г. Вологда |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А13-666/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2021 года по делу N А13-666/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Высота" (адрес: 160000, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (адрес: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; далее - Администрация) о признании недействительным решения Администрации от 03.11.2020 N 12-0-21/15022/209 об отказе в размещении объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем возложения на последнего обязанности выдать разрешение на размещение объекта в соответствии с заявлением от 22.10.2020 N 0568.
Решением суда от 18 мая 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что отказ в выдаче разрешения обусловлен тем, что приложенная к заявлению проектная документация не подтверждает возможности размещения сооружения связи и должна быть согласована с ресурсоснабжающими организациями.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, ходатайствует о рассмотрении жалобы Администрации в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Общество 22.10.2020 обратилось к Администрации с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта наземного сооружения связи на землях, собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале 35:24:0302024 площадью 4 кв. м, расположенных по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Баранковская, без предоставления земельного участка и установления сервитута сроком на 7 лет (том 1, листы 16-19).
В качестве правового обоснования Общество сослалось на пункт 6 части 1 статьи 39.33 и часть 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также на постановление Правительства Российской Федерации 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В заявлении Общество указало, что земельные участки ему необходимы для размещения антенных опор (сооружение связи), которые не являются объектами капитального строительства, представляют собой металлический столб высотой 30 метров, фундамент: монолитная свая с заглублением подземной части до 5 м. К данному заявлению Общество приложило схему земельного участка, типовой проект антенной опоры, информационное письмо (том 1, листы 20-51).
Администрация, рассмотрев на заседании земельной комиссии вопрос о выдаче Обществу разрешения на размещение сооружения связи, отказала заявителю в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения сооружения связи.
Отказ был оформлен решением от 03.11.2020 N 12-0-21/15022/209 (том 1, листы 13-15).
В обоснование отказа Администрация указала на невозможность размещения сооружения в связи с отсутствием проектной документации, подтверждающей возможность размещения объекта, а также отсутствием документов, подтверждающих согласование проектной документации с ресурсоснабжающими организациями, Департаментом городского хозяйства администрации города Вологды, Департаментом градостроительства администрации города Вологды, а также подтверждающих соблюдение действующего законодательства, устанавливающего требования по санитарно-защитной зоне и зонам ограничения застройки в месте установки сооружения связи.
Как указано ответчиком, согласование проектной документации требуется во избежание размещения сооружения связи на ресурсоснабжающих сетях организаций, в том числе АО "Вологодская областная энергетическая компания", МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал", АО "Газпром газораспределение Вологда", ПАО "Ростелеком", ГУ ОАО "ТГК-2", МУП "ПАТП-1", АО "Вологдагортеплосеть", Департамента городского хозяйства администрации города Вологды, Департамента градостроительства администрации города Вологды, а также в целях обеспечения интересов населения города Вологды.
По мнению Администрации, в связи с тем, что установка сооружения связи в любом случае приведет к нарушению благоустройства территории, то у заявителя существует обязанность получения разрешения на осуществление земляных работ, предусмотренных Правилами благоустройства муниципального образования "Город Вологда", утвержденных решением Вологодской городской думы от 02.04.2007 N 392. Также Администрация указала, что поскольку сооружение связи устанавливается с целью дальнейшего размещения на нем оборудования связи, и с учетом приложенной к заявлению схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земельного участка, сооружение связи будет размещено вблизи жилых домов, таким образом, заявителем не приложены документы, подтверждающие отсутствие неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей радиочастотного диапазона от планируемых к размещению сооружений связи и средств связи.
Считая данный отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования Общества правомерными.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Согласно пункту 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Пунктом 3 статьи 39.36 названного Кодекса установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В пункте 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к числу таковых объектов отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 (далее - Постановление N 1208) утвержден Порядок и условия размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Постановления N 1208 Порядок устанавливает порядок и условия размещения на территории Вологодской области объектов, входящих в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 (далее - Перечень) (за исключением объектов, указанных в пунктах 19, 23 - 25 Перечня), на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов.
В пункте 9 Порядка определены основания для отказа в выдаче разрешения на размещение наземного сооружения связи на землях, собственность на которые не разграничена.
Также в пункте 9 Порядка предусмотрено, что в решении об отказе в размещении объекта должны быть указаны основания отказа, установленные настоящим пунктом.
В данном случае в обоснование оспариваемого отказа Администрация сослалась на то, что представленная проектная документация не соответствует пункту 2.6.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению разрешений на осуществление земляных работ, утвержденного постановлением администрации города Вологды от 02.04.2015 N 2362 (далее - административный регламент), а также отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 4.8.1 Правил благоустройства муниципального образования "Город Вологда", принятых Вологодской городской Думой 22.03.2007 (далее - Правила благоустройства).
Вместе с тем, указанные Администрацией основания в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение сооружений связи в пункте 9 Порядка не значатся.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 ГрК РФ территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно положениям статьи 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор) утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Приказ).
Примечанием 2 к данному приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускается без отдельного указания в классификаторе на размещение и эксплуатацию линейного объекта, размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23И-1239, в письме Минэкономразвития от 16.08.2016 N Д234-3858, положения Примечания 2 к названному приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Таким образом, размещение указанных в этом примечании сооружений связи (антенно-мачтовых сооружений) допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельных участков.
Размещение данного сооружения связи не нарушает земельное законодательство, документы территориального планирования, градостроительного зонирования, требования нормативных документов, в части вида использования земельного участка, так как его размещение допускается на землях всех видов разрешённого использования, в том числе в зоне жилой застройки.
При таких обстоятельствах, поскольку Администрация не доказала, что размещение антенной опоры на спорном земельном участке невозможно, не доказало правомерность оспариваемого отказа, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Общества.
В апелляционной жалобе Администрацией не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не установлено, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2021 года по делу N А13-666/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-666/2021
Истец: ООО "Высота"
Ответчик: Администрация города Вологды