г. Москва |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А40-9431/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "ВСМ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2021 по делу N А40-9431/21
по заявлению ООО "ВСМ" (ОГРН: 1077746316780, ИНН: 7727602843)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Семенов С.В. по дов. от 02.03.2021; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 05.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВСМ" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г.Москве (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене решения, выраженного в Уведомлении от 22.10.2020 N КУВД-001/2020-8800985.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, Заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0006005:1106, расположенного по адресу: Москва, ул. Перовская, д. 50, к. 1, стр. 3, в части изменения описания его местоположения.
Уведомлением от 22.10.2020 N КУВД-001/2020-8800985 ответчик информировал о принятии решения об отказе в государственном кадастровом учете в связи с истечением срока приостановления и не устранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности (далее - Решение об отказе).
Полагая, что решение Управления об отказе нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение является обоснованным, не нарушает нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Как следует из материалов дела, в качестве оснований к отказу в осуществлении регистрационных действий послужили нарушение заявителем при подаче заявления требований к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; отсутствия документов, подтверждающих проведение реконструкции объекта недвижимости.
Как указало Управление, представленный технический план на отвечает Требованиям к составлению технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования").
В представленном техническом плане указанные сведения указаны не в полном объеме (графы 3,5,7-10 не заполнены, строит прочерк).
Кроме того, технический план не содержит сведений о земельном участке, в границах которого расположен заявленный объект (в техническом плане стоит прочерк).
В нарушении пункта 50 Требований не полностью приведены сведения об изменении объекта недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера": не приведены результаты необходимых измерений и расчетов изменений;
В нарушение пункта 20 Требований технический план изготовлен без использования необходимых документов.
Представленный технический план подготовлен для осуществления государственного кадастрового учета здания трансформаторной подстанции, однако Управлением выявлена реконструкция здания, сведения о которой отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
Как установил суд, в здании с кадастровым номером 77:03:0006005:1106 произведена перепланировка (переустройство) помещений и изменение фасадной части объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, Перовская ул., д. 50, кор. 1, стр. 3.
При постановке на государственный кадастровый учет здания трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: Москва, Перовская ул. д.50, корп.1, стр. 3, указанный объект недвижимости согласно Технической документации ФГУП "Ростехинвентаризация" имел следующие характеристики:
-площадь 53 кв. м;
-высота здания 2,8 м;
-здание состояло из одного изолированного помещения;
-здание имело один вход;
Вместе с тем, согласно представленному с заявлением от 16.07.2020 N КУВД-001/2020-8800985 техническому плану, в поэтажном плане содержатся следующие характеристики здания:
-изменена конфигурация здания;
-площадь 40 кв.м.; высота здания 3,6 м
-здание состоит из двух изолированных помещений;
-здание оборудовано двумя раздельными входами.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, в том числе установленных ч. 4 п.17 ст.51 ГрК РФ, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Во исполнение вышеуказанной статьи ГрК РФ Правительством Москвы принято постановление от 27 августа 2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", которое устанавливает требования к видам работ, а также к порядку выполнения работ, не требующих получения разрешения на строительство на территории города Москвы. Согласно пункту 2 вышеуказанного Постановления Правительства Москвы отдельные виды работы осуществляются на основании согласованной проектной документации при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Вышеуказанные документы в нарушение пункта 20 Требований заявителем в регистрирующий орган не представлены.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости не были предоставлены надлежащим образом оформленные и достаточные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, решение Управления от 22.10.2020 N КУВД-001/2020-8800985 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости является законным и прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Доводы заявителя о том, что Управлением не доказано, что здание является самовольной постройкой либо осуществлена его самовольное переустройство (реконструкция) апелляционным судом отклоняются, поскольку материалами дела подтверждается, что здание имеет иную конфигурацию, изменена площадь, высота здания, увеличено количество помещений и входных групп (л.д.65, 66, 93).
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции, признаны подлежащим отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2021 по делу N А40-9431/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9431/2021
Истец: ООО "ВСМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ