимым конституционным правом каждого человека и гражданина, без их соблюдения утрачивают значение многие другие блага и ценности. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, которые подвергаются риску заражения в случае несоблюдения гражданами и организациями ограничительных мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-2019.
Выданное предписание соответствует целям и принципам санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно положениям статьи 11, пункта 3 статьи 29, пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится в случае необходимости проведения конкретных дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.
При этом требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы; предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами; предписание не должно носить признаки формального выполнения изложенных в нем требований.
Под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медикосанитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями установлены СП 3.1.2.3117-13.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Согласно пункту 4.1 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20 "Профилактика инфекционных болезней эпидемиология и профилактика COVID-19" (далее - МР 3.1.0170- 20) противоэпидемические мероприятия представляют собой комплекс мер, направленных на предотвращение распространения инфекции. Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: - принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: на источник, на пути передачи и на восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, находящихся в контакте с больным и лиц из групп риска); - выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; - установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и др.) и контактных лиц; - разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции максимальное ограничение контактов); - проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление контактных лиц "близких" и "дальних", их изоляцию (на дому или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 дней с момента контакта с больным, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения) в соответствии с рекомендациями по лечению COVID-19, утвержденными Минздравом России); - дезинфекцию; - экстренную профилактику (профилактическое лечение) для контактных лиц и лиц из групп риска; - профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях (пункт 4.2 МР 3.1.0170-20).
К числу предусмотренных в пункте 4.4 МР 3.1.0170-20 мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции относятся, в том числе, обеспечение всеми учреждениями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях организаций, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, организация активного выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при входе на рабочие места и т.п.
Пунктами 6.1. 6.2 МР 3.1.0170-20 определено, что одним из важнейших мероприятий по снижению рисков распространения COVID-19 является дезинфекция. При этом профилактическая дезинфекция начинается при возникновении угрозы заболевания с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей на объектах, в учреждениях, на территориях и так далее, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Главным государственным санитарным врачом РФ изданы постановления от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" и от 13.03.2020 N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" и утверждены МР 3.1/2.4.0185-20.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Воронежской области N 4 от 13.04.2020 "О мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Воронежской области" утвержден комплекс мероприятий по профилактике COVID-2019, рекомендованный к реализации руководителям предприятий и организаций.
Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания.
В этой связи, исходя из системного толкования норм Закона N 52-ФЗ, разработанных методических рекомендаций, обязательных к исполнению, а также, учитывая установленную степень риска распространения новой коронавирусной инфекции, осуществление обществом деятельности в области пищевой промышленности, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу о том, что принятие мер, обеспечивающих недопущение распространения такой инфекции в связи с поступившими экстренными извещениями о 18 работниках ООО "КДВ Воронеж", заболевших новой коронавирусной инфекцией, в полной мере соответствует цели предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции, и не противоречит содержанию оспариваемого предписания.
Необходимость проведения данных мероприятий обусловлена не наличием на предприятии определенного (минимального) количества пострадавших как необходимого условия для признания наличия на территории заявителя очага заболевания новой коронавирусной инфекцией, а угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории Воронежской области (что отражено в постановлении N 4 от 13.04.2019), в рамках которой выявлено наличие 9-ти заболевших работников ООО "КДВ Воронеж".
Применительно к доводам ООО "КДВ Воронеж" относительно неисполнимости предписания в части обязания заявителя обеспечить применение хлорсодержащих дезинфекционных средств (гипохлорид кальция (натрия) в концентрации не менее 0,5% по активному хлору и средств на основе дихлорантина - 0,05% по активному хлору), рекомендованных постановлением Главного государственного санитарного врача по Воронежской области от 13.04.2020 N 4 "О мерах по недопущению распространения COVID2019 в Воронежской области", арбитражный суд области пришел к следующему.
Согласно пункту 4.1 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20 "Профилактика инфекционных болезней эпидемиология и профилактика COVID-19" противоэпидемические мероприятия представляют собой комплекс мер, направленных на предотвращение и распространения инфекции.
Одним из важнейших мероприятий по снижению рисков распространения является дезинфекция. Текущую дезинфекцию в очаге проводят в течение всего времени болезни. Заключительную дезинфекцию проводят после выздоровления или убытия больного. Заключительная дезинфекция проводится силами специализированных (дезинфекционных) организаций или обученным персоналом.
С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства из различных химических групп, зарегистрированные в установленном порядке, в инструкциях по применению которых есть режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
В пункте 1.15 постановления от 13.04.2020 N 4 "О мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Воронежской области" в качестве одного из мероприятий по профилактике COVID-2019 предусмотрено такое дезинфекционное мероприятие как "обработка полов, оборудования, поверхностей с кратностью один раз в два часа в течение смены моющими средствами с применением хлорсодержащих дезинфекционных средств (гипохлорит кальция (натрия) в концентрации не менее 0,5% по активному хлору и средств на основе дихлорантина - 0,05% по активному хлору). Для дезинфекции поверхностей небольшой площади может использоваться этиловый спирт 70% концентрации. Особое внимание необходимо уделить дезинфекции поверхностей, с которыми контактирует большое количество людей (например, ручки дверей, поверхности столов, краны и т.п.)".
Данные рекомендации по проведению соответствующих мероприятий адресованы непосредственно руководителям предприятий и организаций, расположенных на территории Воронежской области (на что прямо указано в тексте постановления), независимо от вида их деятельности.
При этом рекомендательный характер таких мероприятий не свидетельствует о том, что указание в тексте оспариваемого предписания на необходимость их исполнения каким-либо образом нарушает права ООО "КДВ Воронеж" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Напротив, данное предписание фактически является мерой предупредительного и профилактического характера, направленной на недопущение нарушений Обществом обязательных требований в установленной сфере деятельности и обусловлено необходимостью предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения обществом предписания в данной части, судом не установлено.
Довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для выдачи предписания ввиду отсутствия нарушений, также отклоняется за необоснованностью, поскольку частью 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ, прямо предусмотрено право уполномоченного органа на выдачу предписаний при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.
Соответственно, в случае выявления должностными лицами Роспотребнадзора обстоятельств, свидетельствующих об угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), должностные лица Роспотребнадзора вправе выдать предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятиях.
При этом, к выдаче таких предписаний положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются, поскольку предписания о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий выдаются не в рамках осуществления функций государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в понимании данного закона.
Подпунктом 3.2 пункта 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" на территориальные органы Роспотребнадзора возложена обязанность по выдаче обязательных для исполнения в установленные сроки предписания о медицинском наблюдении, медицинском обследовании и изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическими лицами.
Соглашаясь с доводом заявителя о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым в части обязания общества продолжить проведение дезинфекции автобусов для доставки работников из дома на предприятие и обратно, арбитражный суд области правомерно исходил из того, что автобусы, используемые ООО "КДВ Воронеж" для доставки работников из дома на предприятие и обратно, не являются собственностью заявителя, фактически принадлежат иной организации. Данное обстоятельство не оспаривается заинтересованным лицом, при этом доказательств, его опровергающих, в материалы дела не представлено.
Таким образом, действия по дезинфекции указанных автобусов должны производиться собственниками транспортных средств, в то время как заявитель, не являющийся собственником автобусов, обеспечивающих доставку его работников на предприятие и обратно, лишен возможности проведения их дезинфекции.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности исполнения заявителем оспариваемого предписания в соответствующей части. При этом, с учетом приведенных выводов, в остальной части выданное предписание соответствует целям и принципам санитарно-эпидемиологического законодательства.
Об исполнимости предписания также свидетельствует факт направления ответа об исполнении предписания исх. N 172 от 28.05.2020, согласно которому мероприятия, изложенные в предписании, исполнены (применительно к требованию о дезинфекции автобусов - организована дезинфекция рук сотрудников перед посадкой в автобусы).
С учетом изложенного, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области предписание N 00056-12 от 15.05.2020 является необоснованным и недействительным в части предписания ООО "КДВ Воронеж" продолжить проведение дезинфекции автобусов для доставки работников из дома на предприятие и обратно на основании требований ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Главного государственного санитарного врача по Воронежской области от 13.04.2020 N 4 "О мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Воронежской области".
В остальной части заявленные ООО "КДВ Воронеж" требования о признании недействительным и отмене предписания Управления Роспотребнадзора по Воронежской области N 00056-12 от 15.05.2020 удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.03.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.03.2021 по делу N А14-6330/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КДВ Воронеж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-6330/2020
Истец: ООО "КДВ Воронеж"
Ответчик: ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Новоусманском, Верхнехавском, Панинском, Рамонском районах