г. Москва |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А40-4143/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.М. Елоева,
рассмотрев апелляционную жалобу ЗАО "УК ДЭЗ Красносельского района"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2021 (мотивированное решение от 26.04.2021) по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-4143/21
по иску ПАО "МОЭК" (ОГРН: 1077760081849, ИНН: 7720518494)
к ЗАО "УК ДЭЗ Красносельского района" (ОГРН: 1077760081849, ИНН: 7708648585)
о взыскании задолженности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ЗАО "УК ДЭЗ Красносельского района" о взыскании задолженности в сумме 496 199 руб. 91 коп.
Решением суда от 26.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела.
29.06.2021 от истца поступил письменный отзыв на жалобу, который приобщается к материалам дела.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оплате тепловой энергии по договору теплоснабжения от 01.04.2009 N 01.001512ТЭ за период март - июль 2020, что подтверждается представленными в материалы дела актами приемки-передачи энергоресурсов, счетами, счет-фактурами.
Претензионный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии со ст.ст.539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
В силу положений ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательств по оплате потребленной тепловой энергии и теплоносителя в полном объеме и в установленный договорами срок, то выводы суда первой инстанции о взыскании с ответчика задолженности правомерны.
Судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений и дана полная оценка обстоятельствам дела.
Довод ответчика о неверном способе определения подлежащих оплате энергоресурсов по договору N 01.001512 ТЭ от 01.04.2009 г., исходя из неверной площади отапливаемых помещений, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Поставку тепловой энергии ПАО "МОЭК" осуществляет в течение отопительного сезона, то есть в течение 7 календарных месяцев, а не как ответчик населению - в течение 12 месяцев.
Согласно п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) в новой редакции "оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года". При этом, правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ.
В п.2 Постановления от 29.09.2016 N 629 указывается, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме или жилом доме, в котором прибор учета тепловой энергии отсутствует, вышел из строя, утрачен, применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги", который составляет 0,016 Гкал на 1 кв.м.
Также в Постановлении Правительства Москвы N 41 от 11.01.1994 указывается, что объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.
Объем поставленной тепловой энергии для нужд отопления в каждый месяц календарного года определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. 3 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124) как произведение объема поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления и коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 внесены изменения не только в Правила N 354, но и в Правила N 124, касающиеся порядка и размера оплаты отопления в пользу ресурсоснабжающей организации (далее РСО).
Правила N 124 дополнены пунктами 25.1-25.2, устанавливающими: "25.1. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
При этом объем тепловой энергии, поставляемый в многоквартирный дом, жилой дом, фиксируется двусторонними актами исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется ресурсоснабжающей организацией один раз в год;
Стоимость подлежащей оплате в расчетном месяце тепловой энергии на нужды отопления многоквартирного дома рассчитывается исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
В течение календарного года потребителю: - в счетах на оплату указывается объем и стоимость подлежащей оплате за расчетный период тепловой энергии (среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год); - в актах приемки-передачи энергоресурсов указывается как объем и стоимость подлежащей оплате за расчетный период тепловой энергии, так и объем и стоимость фактически поставленной в расчетном периоде тепловой энергии (для целей проведения ежегодной корректировки стоимости и объема тепловой энергии по итогам календарного года); - в счете-фактуре отражается объем фактически поставленной в расчетном периоде тепловой энергии в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
Информация о том, что объемы начислялись потребителю равными размерами приведена в справке о задолженности по выставленному счету с учетом начислений по 1/12 и актов приемки-передачи тепловой энергии, методике расчет.
Действующее законодательство обязывает теплоснабжающую компанию ежемесячно выставлять потребителю для оплаты 1/12 среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, вне зависимости от объема фактического потребления.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-49560/19 о взыскании задолженности по договору N 01.001512 ТЭ от 01.04.2009 г. за период январь 2018 - июнь 2018, по делу NА40-191790/19 о взыскании задолженности за период июль 2018 - сентябрь 2018, в рамках которых рассматривались аналогичные споры между ПАО "МОЭК" и ЗАО "УК ДЕЗ Красносельского района" объем поставленной тепловой энергии по нежилым помещениям был определен расчетным способом, исходя из площади нежилых помещений 2 780 кв.м и применения норматива потребления тепловой энергии.
ПАО "МОЭК" при определении среднемесячного объема руководствовалось сведениями об общей площади помещений в МКД, которые содержатся в техническом паспорте МКД, а также размещены в системе ГИС ЖКХ и на сайте "Реформа ЖКХ".
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства подлежит размещению информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики (в том числе, сведения о размере площади).
Информация, содержащаяся в системе ГИС ЖКХ, является официальной (часть 2 статьи 9 Закона о ГИС ЖКХ), в связи с чем, сведения, содержащиеся в системе ГИС ЖКХ, носят официальный характер и подлежат применению при осуществлении расчетов.
Указание на необходимость использования данных технического паспорта при расчете платы содержится и в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Таким образом, у ПАО "МОЭК" в рамках определения объема поставляемой тепловой энергии отсутствуют основания применять какие-либо сведения отличные от сведений, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома и размещенных в официальных источниках.
Довод ответчика со ссылкой на акт проверки от 17.03.2020 г. о том, что отсутствие в гаражных помещениях радиаторов системы отопления и принятие мер, направленных на отключение двух приточных вентиляционных установок и двух тепловентиляторов воздушного отопления от подачи тепловой энергии, влечет уменьшение общей площади помещений в МКД, применяемой в расчетах, является необоснованным.
Ответчиком не учитываются положения Правил N 124, которые предусматривают, что с целью определения объема поставленной тепловой энергии с применением норматива следует руководствоваться общей площадью помещений в МКД.
При этом определение понятия "отапливаемое помещение" законодательством не закреплено. В этой связи не представляется возможным определить неотапливаемое помещение и вычленить его площадь для определения отличного от установленного размера платы за тепловую энергию.
В данном случае необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По результатам технологического присоединения многоквартирный дом подключается в целом, как единый объект, при этом тепловые нагрузки определяются с учетом данных о технических характеристиках многоквартирного дома, содержащихся в проектной и (или) технической документации.
Наличие либо отсутствие отопительных приборов учета в помещениях многоквартирного дома не влияет на размер общей площади помещений в многоквартирном доме, применяемый для определения объема поставленного в МКД ресурса.
При этом отсутствие отопительных приборов учета не означает, что помещения многоквартирного дома не отапливаются.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, ОДПУ тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена и температура воздуха в помещениях, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, в этой связи отказ от поставки тепловой энергии в отношении определенного помещения в МКД не может повлечь изменение принципа расчета стоимости поставленной тепловой энергии, предусматривающего применение общей площади помещений в МКД.
Таким образом, вне зависимости от того имеются либо отсутствуют отопительные приборы в помещениях многоквартирного дома определение объема тепловой энергии в отсутствие прибора учета определяется строго исходя из общей площади помещений в МКД и норматива потребления тепловой энергии.
Многоквартирный дом по адресу 1-й Красносельский переулок, д.5 до марта 2019 не был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета.
В марте 2019 г. со стороны ЗАО "УК ДЕЗ Красносельского района" приняты меры, направленные на установку прибора учета, в связи с чем, среднемесячный объем тепловой энергии, подлежащей оплате ежемесячно в течение 2020 г., определен с учетом показаний установленного прибора учета.
Вместе с тем с целью осуществления корректировки в конце календарного года учету подлежит фактический объем поставленной тепловой энергии, который определяется при наличии прибора учета на основании его показаний, при отсутствии -по нормативу.
В соответствии с актом от 29.03.2019 г. N 249 коллективный (общедомовой) прибор учета ВИСТ N 190147 допущен в эксплуатацию.
Согласно пункту 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), в случае, если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации объем определяется с учетом применения норматива.
В этой связи объем фактически поставленного коммунального ресурса в период с 2019 г. по настоящее время определялся на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета ВИСТ N 190147, предоставляемых потребителем, за исключением периода отсутствия/неисправности прибора учета, в который определение объема производилось с применением норматива.
Кроме того, как следует из акта 17.03.2020 г, в гаражных помещениях выявлены две приточно-вентиляционные установки и два тепловентилятора воздушного отопления. На момент составления акта они были опломбированы, однако акт, как и материалы дела в целом, не содержит в себе информацию о дате опломбирования указанных установок. Таким образом, отопление нежилых гаражных помещений через вентиляционные установки является возможным.
Следовательно, заявленные ПАО "МОЭК" объемы и стоимость потребленных ответчику энергоресурсов определены истцом в соответствии с нормами действующего законодательства, без нарушений законных прав и интересов ответчика.
Кроме того, п.21 Правил 124 содержит в себе исчерпывающий перечень данных, необходимых для расчета, а именно общая площадь жилых и нежилых помещений в МКД.
Законодательство не содержит норм, указывающих на необходимость при расчете объема поставленной тепловой энергии в нежилые помещения с использованием норматива исключать какую-либо площадь.
Таким образом, при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2021 по делу N А40-4143/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4143/2021
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ЗАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА"