г. Вологда |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А52-1018/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Спецдор 60" Смирнова Ю.С. по доверенности от 19.04.2021, Алексеева А.Б. по доверенности от 18.01.2021 (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецдор 60" на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 мая 2021 года по делу N А52-1018/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецдор 60" (адрес: 180006, город Псков, улица Леона Поземского, дом 123 А, кабинет 44, ОГРН 1186027003469, ИНН 6027188664; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Управлению городского хозяйства администрации города Пскова (адрес: 180006, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 6, ИНН 6027061883, ОГРН 1026000978222; далее - Управление) о признании недействительным одностороннего отказа Управления городского хозяйства администрации города Пскова от исполнения муниципального контракта от 12.05.2020 N 54, выраженный в решении от 20.11.2020 (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда от 17 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что заказчик был обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с положениями пункта 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), поскольку подрядчик выполнил обязательства по контракту в полном объеме.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали изложенные в жалобе доводы.
Управление в отзыве на жалобу просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция установила следующее.
Как следует из материалов дела, 12.05.2020 Управлением (заказчик) и Обществом (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 54, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по ремонту асфальтобетонного покрытия проездов в городе Пскове (район "Запсковье"), а заказчик обязался принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Место выполнения работ г. Псков проезды:
ул. Звездная, д. 14 - пр. Энтузиастов, д. 7;
ул. Алтаева, дома 16, 18, 20 - ул. Новоселов, д. 7;
ул. Ижорского батальона, дома 5, 5 "А", 10;
ул. Леона Поземского, дома 60, 64;
ул. Герцена, д. 6 "А" - ул. Труда, д. 5;
ул. Труда, д. 18;
ул. Сиреневый бульвар, дома 13, 15 - ул. Звездная, д. 20;
ул. Новоселов, дома 11 - 21;
ул. Индустриальная, д. 1;
ул. Шелгунова, дома 9/2-15.
Цена контракта составила 26 592 185 руб. 18 коп., включая налог на добавленную стоимость (пункт 3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 1.4 контракта подрядчик обязался завершить все работы и сдать их в установленном порядке и сроки, предусмотренные пунктом 5.1 контракта.
Согласно пункту 5.1 контракта календарные сроки выполнения работ и сроки завершения работ определяются календарным линейным графиком (приложение N 1). Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 15.10.2020.
В соответствии с пунктами 8.14, 8.15 контракта подрядчик обязан передать по окончании выполнения работ на объекте заказчику исполнительную документацию о выполненных работах; предоставить на электронном носителе фото всех видов выполнения работ; вызвать заказчика письменно за 2 дня до промежуточной приемки выполненных работ, освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций, а также на приемку выполненных работ.
Согласно пункту 8.19 контракта подрядчик обязан вести и представлять следующую учетную документацию: акт приемки выполненных работ формы КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, журнал КС-6а, счет и счет-фактуру (или счет) на выполненные работы; представлять заказчику в электронном виде фотографии, отражающие стадию производства работ на строительной площадке, а также комплект исполнительной документации на отраженный в актах КС-2 объем работ, в том числе подписанные заказчиком акты промежуточной приемки ответственных и скрытых работ, паспорта, действующие сертификаты на материалы и оборудование, справки, подтверждающие выполнение испытаний и лабораторий на законченный объем работ и другую учетную документацию, предусмотренную нормативными документами.
Без представления комплекта исполнительной документации акты приемки выполненных работ формы КС-2 к рассмотрению не принимаются.
В разделе 9 контракта стороны согласовали порядок сдачи и приемки работ.
Приемка выполненных работ осуществляется и оформляется с составлением актов формы КС-2, журнала учета выполненных работ формы КС-6а, справок формы КС-3, с составлением актов освидетельствования скрытых работ, счетов и счетов-фактур.
Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов обязан подписать акт формы КС-2 или дать мотивированный отказ (пункт 9.3 контракта).
Заказчик вправе отказать подрядчику в приемке работ к оплате, если объем, стоимость или качество не подтверждается исполнительной и другой технической документацией, о чем подрядчику выдается предписание (пункт 9.4 контракта).
Согласно пункту 16.4 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае нарушения сроков выполнения работ подрядчиком.
Поскольку календарный линейный график подрядчиком был нарушен, на 15.10.2020, то есть определенный контрактом срок окончания выполнения работ, обязательства по контракту в полном объеме не выполнены, Управление 20.11.2020 вынесло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было направлено Обществу заказным письмом с уведомлением 23.11.2020; размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 20.01.2021.
После принятия решения об отказе от исполнения контракта подрядчиком были сданы, а заказчиком приняты работы на сумму 14 762 098 руб. 58 коп. (акты приемки выполненных работ от 27.11.2020 и 22.12.2020 (том 1, листы 52-80)).
Письмом от 24.12.2020 заказчик, в связи с ремонтом теплотрассы, расположенной по дворовым территориям домов N N 60,62, 64 по ул. Л. Поземского просил Общество не осуществлять часть еще не сданных подрядчиком работ по устройству асфальтобетонного покрытия на проездах и тротуаре, подъему канализационных колодцев, а также по подготовке почвы для устройства обыкновенного газона, после чего остаточная стоимость невыполненных по контракту работ составила 6 104 564 руб. 82 коп. (том 1, лист 82).
Далее, 30.12.2020 Общество представило заказчику акты выполненных работ на сумму 6 104 564 руб. 82 коп. (том 1, лист 83).
Заказчик вернул данные акты без рассмотрения в связи с нарушением пунктов 8.1, 8.2, 7.5, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.27, 9.7,9.8,10.2 контракта для устранения несоответствий.
На обращение Общества о готовности законченного объекта по контракту и назначении приемочной комиссии, поступившее в адрес Заказчика 12.01.2021 заказчик ответил отказом в связи с тем, что решение об отказе от исполнения контракта вступило в силу 11.01.2021.
Исполнительная документация на весь объем предусмотренных контрактом работ направлена в адрес заказчика 25.01.2021.
Указав, что о принятом решении Подрядчик узнал только 30.12.2020 при сдаче Заказчику актов выполненных работ на сумму 6 104 564 руб. 82 коп.; решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе в сфере закупок с просрочкой в два месяца - 20.01.2021; до даты вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта все работы были выполнены; истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Результат работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ, пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - Информационное письмо N 51)).
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ, пунктом 14 Информационного письма N 51 при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Согласно пункту 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Статьей 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из положений пункта 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается, в частности, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (пункт 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика предусмотрена разделом 16 контракта.
В соответствии с пунктом 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи (пункт 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела видно, что решение об одностороннем расторжении договора, направленное в адрес заказным письмом от 23.11.2020, Обществом не получено (почтовый идентификатор 18000068043789), возвращено отправителю (том 2, листы 16-17).
Указание в решении УФАС по Псковской области на получение решения заказчика Обществом 29.12.2020 ошибочно, поскольку письмо с почтовым идентификатором 18001921175159, отраженное на листе 5 решения, направлялось в адрес ООО ТД "Гарант", а не Общества.
Доказательств, позволяющих безусловно установить дату получения подрядчиком уведомления о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в материалах дела не имеется. Истец указывает, что получил информацию о принятом заказчиком решении 30.12.2020 при сдаче работ.
Далее, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок только 20.01.2021 (том 2, листы 18-19).
Из материалов дела видно, что по состоянию на 29.12.2020 подрядчиком был выполнен весь объем работ, предусмотренных контрактом (за исключением работ отраженных в письме заказчика от 24.12.2020).
Так, согласно акту осмотра выполненных работ от 29.12.2020, составленному комиссией Заказчика в составе заместителя начальника Управления городского хозяйства администрации города Пскова Алексеевой Т.В., консультанта отдела "Контрольная служба" Управления городского хозяйства Администрации города Пскова Вознюк В.В., замечания у Заказчика возникали только объектам на ул. Ижорского батальона, д.10 и ул. Труда, д.18. Указано, что верхний слой покрытия выполнен с нарушением СНИП 3.06.03-85 (том 1, лист 85).
Вместе с тем, Обществом в материалы дела представлены протоколы испытаний N 02Т/21АР от 23.04.2021 и N01ИБ/21 АР от 23.04.2021, выполненные испытательной лабораторией ООО "Инжиниринговое управление" согласно которым коэффициент уплотнения асфальтобетонного покрытия на указанных объектах соответствует требованиям СП 82.13330.2016 (благоустройство территорий); водонасыщение % по объему соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 (том 2, листы 100-101).
При указанных обстоятельствах, исследовав в совокупности представленные доказательства, в том числе решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25.01.2021 (том 1, листы 87-94), сведения по отслеживанию почтовых отправлений, сведения о размещении решения Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок, акт осмотра выполненных работ от 29.12.2020, переписку сторон, установив, что подрядчик в установленный пунктом 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ срок устранил допущенные нарушения, учитывая отсутствие доказательств мотивированного отказа от приемки работ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта недействительным.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 мая 2021 года по делу N А52-1018/2021 отменить.
Признать недействительным односторонний отказ Управления городского хозяйства администрации города Пскова от исполнения муниципального контракта от 12.05.2020 N 54, выраженный в решении от 20.11.2020.
Взыскать с Управления городского хозяйства администрации города Пскова в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спецдор 60" 9 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1018/2021
Истец: ООО "Спецдор 60"
Ответчик: Управление городского хозяйства администрации города Пскова