г. Чита |
|
2 августа 2021 г. |
Дело N А58-2332/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Бушуевой Е.М., Доржиева Э.П., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2021 года по делу N А58-2332/2020 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" (ИНН 1414016110, ОГРН 1131450000373) к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ИНН 1435237430, ОГРН 1111435000819) о понуждении заключить дополнительное соглашение,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" (далее - истец, ООО "ТеплоЭнергоКомплекс") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий", Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о понуждении заключить дополнительное соглашение.
Определением суда от 08.04.2021 принят отказ от иска к Министерству финансов Республики Саха (Якутия), производство по делу в этой части иска прекращено. В дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.04.2021 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
По мнению заявителя, судом неверно изложены обстоятельства имеющие значение для дела, судом сделан вывод, что если истец не является получателем субсидии на момент вынесения решения, то он не имеет права на заключение дополнительного соглашения на получение субсидии за фактически отпущенный ресурс, который был отпущен более плановой суммы субсидий.
Заявитель отмечает, что расчет субсидии производит Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" на основании согласованных актов о вычислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги.
Как указывает заявитель, все акты отпущенного ресурса ответчиком были приняты без дополнительного заявления и до момента вынесения акта Министерством Финансов РС(Я) от 28.04.2018. Истец не имел представления, на какую сумму он перевыполнил плановые отметки, ответчик не уведомил истца о том, что он отпустил ресурса больше и имеет право на заключение дополнительного соглашения.
По мнению апеллянта, судом неверно дана оценка срокам исковой давности. По мнению истца, им не был пропущен срок исковой давности на защиту своих законных прав, так как исполнение обязательств ответчиком по Соглашению произведено 22.12.2017, а истец обратился с иском 10.04.2020, срок исковой давности был до 22.12.2020 либо 28.04.2021, поскольку истец узнал о том, что ему не доплатили за фактический ресурс только из акта проверки Министерства финансов РС(Я) от 28.04.2018.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в отзыве на апелляционную жалобу полагало, что истцом избран неверный способ защиты своего права, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения суда первой инстанции проверена Четвертым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец являлся получателем субсидии в виде возмещения недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (отопление - ТЭ, горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения - ПТ, холодное водоснабжение - ХВС), оказываемые в п. Ярославский МО "Ярославский наслег" Ленского района в период с 01.01.2016 по 31.08.2017.
С 01.09.2017 истец прекратил отпуск ресурсов льготной категории потребителей.
Субсидия на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения, холодное водоснабжение) предоставлена ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" (распорядитель) на основании соглашений, заключенных в соответствии со следующими актами:
- Порядком предоставления субсидий организациями на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112;
- Порядком предоставления субсидий организациями на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п.
Между истцом и ответчиком заключены:
- соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 26.09.2017 N 98-и;
- соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2016 - 1 полугодие 2017 от 23.08.2016 N 21;
- соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 22.03.2017 N 67-я;
- соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 24.03.2017 N 94-д;
- дополнительное соглашение от 15.12.2015 N 57/2 к Соглашению N57 от 18.09.2015 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги 2 полугодие 2015 года - 1 полугодие 2016 года;
- дополнительное соглашение от 02.02.2016 N 57/3 к Соглашению N 57 от 18.09.2015 г. о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги 2 полугодие 2015 года - 1 полугодие 2016 года.
На основании указанных соглашений и дополнительных соглашений к ним, заключенных на период 2016-2017 годы с ответчиком, истцу была перечислена субсидия на общую сумму 17 693 974 руб. (без учета поступлений за декабрь 2015 года).
Материалами дела подтверждается, что 28.04.2018 Министерством финансов Республики Саха (Якутия) на основании Порядка осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 N 2557, Плана контрольной деятельности Министерства финансов РС (Я) на 2018 года, Приказа Министерства финансов РС (Я) от 05.04.2018 N 01-04/0461 проведена выездная проверка ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" по вопросу соблюдения нормативных правовых актов, полноты и достоверности отчетности о реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012 - 2019 годы" и "Энергоэффективная экономика на 2012-2019 годы и на период до 2020 года", о чем составлен акт от 28.04.2018.
Согласно указанному акту, в проверяемый период жилой фонд общества составлял 41 жилой дом общей площадью 4 580,0 кв.м.
На основании заявки главы Администрации МО "Ярославский наслег" в соответствии с актом об отключении объектов от системы тепло-водоснабжения с 01.12.2016 отключены от систем централизованного тепло-водоснабжения здания по следующим адресам: Ленина 21, Ленина 25, Ленина 35, Ленина 37, Набережная 9, кв.1,2,3, Полярная 4, Ярославского 8, кв. 1,2,3. Общая площадь жилого фонда составила с 01.12.2016 - 4018,10 кв.м.
Обществом заключен договор с АМО "Ярославский наслег" от 15.09.2013 N 1-Ю на отпуск и потребление тепловой энергии, горячей воды из системы отопления и холодной воды через присоединенную сеть.
В период с 01.06.2016 по 01.09.2017 начисление производилось в программе "Дом Онлайн" "Биллинговый центр".
Согласно пояснительной записке, представленной обществом от 16.04.2018, начисление коммунальных платежей в период с 01.01.2016 по 31.05.2016 производилось обществом в программе Excel, с 01.06.2016 по 01.09.2017 - в программе "Дом Онлайн" "Биллинговый центр", степень благоустройства вносилась в соответствии с технической характеристикой жилищного фонда", на основании заявлений от населения вносились изменения в части отапливаемой площади (договор социального найма) и степени благоустройства.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проверки установлено неверное применение Методики оценки эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (ресурсы) в части формирования "Объема ОКК по тепловой энергии и водоснабжению".
Распоряжением Муниципального образования "город Ленск" Ленский район Республики Саха (Якутия) от 31.08.2017 N 07-04-000747/17- "О сроках начала отопительного периода 2017/2018 года", срок отопительного периода 2017 года установлен с 07.09.2017.
В соответствии с пояснительной запиской директора Челпанова Е.А., Общество прекратило отпуск ресурсов льготной категории потребителей с 01.09.2017. Таким образом, фактически за период июль - август 2017 года поставка населению оказания услуг в виде отопления не оказывалась.
Также было установлено, что фактически недополученный доход истца, рассчитанный в соответствии с Методикой оценки эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (ресурсы), за период 2016-2017 годы составил 19 456 500,74 руб.
Подпункт "А" пункта 5.3.1 Порядка N 112, подпункт "А" пункта 2.7.1. Порядка N450-п - субсидия перечисляется ежемесячно в размере фактического начисленных субсидий, но не больше плановой суммы субсидий согласно плану финансирования нарастающим итогом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5.3.1 Порядка N 112, подпунктом "а" пункта 2.7.1 Порядка N 450-п перечисление субсидии производится на расчетный счет организации, открытый в банке через лицевой счет, открытый в Департаменте республиканского казначейства Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в следующем порядке: ежемесячно в размере фактические начисленных субсидий, но не больше плановой суммы субсидий согласно плану финансирования нарастающим итогом. В соответствии с пунктами 5.2.5., 5.4.10 Порядка N 112, пунктами 2.4.4, 2.8.1 Порядка N450-п размер субсидии определяется по каждому виду коммунальных услуг.
Методикой оценки эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (ресурсы), утв. Приказом Министерства ЖКХиЭ РС (Я) от 26.05.2017 N 222-п, организации в целях оценки эффективности использования субсидии предоставляют в Агентство субсидий отчет об использовании предоставленных субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
В соответствии с отчетами об использовании предоставленных субсидий, сданных в Агентство субсидий, недополученные доходы по ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" за период 2 полугодие 2016 - 2 полугодие 2017 (июль - август) составили 21 916 882,59 руб., в том числе в разрезе предоставленных услуг.
Всего за 2016-2017 годы начисление субсидии составляет 16 787 652,83 руб., перечислено за проверяемый период 17 693 974 руб. На 01.01.2018 за период 2016-2017 годы кредиторская задолженность предприятия за период с 01.01.2016 - 01.09.2017 составляет 906 321,17 руб.
Как указывает истец, в соответствии с отчетами об использовании предоставленных субсидий, сданных в Агентство субсидий, недополученные доходы по ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" за период 2 полугодие 2016 - 2 полугодие 2017 (июль - август) составили 21 916 882,59 руб., согласно акту проверки от 28.04.2018. Фактически недополученный доход общества, рассчитанный в соответствии с Методикой оценки эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (ресурсы), за период 2016-2017 гг. составил 19 456 500,74 руб., а фактически выплаченная субсидия составила 17 693 974 руб.
В 2018 году истцом в адрес ответчика направлено письмо от 03.08.2018, с предложением заключить дополнительное соглашение в порядке п.п. "В" пункта 2.5.5 Порядка "предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат в связи с применением льготных тарифов на коммунальные услуги", утвержденного приказом Министерства ЖКХиЭ РС(Я) N 450-п от 27 сентября 2017 (л.д.13, т.1).
До предъявления иска в суд истцом в адрес ответчика направлены претензии от 19.12.2018 N 67, от 08.12.2019 N 15, которые оставлены последним без удовлетворения (л.д.9-10, т.1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требования об обязании заключить дополнительное соглашение о предоставлении субсидии, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оно не приведет к восстановлению нарушенного права, отметив, что обязанность по возмещению истцу недополученных доходов не зависит от наличия/отсутствия договорных отношений. Судом также сделан вывод о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском по периоду 2 полугодие 2016 года.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается, исходя при этом из следующего.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, и при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как указано выше, по результатам выездной проверки, проведенной Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в отношении ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" по вопросу соблюдения нормативных правовых актов, полноты и достоверности отчетности о реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012 - 2019 годы" и "Энергоэффективная экономика на 2012-2019 годы и на период до 2020 года", было установлено, что фактически недополученный доход общества, рассчитанный в соответствии с Методикой оценки эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (ресурсы), за период 2016-2017 годы составил 19 456 500,74 руб. (п.3 таблицы на л.д.25, т.1).
Истец просил, с учетом неоднократных уточнений иска, понудить ответчика заключить дополнительное соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2016 - 1 полугодие 2017 года на сумму 2 668 847,92 руб.
При рассмотрении дела не оспаривалось, что ранее между истцом и ответчиком в рамках действующего на тот момент постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги", действительно заключались дополнительные соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
В свою очередь, на дату обращения с настоящим иском вышеназванное постановление отменено постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 N 310.
Таким образом, порядок и механизм заключения дополнительных соглашений на возмещение недополученных доходов организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (ресурсы), на дату обращения истца в суд с заявленными требованиями, не определены.
Материалами дела также подтверждается, что истец прекратил поставку коммунальных ресурсов с 01.09.2017, на дату обращения в суд с настоящим иском не являлся получателем субсидий в текущем финансовом году, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно и правомерно пришел к выводу, что заключение дополнительного соглашения по периоду 2 полугодие 2016 года - 1 полугодие 2017 года не представляется возможным.
Кроме указанного, судом первой инстанции установлено, а истцом не опровергнуто, что период, на который истец рассчитал недополученную субсидию в размере 2 668 847, 92 руб. (2 полугодие 2016 года - 1 полугодие 2017 года) полностью входит в период, на который в соответствии с Актом проверки Министерства PC (Я) от 28.04.2018 года у истца образовалась задолженность перед ответчиком в размере 906 321, 17 руб. (01.01.2016 - 01.09.2017) и был предметом рассмотрения судебного дела А58-10576/2019.
Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется, поскольку они по существу также направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что применительно к полномочиям суда апелляционной инстанции не может расцениваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2021 года по делу N А58-2332/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2332/2020
Истец: ООО "ТеплоЭнергоКомплекс"
Ответчик: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий", Министерство финансов Республики Саха (Якутия)