город Ростов-на-Дону |
|
02 августа 2021 г. |
дело N А53-4017/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2021 (дата объявления резолютивной части, мотивированное решение от 12.05.2021) по делу N А53-4017/2021
по иску департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону
к НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
о взыскании пени
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" о взыскании 135792,46 руб. пени по соглашению N 1 от 01.06.2020.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 15.04.2021 (дата объявления резолютивной части, мотивированное решение от 12.05.2021) в удовлетворении ходатайства некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано. С ответчика в пользу истца взыскано 135792,46 руб. пени за период с 13.11.2020 по 26.12.2020 по соглашению N 1 от 01.06.2020.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Работы по соглашению выполнены подрядчиком в срок до 01.12.2020, приняты администрациями районов города Ростова-на-Дону, что подтверждается актами выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ. Судом необоснованно сделан вывод, что до 01.12.2020 подрядчик обязан был предоставить документацию о завершении работ в департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону. Соглашением не предусмотрены штрафные санкции за невыполнение условий предоставления субсидии.
В отзыве истец указан на несостоятельность доводов жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.06.2020 между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (главный распорядитель средств городского (местного) бюджета) и некоммерческой организацией "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" оформлено и подписано обеими сторонами соглашение N 1 о предоставлении субсидий некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" за счет средств городского бюджета на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, проводимых в 2020 году, в части замены лифтового оборудования в многоквартирных домах города Ростов-на-Дону, проводимых за счет средств областного бюджета в 2020 году.
В соответствии с пунктом 1.1 предметом соглашения, является предоставление субсидий некоммерческой организации "Ростовский областной фронд содействия капитальному ремонту" за счет средств городского бюджета на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, проводимых в 2020 году, в части замены лифтового оборудования в многоквартирных домах города Ростова-на-Дону, проводимых за счет средств областного бюджета в 2020 году, согласно приложению N 1 к соглашению, являющегося неотъемлемой частью соглашения.
Пунктом 2.1 соглашения установлено, что департамент производит ответчику выплату аванса (части субсидии) на выполнение работ, указанных в пункте 1.1 соглашения в размере не более тридцати процентов суммы договора, заключенного с подрядными организациями, на оказание услуг и (или) выполнение работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт в многоквартирных домах. Сумма субсидии составляет 7775330,84 руб.
Пунктом 3.3 соглашения установлены требования к получателю субсидии.
Согласно пункту 3.1.2 соглашения для получения субсидии получатель предоставляет главному распорядителю средств городского (местного) бюджета справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 с распределением сумм по источникам финансирования и акты выполненных работ по форме КС-2, подписанные ответчиком, подрядной организацией, лицами уполномоченными действовать от имени собственников помещений многоквартирного дома, и органом местного самоуправления, в лице администрации района города Ростова-на-Дону по месту нахождения объекта капитального ремонта, и счета подрядной организации на выплату субсидий по итогам выполненных работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт с распределением суммы по источникам финансирования. Данные документы являются первичными учетными документами для оплаты.
Пунктом 4.3.11 соглашения установлена обязанность ответчика по возврату до 10.12.2020 авансов, неотработанных до 01.12.2020.
Пунктом 4.3.16 соглашения определено, что получатель обязан обеспечить завершение работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт подрядными организациями не позднее 01.12.2020, предоставив первичные учетные документы для оплаты.
Документы для получения субсидии, в нарушение условий соглашения, представлены ответчиком в департамент 24.12.2020 и 26.12.2020.
Администрацией города Ростова-на-Дону разработан порядок предоставления субсидии НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту", который утвержден постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 15.05.2020 N 478 "Об утверждении порядка предоставлен субсидий некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" за счет средств городского бюджета на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, проводимых в 2020 году".
Согласно пункту 2.10 порядка в случае выплаты НКО "Фонд капитального ремонта" авансов они должны быть отработаны до срока окончания производства работ, согласно графика выполнения работ по соглашению (договору) подряда, но не позднее 01 декабря текущего года, что должно подтверждаться актами по форме КС-2 и справками по форме КС-3.
Неотработанные до указанного срока авансы должны быть возвращены в бюджет города Ростова-на-Дону на соответствующие счета, указанные в соглашении до 10 декабря текущего года с выплатой пени в размере 0,1% от суммы аванса за каждый день со дня получения аванса до дня его возврата в бюджет.
Пунктом 4.3. порядка определено, что в случае нарушения получателем субсидии условий и (или) целей, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем бюджетных средств и органом муниципального финансового контроля, а также в случае недостижения показателей результативности, предусмотренных соглашением, получатель субсидии в течение месяца со дня установления факта нарушения по результатам проверки производит возврат полученной субсидии в бюджет города Ростова-на-Дону в полном объеме с выплатой пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день со дня получения субсидии до дня ее возврата в бюджет города Ростова-на-Дону.
Письмом от 24.12.2020 N 22767 получатель направил в адрес департамента документы для перечисления средств из местного бюджета на оплату выполненных работ по замене (модернизации) лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
В тексте указанного письма получатель признает факт нарушения сроков предоставления указанной документации, в обоснование которого приводит длительное согласование актов выполненных работ по форме КС-2 собственниками многоквартирных домов и представителями администраций города Ростова-на-Дону.
Согласно письму ответчика от 24.12.2020 N 22873 акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме проходили процедуру согласования собственниками и администрациями районов города Ростова-на-Дону в период с 15.12.2020 по 23.12.2020.
Во исполнение своих обязательств, предусмотренных пунктом 4.1 соглашения, департаментом в адрес получателя направлены письма от 25.12.2020 N 59.62.4441/4, от 26.12.2020 N 59.62-4468/14 с требованием о возврате средств в городской бюджет.
В связи с нарушением НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" срока исполнения обязательств по заключенному между сторонами соглашению, департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с правилами, установленными статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно пункту 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки в сумме 135792,46 руб. за нарушение срока исполнения обязательств по соглашению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Судом установлено, что результатом работ по условиям соглашения являлись надлежащим образом оформленные и подписанные всеми лицами акты формы КС-2, КС-3, представленные в департамент в срок не позднее 01.12.2020.
Фактически указанные результат работ получен департаментом 24.12.2020 и 26.12.2020, то есть с нарушением срока, предусмотренного условиями соглашения.
Судом проверен расчет неустойки истца и признан верным.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что работы по соглашению выполнены подрядчиком в срок до 01.12.2020, приняты администрациями районов города Ростова-на-Дону, что подтверждается актами выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ. Судом необоснованно сделан вывод, что до 01.12.2020 подрядчик обязан был предоставить документацию о завершении работ в департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно пункту 3.1.2 соглашения для получения субсидии получатель предоставляет главному распорядителю средств городского (местного) бюджета справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 с распределением сумм по источникам финансирования и акты выполненных работ по форме КС-2, подписанные ответчиком, подрядной организацией, лицами уполномоченными действовать от имени собственников помещений многоквартирного дома, и органом местного самоуправления, в лице администрации района города Ростова-на-Дону по месту нахождения объекта капитального ремонта, и счета подрядной организации на выплату субсидий по итогам выполненных работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт с распределением суммы по источникам финансирования. Данные документы являются первичными учетными документами для оплаты.
Пунктом 4.3.11 соглашения установлена обязанность ответчика по возврату до 10.12.2020 авансов, неотработанных до 01.12.2020.
Согласно пункту 2.10 порядка предоставления субсидии НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту", который утвержден постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 15.05.2020 N 478 "Об утверждении порядка предоставлен субсидий некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" за счет средств городского бюджета на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, проводимых в 2020 году", в случае выплаты НКО "Фонд капитального ремонта" авансов они должны быть отработаны до срока окончания производства работ, согласно графику выполнения работ по соглашению (договору) подряда, но не позднее 01 декабря текущего года, что должно подтверждаться актами по форме КС-2 и справками по форме КС-3.
Неотработанные до указанного срока авансы должны быть возвращены в бюджет города Ростова-на-Дону на соответствующие счета, указанные в соглашении до 10 декабря текущего года с выплатой пени в размере 0,1% от суммы аванса за каждый день со дня получения аванса до дня его возврата в бюджет.
Пунктом 4.3.16 соглашения определено, что получатель обязан обеспечить завершение работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт подрядными организациями не позднее 01.12.2020, предоставив первичные учетные документы для оплаты.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из буквального содержания заключенного между сторонами соглашения в нем определены условия получения субсидии, включающие необходимость выполнения получателем субсидии определенных действий, а так же предоставления документов департаменту.
Таким образом, судом обоснованно сделан вывод, что работы считаются выполненными в полном объеме при условии подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме всеми лицами в соответствии со статьей 190 Жилищного кодекса Российской Федерации и при условии соблюдения требований пункта 3.1.2 соглашения.
Письмами от 24.12.2020 N 22767, N 22873 получатель направил в адрес департамента документы для перечисления средств из местного бюджета на оплату выполненных работ по замене (модернизации) лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
В тексте писем получатель признает факт нарушения сроков предоставления указанной документации, в обоснование которого приводит длительное согласование актов выполненных работ по форме КС-2 собственниками многоквартирных домов и представителями администраций города Ростова-на-Дону.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в отзыве на жалобу истец указал на поступление на расчетный счет департамента 03.06.2021 денежных средств в сумме 135792,46 руб. пени согласно решению суда по делу N А53-4017/2021.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2021 (дата объявления резолютивной части, мотивированное решение от 12.05.2021) по делу N А53-4017/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4017/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ"