г. Тула |
|
2 августа 2021 г. |
Дело N А68-8568/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.08.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Группа компаний "Русская Тройка" (Тульская область, Веневский район, г. Венев, ОГРН 1177154013090, ИНН 7123008605) - Качура И.С. (доверенность от 14.10.2020), от заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ОГРН 1067107022795, ИНН 7107096442) - Молчановой Е.М. (доверенность от 27.01.2021 N 9-д), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2021 по делу N А68-8568/2020 (судья Андреева Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "Русская Тройка" (далее - ООО ГК "Русская Тройка", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа от 27.07.2020 N 24-15/6888 во внесении изменений в лицензию.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2021 заявленные требования удовлетворены, отказ министерства от 27.07.2020 N 24-15/6888 признан незаконным, на министерство возложена обязанность в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО ГК "Русская тройка" о внесении изменений и дополнений в лицензию ТУЛ 80341 ТЭ от 24.07.2020 N 01-24-07/2020.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обжаловало его в апелляционном порядке.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО ГК "Русская тройка" предоставлено право пользования недрами по лицензии ТУЛ 80341 ТЭ от 30.11.2017 для разведки и добычи известняка строительного на участке "Рассылкино".
Приказом министерства от 13.04.2020 N 190-о право пользования недрами по лицензии ТУЛ 80341 ТЭ от 30.11.2017 приостановлено. Основанием явилось, в том числе, неоформление обществом прав на сопредельные земельные участки, владельцем которых оно не является, но которые входят в границы уточненного горного отвода, что является нарушением пункта 4.4 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии.
С целью устранения нарушений, послуживших основанием для приостановления права пользования недрами, общество направило в адрес министерства заявление от 24.07.2020 N 01-24-07/2020 о внесение изменений в лицензию в части изменения границ участков недр, с приложением копии письма администрации МО Веневский район от 15.11.2019 N 0953/7700, исключающего возможность использования земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 71:05:040401:471; копий заявлений собственников прилегающих земельных участков с отказом о переводе земель в другую категорию; перечня предлагаемых изменений; схемы ситуационного плана предлагаемых границ земельных участков, входящих в горноотводный акт; краткого отчета о выполнении условий пользования недрами.
Письмом от 27.07.2020 N 29-15/6888 ООО ГК "Русская Тройка" было отказано в удовлетворении заявления. Министерство указало, что данное решение принято в связи с отсутствием в представленных документах обоснования необходимости внесения изменений и дополнений в лицензию. В соответствии с пунктом 19 Административного регламента, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 01.07.2012 N 361 (далее - Административный регламент), для предоставления государственной услуги "внесение изменений и дополнений в лицензию" недропользователю необходимо представить краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами, с приложением документов, подтверждающих информацию, указанную в отчете.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
На основании части 1 статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 22 Закона N 2395-1 и пункту 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Постановлением правительства Тульской области от 01.07.2012 N 361 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Внесение изменений и дополнений, переоформление лицензий на право пользования участком недр местного значения", который определяет стандарт предоставления государственной услуги, а также устанавливает порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) министерства природных ресурсов и экологии Тульской области при предоставлении государственной услуги.
Пунктом 2 Административного регламента установлено, что заявителями являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 43 Административного регламента основаниями для начала административной процедуры по внесению изменений и дополнений в лицензию является поступление заявления и документов (заявочные материалы) в соответствии с подпунктом 1 пункта 19 данного Административного регламента, обращение министерства к пользователю недр с предложением о внесении изменений и дополнений в лицензию.
Внесение изменений и дополнений в лицензии на основании обращения министерства к пользователю недр осуществляется в порядке, установленном указанным Административным регламентом для рассмотрения заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в лицензии.
Внесение изменений и дополнений в лицензии осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и министерства:
в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;
при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пункт 19 Административного регламента устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем в случае внесения изменений и дополнений в лицензию:
заявление на внесение изменений и дополнений в лицензию;
предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе при наличии графическими материалами. Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта;
краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами с приложением документов, подтверждающих выполнение условий пользования недрами, указанных в отчете.
Согласно пункту 25 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в случае внесения изменений и дополнений в лицензию являются:
представление заявителем недостоверных сведений;
представление документов с нарушением требований подпункта 1 пункта 19 настоящего Административного регламента;
нарушение заявителем срока, указанного в пункте 59 настоящего Административного регламента;
невыполнение пользователем недр условий, установленных лицензией;
отсутствие обоснований на внесение изменений и дополнений в лицензию.
Как усматривается из материалов дела, приказом министерства от 13.04.2020 N 190-о право пользования недрами заявителя по лицензии ТУЛ 80341 ТЭ от 30.11.2017 приостановлено. Основанием явилось, в том числе, неоформление обществом прав на сопредельные земельные участки, владельцем которых оно не является, но которые входят в границы уточненного горного отвода, что является нарушением пункта 4.4 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии.
С целью устранения нарушений, послуживших основанием для приостановления права пользования недрами, общество направило в адрес министерства заявление от 24.07.2020 N 01-24-07/2020 о внесение изменений в лицензию в части изменения границ участков недр, с приложением копии письма администрации МО Веневский район от 15.11.2019 N 0953/7700, исключающего возможность использования земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 71:05:040401:471; копий заявлений собственников прилегающих земельных участков с отказом о переводе земель в другую категорию; перечня предлагаемых изменений; схемы ситуационного плана предлагаемых границ земельных участков, входящих в горноотводный акт; краткого отчета о выполнении условий пользования недрами.
В письменном отказе от 27.07.2020 N 29-15/6888 министерство сослалось на отсутствие в представленных документах обоснования необходимости внесения изменений и дополнений в лицензию, а именно: не представлен краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами с приложением документов, подтверждающих информацию, указанную в отчете.
В соответствии с пунктом 52 Административного регламента, в случае если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы не соответствуют требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 19 данного Административного регламента, и при наличии оснований, предусмотренных пунктом 25 данного Административного регламента, ответственный исполнитель готовит мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
Из текста оспариваемого письма от 27.07.2020 N 29-15/6888 следует, что в представленных документах отсутствуют обоснования необходимости внесения изменений и дополнений в лицензию; представлен краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами без приложения документов, подтверждающих информацию, указанную в отчете.
Однако ссылку на отсутствие каких-то конкретных документов либо обоснований оспариваемый отказ не содержит, в связи с чем не может быть принят заявителем во внимание при устранении недостатков.
Из заявления ООО ГК "Русская Тройка" следует, что общество просит внести изменения и дополнения в лицензию ТУЛ 80341 ТЭ в связи с наличием (возникновением) обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
К заявлению приложены документы и материалы, обосновывающие необходимость изменения границ горного отвода, связанную с неоформлением обществом прав на сопредельные земельные участки, владельцем которых оно не является, но которые входят в границы уточненного горного отвода.
Доказательств невыполнения пользователем недр - ООО ГК "Русская Тройка" условий, установленных лицензией, министерством в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд области пришел к обоснованному выводу о том, что принятый по результатам рассмотрения заявления отказ, изложенный в письме от 27.07.2020 N 29-15/6888, каких-либо конкретных причин и оснований для принятия такого решения не содержит. Отказ недропользователю по указанным им в заявке обстоятельствам и приведенным основаниям не мотивирован и является формальным.
Указанные обстоятельства, по справедливому суждению суда, свидетельствуют о незаконности принятого министерством природных ресурсов и экологии Тульской области решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию ТУЛ 80341 ТЭ от 24.07.2020 N 01-24-07/2020, предоставленную заявителю на право пользования недрами, изложенного в письме 27.07.2020 N 24-15/6888, нарушающего права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы министерства, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, обжалуемое решение суда является законным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2021 по делу N А68-8568/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8568/2020
Истец: ООО "Группа компаний "Русская Тройка"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области