г. Москва |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А40-49927/2021 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев,
рассмотрев апелляционную жалобу Акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 мая 2021 года по делу N А40-49927/21, принятое судьей М.Т. Кипель в порядке упрощенного производства,
по иску Акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" (109074, город Москва, Китайгородский проезд, 7, стр.3, ОГРН: 1027700201352, ИНН: 7705454461)
к Публичному акционерному обществу "Южно-Кузбасская ГРЭС" (652740, Кемеровская область - Кузбасс, город Калтан, улица Комсомольская, 20, ОГРН: 1064205110122, ИНН: 4222010511)
о взыскании 181 515 руб. 40 коп.,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы" (АО "СО ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Публичного акционерного общества (ПАО) "Южно-Кузбасская ГРЭС" неустойки в размере 181 515 руб. 40 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 12.05.2021 в иске отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на необоснованность выводов суда первой инстанции.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Рассмотрев дело без вызова сторон, в порядке статей 123, 156, 266, 268, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что сторонами 24.10.2014 заключен договор N ОДУ-323 возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с неисполнением ответчиком обязательства по оплате услуг, оказанных в октябре-ноябре 2019 года, задолженность и пеня, начисленная по 05.04.2020, взысканы решением Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2020 по делу N А40-21682/20- 133-147, указанные в решении задолженность и пени погашены ответчиком инкассовым поручением от 18.11.2020 N 9547.
Поскольку задолженность за услуги, оказанные в спорный период, погашена 18.11.2020, истец начислил пени по пункту 6.2 договора за период с 07.10.2020 (дата окончания срока действия моратория, действовавшего в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников") по 18.11.2020 (дата оплаты долга), в размере 181 515 руб. 40 коп.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления неустойки, поскольку с 06.04.2020 по 06.01.2021 ПАО "ЮК ГРЭС" включено в перечень системообразующих предприятий и на него распространяется мораторий по требованию о возбуждении дела о банкротстве, суд апелляционной инстанции считает неправомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве, введенной в действие Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах), Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, разъяснено, что одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении указанных в постановлении должников.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 06.04.2020) и действует в течение 6 месяцев (с 06.04.2020 до 06.10.2020).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов введен в отношении следующих должников:
а) организации и индивидуальные предприниматели, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции";
б) организации, включенные:
в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями и порядком, определенными Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;
в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587 (вступило в силу 07.10.2020 и действует в течение 3 месяцев) продлен срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Мораторий на банкротство является мерой адресной (то есть с ограниченным по ряду определенных законодателем признаков субъектным составом) государственной поддержки в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении системообразующих организаций российской экономики действовал только с 06.04.2020 по 06.10.2020.
Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и был установлен перечень лиц, на которые распространяется мораторий (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития Российской экономики от 20.03.2020 N 3).
Однако в дальнейшем данные сведения стали неактуальны.
16.04.2020 Председатель Правительства Российской Федерации предложил отказаться от единого перечня системообразующих предприятий, указав, что работа должна вестись по динамичным отраслевым спискам, которые будут находиться в зоне ответственности профильных министерств.
ПАО "ЮК ГРЭС" включено в перечень системообразующих организаций российской экономики в части топливно-энергетического комплекса (Протокол заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 10.04.2020 N 7 кв.) под номером 56 и после обновления под номером 60 (https://minenergo.gov.ru/node/17630, https://minenergo.gov.ru/node/18148).
В настоящее время (после 06.10.2020) согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, ПАО "ЮК ГРЭС" не включено в перечень лиц, на которых распространяется действие моратория, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587 мораторий продлен только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и не продлен в отношении системообразующих организаций российской экономики.
Ни один из указанных в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ответчика видов деятельности не отражен в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, сведения о включении ответчика в такой перечень отсутствуют на сайте https://service.nalog.ru/covid/, в связи с чем, доводы о распространении в отношении ПАО "ЮК ГРЭС" моратория в период с 06.04.2020 по 06.01.2021 подлежат отклонению.
Таким образом, основания, препятствующие начислению неустойки за заявленный истцом период - с 07.10.2020 по 18.11.2020 - отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исковые требования - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2021 по делу N А40-49927/2021 отменить.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" (ОГРН: 1064205110122) в пользу Акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" (ОГРН: 1027700201352) неустойку в размере 181 515 руб. 40 коп., а также расходы по оплате госпошлины за подачу иска и апелляционной жалобы в размере 9 445 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49927/2021
Истец: ОАО СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР ЦЕНТР.ДИСПЕЧЕРСКОЕ УПРАВЛ. ЕЭС
Ответчик: ПАО "ЮЖНО-КУЗБАССКАЯ ГРЭС"
Третье лицо: АО СО ЕЭС