город Москва |
|
2 августа 2021 г. |
дело N А40-162588/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 02.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2021
по делу N А40-162588/20
по заявлению ООО "Газпром межрегионгаз" (ОГРН: 1025000653930, ИНН: 5003021311)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539)
третье лицо: ООО "Нефтегазовые технологии и инженерные изыскания"
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя - Газман Л.М. по доверенности от 19.02.2021;
от заинтересованного лица - Гладкова Е.А. по доверенности от 14.05.2021;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2021 признано незаконным и отменено решение Федеральной антимонопольной службы от 05.06.2020 N 223-ФЗ-427/20.
Антимонопольный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Нефтегазовые технологии и инженерные изыскания", представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители антимонопольного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения жалобы ООО "Нефтегазовые технологии и инженерные изыскания" на действия заказчика ООО "Газпром межрегионгаз" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме N 0076/20/2.1/0025075/МежрегионГ/К/ГОС/Э/02.04.2020 на выполнение работ по строительству объектов газораспределения в Смоленской области (1 этап) по программе газификации регионов Российской Федерации, извещение N 32009056084 Комиссией Федеральной антимонопольной службы 05.06.2020 вынесено решение N 223-ФЗ-427/20, согласно которому жалоба ООО "Нефтегазовые технологии и инженерные изыскания" признана обоснованной, в действиях ООО "Газпром межрегионгаз" признано нарушение ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу ст. 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушениях (ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Пунктом 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках установлена возможность участника закупки обжаловать действия (бездействие) заказчика по основанию проведения закупки с нарушением требований Закона о закупках.
Из материалов дела следует, что в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) (на сайте www.zakupki.gov.ru) 02.04.2020 размещено извещение N 32009056084 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме N 0076/20/2.1/0025075/МежрегионГ/К/ГОС/Э/02.04.2020 на выполнение работ по строительству объектов газораспределения в Смоленской области (1 этап) по программе газификации регионов Российской Федерации.
ООО "Нефтегазовые технологии и инженерные изыскания" в соответствии с п. 15.7.5. Положени о закупках присвоен идентификационный номер участника закупки - участник 5.
По итогам рассмотрения поступивших заявок на участие в конкурентном отборе в соответствии с протоколом от 22.05.2020 N 22-02-26/042-3 заявка участника N 5 отклонена организатором закупки в связи с ее несоответствием п. 3 раздела 1 Методики анализа и оценки заявок участников и п. 3.5.4 документации о конкурентном отборе: в составе заявки отсутствует согласие на обработку и передачу персональных данных на лицо, указанное в форме 2.1 заявки ООО "Нефтегазовые технологии и инженерные изыскания" (Столярова В.М.).
Обществом указано на необоснованное отклонение заявки, поскольку им представлены в составе заявки согласия на обработку персональных данных всех физических лиц, иных доводов жалоба не содержала.
Антимонопольным органом установлено фактическое отсутствие в составе заявки участника согласия на обработку персональных данных Столярова В.М., что представителем заявителя подтверждено при ее рассмотрении, в решении указано о том, что требования документации о конкурентном отборе о представлении в составе заявки сведений о владельцах, включая конечных бенефициаров, а также согласия на обработку персональных данных указанных в заявке бенефициаров являются излишними и ограничивают круг участников закупки.
Из содержания жалобы ООО "Нефтегазовые технологии и инженерные изыскания" следует, что участник не согласен с отклонением своей заявки, полагая, что им выполнены все требования и представлены все документы, то есть жалоба не содержала доводов о несоответствии положений документации о конкурентном отборе о предоставлении сведений о бенефициарах требованиям законодательства о закупках товаров, работ, услуг и предъявлении избыточных требований к участнику закупки.
В нарушение ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, антимонопольным органом в оспариваемом решении оценены не доводы жалобы участника о наличии в составе заявки документов, а иные обстоятельства, связанные с несоответствием именно самой документации о конкурентном отборе в части требования о представлении сведений о бенефициарах, что является нарушением ч. 13 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
ООО "Газпром межрегионгаз" при проведении конкурентного отбора соблюдены требования действующего законодательства и требования действующего Положения о закупках и документации о конкурентном отборе. Все требования документации, в том числе требование о предоставлении в составе заявки согласий на обработку персональных данных всех физических лиц, сведения о которых содержатся в составе заявки, применены обществом ко всем участникам закупки в равной степени.
Требование о представлении в составе заявки сведений о владельцах, включая конечных бенефициаров, а также согласий на обработку персональных данных указанных в заявке бенефициаров не являются излишними и не ограничивают круг участников закупки, что указано в оспариваемом решении.
Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.
Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
Включение организатором закупки в документацию о закупке требования о предоставлении информации о бенефициарах не ограничивает круг потенциальных частников проводимых закупок.
В рассматриваемом случае невозможность исполнения участниками закупки указанного требования антимонопольным органом не установлено.
Требование о предоставлении участниками закупки информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) установлено в документации о конкурентном отборе во исполнение п. 1.5.9 Положения о закупках, обязывающего заказчика (организатора) закупки предусмотреть в документации о закупке указанное требование, требования Положения о закупках обязательны для применения при осуществлении закупочной деятельности ПАО "Газпром и Компаниями Группы Газпром (п. 1.1.4 Положения о закупках).
С учетом изложенного, отраженные в решении антимонопольного органа выводы не отвечают требованиям Федерального закона N 223-ФЗ и выявленным в рамках проверки обстоятельствам, они призваны гарантировать должную реализацию не только отдельных положений Закона, но и его принципов.
Выводы суда являются законными и обоснованными.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено (ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2021 по делу N А40-162588/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162588/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "НЕФТЕГАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ"