город Омск |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А46-5778/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7008/2021) акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2021 по делу N А46-5778/2021(судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344, адрес: 644042, Омская область, город Омск, улица Маяковского, 2) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68) о признании незаконным предписания от 18.02.2021 N 03-02-17/5 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "ОмскВодоканал" - Петровой Ольги Станиславовны, по доверенности от 24.12.2020 N 296;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Мерзлых Татьяны Сергеевны по доверенности от 14.04.2021 N 117ю;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - заявитель, АО "ОмскВодоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, Госжилинспекция, административный орган) от 18.02.2021 N 03-02-17/5 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.05.2021 по делу N А46-5778/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Госжилинспекция не наделена полномочиями по проверке исполнения юридическим лицом судебных решений; в решении суда первой инстанции не указано каким образом АО "ОмскВодоканал" нарушены пункты 42 и 50 Правил N 354:
Госжилинспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель АО "ОмскВодоканал" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Госжилинспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В связи с поступлением обращения собственника от 22.01.2021 Инспекцией в отношении АО "ОмскВодоканал" проведена внеплановая, документарная проверка на основании распоряжения от 25.01.2021 N 153.
В ходе проверки было установлено, что ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Омска от 11.11.2019 по делу N 2-3673/2019 по жилому помещению N102 многоквартирного дома N 45 по проспекту Карла Маркса открыто три лицевых счета: Колос Виктория Леонидовна, лицевой счет N 30102722 4/10 долей квартиры (лицевой счет - 3 чел.), Фокин Андрей Васильевич, лицевой счет N 31100497 4/10 долей квартиры (лицевой счет - 2 чел.), Валиахметов Александр Сергеевич, лицевой счет N 31100496 1/5 долей квартиры (лицевой счет - 1 чел.). Решение суда вступило в законную силу 17.12.2019.
Несмотря на это, АО "ОмскВодоканал" начисление коммунальных платежей
производилось следующим образом:
- по лицевому счету Колос В.Л., в период с 18.12.2019 по 01.02.2020 начисление производилось в размере 100 % от общего объема потребления, с 01.02.2020 по 20.12.2020 - 50 % от общего объема потребления коммунальной услуги "холодное водоснабжение";
- по лицевому счету Фокина А.В. в период с 01.02.2020 по 20.12.2020 начисление за коммунальную услугу "холодное водоснабжение" производилось в размере 50 % от общего объема потребления; также в платежном документе за сентябрь 2020 года отражен перерасчет за период с 01.02.2020 по 31.08.2020; с 20.12.2020 по настоящее время начисление осуществляется в размере 40% от общего объема потребления;
- по лицевому счёту Валиахметова А.С. расчет с 18.12.2019 по 20.12.2020 не осуществлялся, с 20.12.2020 - велся исходя из показаний ИПУ в размере 20% от общего объема потребления коммунальной услуги.
Посчитав, что общество производило начисления в нарушение порядка, установленного в решении суда, а также с нарушением пунктов 42, 50 Правил N 354, Госжилинспекция выдала АО "ОмскВодоканал" предписание от 18.02.2021 N 03-02-17/5 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю, согласно которому заявителю в срок до 15.04.2021 предложено произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение) по жилому помещению N 102 многоквартирного дома N45 по проспекту Карла Маркса в г. Омске за период с 18.12.2019 по 01.02.2020 в соответствии с действующим законодательством (потребленный объем коммунальной услуги в указанный выше период разделить на три лицевых счета (Колос В.Л., Фокина А.В. и Валиахметова А.С.).
Полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 04.05.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны, помимо прочего, выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении общества внеплановой документарной проверки в рамках государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению установлен в Правилах N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Применительно к настоящему делу установлено, что квартира N 102 многоквартирного дома N 45 по проспекту Карла Маркса оборудована индивидуальным прибором учета и находится в общей долевой собственности: Колос Виктории Леонидовне принадлежит 4/10 долей квартиры; Фокину Андрею Васильевичу принадлежит 4/10 долей квартиры; Валиахметову Александру Сергеевичу принадлежит 1/5 долей квартиры.
По данной квартире открыто три лицевых счета: Колос Виктория Леонидовна, лицевой счет N 30102722 4 (лицевой счет - 3 чел.), Фокин Андрей Васильевич, лицевой счет N 31100497 (лицевой счет - 2 чел.), Валиахметов Александр Сергеевич, лицевой счет N 31100496 (лицевой счет - 1 чел.).
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Указанные положения гражданского законодательства корреспондируют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" собственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).
По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
Таким образом, в силу вышеназванных норм собственник помещения в многоквартирном доме обязан оплачивать коммунальные услуги, а также нести бремя расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что общество производило начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению по лицевым счетам квартиры без учета выделенных долей жилого помещения.
Так, по лицевому счету Колос В.Л. в период с 18.12.2019 по 01.02.2020 начисление платы осуществлялось в размере 100 % от общего объема потребления, с 01:02.2020 по 20.12.2020 - в размере 50% от общего объема потребления коммунальной услуги "холодное водоснабжение".
По лицевому счету Фокина А.В. в период с 01.02.2020 по 20.12.2020 начисление платы производилось в размере 50% от общего объема потребления. Так в платежном документе за сентябрь 2020 года отражен перерасчет за период с 01.02.2020 по 31.08.2020, с 20.1212020 по настоящее время начисление осуществляется в размере 40% от общего объема потребления.
По лицевому счету Валиахметова А.С. расчет с 01.02.2020 по 20.12.2020 не осуществлялся; с 20.12.2020 - исходя из показаний ИПУ в. размере 20 % от общего объема потребления коммунальной услуги.
Вместе с тем, учитывая разделение лицевых счетов, объем потребленного коммунального ресурса каждого собственника подлежит определению в размере, установленном решением Ленинского районного суда г. Омска, вступившего в законную силу 17.12.2019.
Поскольку обществом в период с 18.12.2019 по 01.02.2020 не осуществлено начисление платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение по трем лицевым счетам, Госжилинспекцией правомерно выявлено нарушение пункта 42 Правил N 354.
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с пунктом 50 Правил N 354. Применение названной нормы по аналогии (1 прибор учета, 3 лицевых счета) не противоречит закону.
Оспариваемым предписанием Госжилинспекция не обязывает общество осуществить такое разделение счетов, а обязывает надлежащим образом осуществлять начисление платы за коммунальную услугу исходя из наличия трех лицевых счетов с 18.12.2019.
Поскольку решение суда об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей долевой собственности, а также о разделении финансовых лицевых счетов для оплаты содержания жилья и коммунальных услуг вступило в законную силу 17.12.2019, оспариваемое предписание о необходимости перерасчета платы собственникам указанного помещения с 18.12.2019 в соответствии с пунктами 42 и 54 Правил N 354 соответствует закону и не нарушает права и интересы заявителя.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2021 по делу N А46-5778/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5778/2021
Истец: АО "ОМСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ