город Москва |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А40-152868/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бондарева А.В., судей Панкратовой Н.И., Савенкова О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 марта 2021 года по делу N А40-152868/20, по иску ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве к Департаменту городского имущества города Москвы третьи лица: Управление Росреестра по Москве, Министерство сельского хозяйства РФ
о признании права собственности Российской Федерации на нежилое здание, признании права оперативного управления
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Степанель И.О. по доверенности от 19.07.2021 г.;
диплом номер ВСА 0052271 от 02.07.2003 г.,
от третьего лица Министерства сельского хозяйства РФ:
Круглов С.А. по доверенности от 18.05.2021 г.;
диплом номер 107724 0342377 от 04.07.2014 г.,
Иные лица - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева", (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на нежилое здание с кадастровым номером 77:00:0000000:41859 общей площадью 744,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 8, стр. 12, признании права оперативного управления на указанное нежилое строение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Росимущество, Управление Росреестра по Москве, Министерство сельского хозяйства РФ.
Определением суда от 23 ноября 2020 г. к участию в дела в качестве соистца привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
Решением суда от 19.03.2021 г. иск был удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители истца, третьего лица - Министерства сельского хозяйства РФ против доводов жалобы возражали, считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 1980 году Тимирязевской сельскохозяйственной академией (ныне - Университет) завершено строительство нежилого здания общей площадью 744,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 8, стр. 12.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003009:4 общей площадью 3 639 000 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, вл. 49, вид разрешенного использования - для использования территории под эксплуатацию комплекса учебно - лабораторных зданий и сооружений академии в целях проведения научной, учебной, научно-исследовательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с Уставом, который принадлежит Университету на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН N 77- 01/05-49/2003-177 от 01.04.2003), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.02.2020 г.
01.01.1980 г. спорный объект недвижимости на основании акта б/н от 01.01.1980 г. был принят на баланс Университета, что подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов N 20101.
24.12.2010 г. Министерством сельского хозяйства РФ издано Распоряжение N 96-р "Об утверждении Перечня недвижимого имущества, закрепленного учредителем за подведомственными Минсельхозу России федеральными бюджетными учреждениями или приобретенного подведомственными Минсельхозу России федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества".
Спорное нежилое строение включено в указанный Перечень недвижимого имущества, закрепленного учредителем за университетом.
В Перечне спорный объект идентифицирован как "Теплица пленочная N 2,3" площадью 300 кв.м., "Теплица пленочная N 17" площадью 80 кв.м. и "Теплица цитрусовая" площадью 360 кв.м., расположенные по ул. Пасечная, влад. 4, общей площадью 740 кв.м.
05.02.2016 Савеловским территориальным бюро технической инвентаризации ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" выдана справка об идентификации адреса объекта недвижимости, согласно которой адресный ориентир- г.Москва, ул. Пасечная, вл.4 и адрес по данным БТИ - г.Москва, ул. Пасечная, д.8, стр.12 принадлежит одному и тому же объекту.
Согласно справке Савеловского территориального бюро технической инвентаризации ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" от 13.04.2016 г., на дату последнего обследования 07.11.2012 г. площадь строения по адресу г. Москва, ул. Пасечная, д. 8 стр. 12, составляет 744,2 кв.м. 08.03.2013 г. нежилое здание общей площадью 744,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 8 стр. 12, поставлено на государственный кадастровый учет за номером 77:00:0000000:41859.
Как указывает университет, расхождение данных в Перечне и в актуальной выписке из ЕГРН объясняется тем, что на момент издания Распоряжения N 96 адрес объекту давался условно и считался рабочим (техническим), замеры здания производились с большой погрешностью (рулеткой). С 2012 года адрес изменился, площадь объекта уточнялась в результате технической инвентаризации с использованием специальных измерительных приборов.
08.03.2013 здание поставлено на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 77:00:0000000:41859.
Истец ссылается на то, что имущество высших учебных заведений с 27.12.1991 находится исключительно в федеральной собственности, право собственности Российской Федерации на используемые в деятельности учебного заведения объекты недвижимости возникает в силу закона.
Как указывает истец, с момента ввода в эксплуатацию и до настоящего времени нежилое здание из владения университета не выбывало, непрерывно используется им в образовательной деятельности, с целью проведения лабораторно-практических занятий, учебных, научно-исследовательских и производственных практик для студентов, университет несет бремя его содержания, в связи с чем указанные обстоятельства, а также факт нахождения в спорном нежилом здании учебных корпусов университета на момент разграничения государственной собственности, в силу чего спорное имущество являлось федеральной собственностью, свидетельствуют, по мнению истца, о наличии оснований для признания за университетом права оперативного управления спорным нежилым помещением.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения университета в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301 и 302 ГК РФ, иск о признании права собственности может быть удовлетворен только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и именно собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В части 4 статьи 214 ГК РФ указывается, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294 и 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1, имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из государственного бюджета СССР, отнесено исключительно к федеральной собственности. Пунктом 3 раздела II приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 предусмотрено, что высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, имущество высших учебных заведении с 27.12.1991 находится исключительно в федеральной собственности, право собственности Российской Федерации на используемые в деятельности учебного заведения объекты недвижимости возникает в силу закона.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона о регистрации N 122-ФЗ, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Поскольку право Российской Федерации на нежилое здание возникло не позднее 27.12.1991, т.е. до вступления в силу Закона о регистрации N 122-ФЗ в силу закона оно считается действительным независимо от его государственной регистрации, что является основанием для признания за Российской Федерацией права собственности на спорный объект недвижимости.
Таким образом, нежилое здание, площадью 744,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 8 стр.12, кадастровый номер 77:00:0000000:41859 в установленном порядке не выбывало из федеральной собственности и в настоящее время в силу закона являются федеральной собственностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве" (далее - Положение), утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 67.
В соответствии с пунктом 4.1 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том числе составляющие казну Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1.1 Положения Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на Здание не позволяет зарегистрировать право оперативного управления на Здание за Учреждением, тем самым, создает препятствия для выделения денежных средств из федерального бюджета на его содержание.
Поскольку право оперативного управления, о признании которого заявлено в иске, является производным от права собственности, признание права оперативного управления на Здание за Учреждением невозможно без признания права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.08.2005 N 1206/05, государственное учреждение с учетом одобрения исковых требований собственником имущества в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом является надлежащим истцом по иску о признании права федеральной собственности, поскольку такой иск имеет целью восстановление нарушенного иного вещного права федерального учреждения.
Вышеизложенная позиция также подтверждена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 N 4502/10, с указанием на то, что приведенное толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
Довод жалобы ответчика о том, что учреждением выбран ненадлежащий способ защиты права является несостоятельным и отклоняется апелляционным судом.
Согласно правилам, установленным главы 14 ГК РФ, основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого права.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округ, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 имущество расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, отнесено исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 3 раздела II приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 предусмотрено, что высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук. Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, в силу закона Здание относится к федеральной собственности.
Пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Следовательно, собственником имущества федерального бюджетного учреждения является Российская Федерация.
Здание включено в Перечень недвижимого имущества, закрепленного учредителем за подведомственными Минсельхозу России федеральными бюджетными учреждениями, утвержденный распоряжением Минсельхоза России от 24.12.2010 N 96-р.
С момента ввода в эксплуатацию в 1991 году и до настоящего времени Здание непрерывно используется учреждением в образовательной деятельности с целью проведения лабораторно-практических занятий, учебных, научно-исследовательских и производственных практик для студентов. Учреждение несет бремя содержания в отношении Здания.
Поскольку права Российской Федерации и Учреждения на Здание возникли до вступления в силу Закона о регистрации, в силу закона они считаются действительными независимо от их государственной регистрации, что является основанием для признания права собственности за Российской Федерацией и права оперативного управления за учреждением на здание.
В свою очередь, Департамент городского имущества города Москвы является надлежащим ответчиком по делу, а довод жалобы подлежит отклонению на основании следующего.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" (далее - Положение), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
В силу пункта 4.1.4 Положения к полномочиям Департамента относится передача находящегося в собственности г. Москвы движимого и недвижимого имущества в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, и принятие движимого и недвижимого имущества из собственности Российской Федерации.
Поскольку здание расположено на территории города Москвы, иск учреждения правомерно предъявлен к Департаменту в связи с осуществлением им функции органа исполнительной власти на территории, на которой расположен объект правопритязаний Истцов.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно пункту 3 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обосновании своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 марта 2021 года по делу N А40-152868/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Панкратова Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152868/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ