г. Москва |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А40-11872/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Россети Московский регион"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2021 по делу N А40-11872/21
по заявлению ПАО "Россети Московский регион" (ОГРН: 1057746555811)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве,
третьи лица: 1) АО "Объединенная энергетическая компания";
2) ООО "Центр развития экономики",
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Ковалева В.Е. по доверенности от 11.09.2020, Окшин В.Ю. по доверенности от 18.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Шилепина И.И. по доверенности от 11.06.2021; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Московский регион" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московского УФАС России(далее также - антимонопольный орган) 14.01.2021 по делу N 077/07/00-23061/2020.
Решением суда от 17.05.2021 заявление ПАО "Россети Московский регион" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласился заявитель и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что основополагающим принципом проведения любой закупочной процедуры является принцип равенства всех участников торгов и суд первой инстанции этот принцип нарушил, не применив пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и тем самым допустил неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель антимонопольного органа поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в порядке ч. 5 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.10.2020 ПАО "Россети Московский регион" на электронной торговой площадке объявило запрос предложений в электронной форме по определению подрядчика на разработку концепции развития электрических сетей на территории ЦАО Москвы на период 2021-2025 годов и до 2030 года для нужд ПАО "Россети Московский регион" (реестровый номер - 32009642572).
Заявка участника закупки ООО "ОЭК" была отклонена от участия в закупочной процедуре протоколом заочного голосования постоянно действующей конкурсной комиссии от 09.12.2020 N М/4414 по причине отсутствия у участника закупки актуальной выписки из реестра акционеров и, как следствие, несоответствия заявки участника требованиям подпункту 17 пункта 4.2.2 документации о закупке.
Согласно подпункту 17 пункта 4.2.2. документации о закупке, в основной части участник должен подготовить следующие обязательные документы: форму предоставления информации о цепочке собственников по форме и в соответствии с инструкциями, приведёнными в настоящей документации, с предоставлением подтверждающих документов, указанных в инструкции по заполнению данной формы.
Далее, в соответствии с инструкциями по заполнению формы 9.1. "Справка о цепочке собственников участника закупочной процедуры, включая бенефициаров (в том числе конечных)" в качестве подтверждающих документов должны быть представлены следующие актуальные (60 дней до срока окончания подачи заявки) документы: выписка из реестра акционеров (список лиц, зарегистрированных в реестре владельцев ценных бумаг) для участника - акционерного общества и для каждого акционерного общества в цепочке собственников, выданная реестродержателем по форме, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.19 извещения о закупке моментом окончания срока подачи заявок является 11 часов 00 минут по московскому времени 13.11.2020 через соответствующий функционал электронной торговой площадки ЭТП В2В-Center (www.b2b-center.ru).
В составе своей заявки заявитель приложил выписку из реестра акционеров датированную 13.08.2020.
В соответствии с решениями закупочной комиссии (протокол N М/4155 от 27.11.2020, протокол N М/4268 от 02.12.2020) заявка АО "ОЭК" была признана условно соответствующей, в адрес участника закупки были направлены дозапросы по актуализации вышеуказанного реестра, однако ответ от участника так и не был получен, из-за чего заявка была отклонена.
В соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в адрес Московского УФАС России поступила жалоба третьего лица - АО "ОЭК" на действия ПАО "Россети Московский регион".
Как установлено антимонопольным органом, АО "ОЭК" в составе своей заявки приложена выписка из реестра акционеров, датированная 13.08.2020, что не соответствует требованиям закупочной документации.
Суд установил, что с 2004 года 100% уставного капитала АО "ОЭК" принадлежит Правительству города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно материалам дела, при рассмотрении жалобы третье лицо указывало на то, что каких-либо изменений в реестр акционеров с 14.08.2020 не вносилось, а не актуализация спорной выписки в соответствии с требованиями закупочной документации на момент подачи заявки обусловлена ограничениями, введенными на территории города Москвы, в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой.
Московское УФАС России установило, что выписка из реестра акционеров АО "ОЭК", датированная 14.08.2020, была представлена в составе заявки, в связи с чем антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заказчиком по формальным основаниям была отклонена заявка АО "ОЭК".
Комиссия Московского УФАС России решением от 14.01.2021 по делу N 077/07/00-23061/2020 установила в действиях ПАО "Россети Московский регион" нарушение требований антимонопольного законодательства при проведении запроса предложений в электронной форме (реестровый номер - 32009642572).
Полагая решение Московского УФАС России от 14.01.2021 незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 положения о закупке.
Суд также отметил, что необходимость получения спорной выписки обусловлена подтверждением благонадежности контрагента, вместе с тем, в рассматриваемом случае каких-либо оснований для сомнений в благонадежности общества с долей участия государства 100% и даже в гипотетической вероятности изменения состава его учредителей Заказчиком не приведено, какие-либо доказательства, свидетельствующие об этом, не представлены.
Между тем, суд отметил, что в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.
Суд отметил, что антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, расширения круга потенциальных участников закупки и обеспечения конкуренции в рамках соответствующей закупочной процедуры, а также в целях добросовестной реализации и защиты участниками рассматриваемых правоотношений своих гражданских прав (ч. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) не может ограничиваться исключительно констатацией нарушения участником закупки формальных требований закупочной документации заказчика, а обязан в каждом конкретном случае установить существенность такого нарушения для заказчика закупочной процедуры и определить возможность либо объективную невозможность заключения договора с таким участником даже при наличии допущенного им нарушения.
Обратное же полностью уравнивает смысл антимонопольного контроля торгов и возможность получения участниками закупки максимально оперативной защиты своих нарушенных прав и законных интересов в административном порядке (ст. 11 ГК РФ), а также позволит заказчикам и организаторам закупочных процедур отклонять заявки участников таких процедур по исключительно формальным и ничему не препятствующим основаниям.
В то же время, при принятии оспариваемого решения антимонопольный орган обоснованно учитывал то обстоятельство, что необходимость представления в составе заявки документов выписки из реестра акционеров, обусловлено необходимостью защиты заказчика закупки от заключения сделок, которые впоследствии могут быть оспорены в судебном порядке на основании ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отклонение заявки третьего лица от участия в закупке повлекло за собой ограничение круга участников процедуры.
Таким образом, по мнению суда, антимонопольным органом правомерно указанные действия заказчика расценены как игнорирование положений Закона о закупках, регулирующего отношения, направленные на обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Суд также принял во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.01.2021 N 305-ЭС20-21631, о необходимости учета антимонопольным органом именно существенности допущенного участником закупки нарушения, поскольку только такой правовой подход будет в наибольшей степени способствовать расширению круга участников закупочных процедур.
При этом, каких-либо доказательств объективной невозможности заключения договора без запрошенного документа заявителем не представлено.
Во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65 АПК РФ ПАО "Россети Московский регион" не представлено доказательств обратного, выводы антимонопольного органа не опровергнуты.
Приведенные заявителем доводы об обратном со ссылками на факт направления заявителем в адреса всех участников закупки дополнительного запроса о предоставлении испрашиваемых сведений, суд отклонил, как не имеющие правового значения для настоящего спора и не свидетельствующие об ошибочности выводов контрольного органа о формальном характере основания для отклонения заявки третьего лица, а потому - необоснованности такого отклонения.
Довод заявителя о том, что оспариваемое решение препятствуют осуществлению ПАО "Россети Московский регион" экономической деятельности, выразившееся в невозможности дальнейшего проведения закупки с реестровым номером 32009642572, суд обоснованно отклонил, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, протоколом N РМР/476 заочного заседания постоянно действующей конкурсной комиссии (далее - Комиссия) по рассмотрению заявок участников запроса предложений в соответствии с предписанием Московского УФАС России (В2В-Center N 2495744) были повторно рассмотрены индивидуальные экспертные заключения, по итогам которых в соответствии с предписанием Московского УФАС России заявка АО "Объединенная энергетическая компания" была признана соответствующей требованиям извещения и документации о закупке, допущена к дальнейшему рассмотрению и третьему лицу присвоено по неценовым критериям оценки заявок наибольшее значение, и в дальнейшем именно указанный участник признан победителем запроса предложений (Протокол NРМР/745).
Таким образом, заявителем было исполнено предписание антимонопольного органа, направленное на восстановление законности в регулируемой сфере правоотношении и нарушенных прав подателя жалобы в административном порядке в соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции, ст. 11 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований ПАО "Россети Московский регион" отсутствует, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2021 по делу N А40-11872/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11872/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"
Ответчик: УФАС по г.Москве
Третье лицо: АО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "Центр развития экономики"