г. Чита |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А10-381/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 года по делу N А10-381/2020 по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 4" (ОГРН 1020300966289, ИНН 0323051250) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (ОГРН 1020300968710, ИНН 0323029832) о признании частично недействительными акта проверки от 08.11.2019 N 1/2019-38, требования от 22.11.2019 N 2443/1,
при участии в судебном заседании:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия: Жалсанов Б.Д.- представитель по доверенности от 20.01.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования.
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 4": не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 4" (далее - заявитель, ГБУЗ "Городская больница N 4", Больница, медицинская организация) обратилось в арбитражный суд с уточненным, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ТФОМС РБ) о признании недействительным акта проверки от 08.1.2019 N 1/2019-38, требования от 22.11.2019 N2443/1 в части выводов о нецелевом использовании Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская больница N 4" средств обязательного медицинского страхования в части возложения обязанности по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в размере 5 361 524,14 руб. и штрафных санкций в размере 536 152 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 года заявление удовлетворено частично.
Признаны недействительными акт от 08.11.2019 N 1/2019-38 и требование от 22.11.2019 N 2443/1 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия в части вывода о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, возложения обязанности по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в сумме 4 691 156 руб. 14 коп. и предложения уплатить штрафные санкции (в размере 10 процентов) в сумме 469 116 руб., как несоответствующие Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части удовлетворенных требований. В остальной части в удовлетворении требований отказано. Взыскано с заявителя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Регион-Эксперт" судебные расходы по проведению строительно-технической экспертизы в сумме 28 400 рублей. Взыскано с заявителя в пользу заинтересованного лица судебные расходы по делу в сумме 7 913 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 года по делу N А10-381/2020 в части отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как следует из апелляционной жалобы, решение суда принято при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела в части удовлетворенных требований заявителя по эпизодам: по арендным платежам (лизингу) по договору, заключенному с ООО "Никмед", на сумму 1 357 970 руб.; по приобретению запчастей к серверам по договору, заключенному с ООО "Ютел", на сумму 470 137,5 руб.; по приобретению ГСМ для выезда бригады медицинских работников в Мухоршибирский и Кижингинский районы, на сумму 4089 руб.; по выплате заработной платы заведующей учебно-методическим ресурсным центром, воспитателям, на сумму 1 995 789 руб. 86 коп.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.05.2021.
Заявитель представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Представитель в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24 января 2017 года ГБУЗ "Городская больница N 4" Министерством здравоохранения Республики Бурятия выдана бессрочная лицензия N ЛО-03-01-002347 на осуществление медицинской деятельности по видам деятельности, выполняемым работам, оказываемым услугам и адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности согласно приложениям NN 1-24.
10 февраля 2017 года Больнице Министерством здравоохранения Республики Бурятия выдана бессрочная лицензия N ФС-03-01-000400 на осуществление медицинской деятельности по видам деятельности, выполняемым работам, оказываемым услугами и адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности согласно приложению.
30 июля 2019 года Больнице Министерством здравоохранения Республики Бурятия выдана бессрочная лицензия N ЛО-03-01-002954 на осуществление медицинской деятельности по видам деятельности, выполняемым работам, оказываемым услугам и адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности согласно приложениям NN 1-8.
На основании приказа ТФОМС РБ от 16.10.2019 N 434 (л.д.19-20 т.3), Программы комплексной проверки по соблюдению законодательства об обязательном медицинском страховании и использованием средств обязательного медицинского страхования, утвержденной директором ТФОМС РБ от 16.10.2019 (л.д.21-24 т.3), проведена плановая комплексная проверка по соблюдению законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ "Городская больница N 4".
В соответствии с утвержденной программой проверки контрольные мероприятия проводились за проверяемый период с 01.04.2017 по 30.09.2019.
По результатам проверки составлен акт от 8 ноября 2019 года N 1/2019-38, согласно которому в ходе проверки установлены нарушения законодательства по использованию средств обязательного медицинского страхования, предусмотренных пунктом 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; разделом V Постановления Правительства Республики Бурятия от 28.12.2016 N 608 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"; разделом V Постановления Правительства Республики Бурятия от 28.12.2017 N 631 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"; разделами IV, V Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.12.2018 N 762" О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"; Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.09.2005 N314 "О размерах возмещения расходов связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам заключившими трудовой договор о работе в госорганах Республики Бурятия, и работникам республиканских госучреждений"; Приложения 9 Приказа Госстроя СССР от 23.11.1988 N 312; письма ФФОМС от 11.05.2017 N 4800/101/2428; Тарифным соглашением об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия па 2017 год от 09.01.2017; Тарифным соглашением об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2018год от 29.12.2017; Тарифным соглашением об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2019 год от 23.01.2019; приказом Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 14.12.2007 N 557 "Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений здравоохранения Республики Бурятия" установлено нецелевое (незаконное) использование средств обязательного медицинского страхования 6 223 325 руб. 77 коп., в том числе в период апрель-декабрь 2017 года на сумму 2 551 110 руб. 73 коп., в 2018 году на сумму 2 118 303 руб. 16 коп., в период январь-сентябрь 2019 года на сумму 1 553 911 руб. 88 коп. (л.д.25-56 т.3).
В указанном акте изложено требование ТФОМС РБ, в соответствии с которым Больница обязана произвести восстановление нецелевого (незаконного) использования средств ОМС на сумму 6 223 325 руб. 77 коп. и уплатить штрафные санкции (в размере 10 процентов) в размере 622 332 руб. 58 коп., устранить причины, вследствие которых допущено нецелевое (незаконное) использование средств ОМС, нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета и представления отчетности и прочие нарушения.
15 ноября 2019 года Больницей в адрес Фонда направлены возражения к акту проверки с приложением документов в их обоснование (л.д.58-93 т.3).
22 ноября 2019 года директором ТФОМС РБ утверждено заключение по акту плановой комплексной проверки от 08.11.2019 N 1/2019-38 в ГБУЗ "Городская больница N 4", в соответствии с которым возражения Больницы частично приняты, сделан вывод, что расходование средств обязательного медицинского страхования в нарушение норм действующего законодательства на финансирование видов медицинской помощи в отсутствие правового основания в сумме 6 204 614 руб. 29 коп. является нецелевым (незаконным) использованием средств обязательного медицинского страхования (л.д.94-115 т.3).
22 ноября 2019 года на основании указанного заключения по акту проверки Фондом выставлено требование, которым Фонд обязал Больницу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия произвести восстановление нецелевого (незаконного) использования средств ОМС в сумме 6 204 614 руб. 29 коп. и уплатить штрафные санкции в размере 10% на сумму 620 461 руб. 43 коп. в срок до 06 декабря 2019 года; устранить причины, вследствие которых допущено нецелевое (незаконное) использование средств ОМС, нарушения в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и представления отчетности и прочие нарушения (л.д.116 т.3).
ГБУЗ "Городская больница N 4", не согласившись с актом ТФОМС РБ от 08.11.2019 N 1/2019-38 и требованием ТФОМС РБ от 22.11.2019 N 2443/1 в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в части возложения обязанности по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в размере 5 361 524,14 руб. и штрафных санкций в размере 536 152 руб., обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пункту 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
В соответствии с пунктом 23.3 Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Таким образом, ТФОМС РБ, осуществляя проверку использования Больницей средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемые акт проверки и требование, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей в оспариваемом периоде) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из положений части 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что границы целевого использования средств обязательного медицинского страхования определяются на основании тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период).
На основании статьи 21 Федерального закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
На основании статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период).
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением. Нецелевое расходование этих средств является основанием для их возврата.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ (часть 27 Положения).
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Акт проверки ТФОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Следовательно, акт проверки ТФОМС является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Больницей заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со страховыми медицинскими организациями:
Бурятский филиал ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - договор от 01.01.2014 N 26/2014-01 с дополнительными соглашениями; договор от 01.01.2018 N 09 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с дополнительными соглашениями;
филиал ООО "РГС-Медицина"-"Росгосстрах-Бурятия-Медицина" - договор от 30.12.2016 N 13 с дополнительными соглашениями; с филиалом ООО "Капитал Медицинское страхование" дополнительные соглашения к договору от 30.12.2016 N 13, а также договор от 28.12.2018 N 13 с дополнительными соглашениями;
филиал ОАО "Бурятия-РОСНО-МС" ОАО "РОСНО-МС" - договор от 01.01.2015 N 11 с пролонгацией, дополнительное соглашение от 22.11.2017 N 7, договор с Бурятским филиалом ООО "ВТБ Медицинское страхование" от 01.01.2018 N 9 с дополнительными соглашениями.
9 января 2017 года между Министерством здравоохранения Республики Бурятия, ТФОМС РБ, филиалом ООО "РГС-Медицина" - "Росгосстрах-Бурятия-Медицина" страховой медицинской организации ООО "РГС-Медицина", региональной общественной организацией "Медицинская палата Республики Бурятия", Бурятской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации заключено Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2017 год (далее - Тарифное соглашение на 2017 год).
29 декабря 2017 года между Министерством здравоохранения Республики Бурятия, ТФОМС РБ, Бурятским филиалом ООО ВТБ МС, региональной общественной организацией "Медицинская палата Республики Бурятия", Бурятской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации заключено Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2018 год (далее - Тарифное соглашение на 2018 год).
23 января 2019 года между Министерством здравоохранения Республики Бурятия, ТФОМС РБ, Бурятским филиалом ООО ВТБ МС, Региональной общественной организацией "Медицинская палата Республики Бурятия, Бурятской республиканской организацией профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации заключено Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2019 год (далее - Тарифное соглашение на 2019 год).
Пунктами 3.1 данных Тарифных соглашений предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно решению от 30 марта 2021 года суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными оспариваемых акта и требования в части эпизодов:
в связи с участием сотрудника отдела кадров в семинаре на сумму 25 140,5 руб.;
по приобретению алкотестеров по договору, заключенному с ИП Шойжалсановой Д.Э., на сумму 149 600 руб.,
по возмещению расходов на медосмотр и обучение для получения допуска к работе с наркотическими и психотропными веществами в сумме 7805 руб.;
по направлению биоматериала на определение наркотических веществ в ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер" в сумме 25 490 руб.;
по выплате заработной платы психологу на сумму 897 437 руб. 78 коп., всего на сумму 1 105 473 руб. 28 коп.
В указанной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
В остальной части заявленных Больницей требований суд первой инстанции признал их подлежащими удовлетворению.
Согласно материалам дела заявитель не согласен с выводом Фонда, изложенным в пункте 6 заключения, в котором отражено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 357 970 рублей (раздел 2.2 акта).
Как установлено судом первой инстанции, 22 сентября 2015 года Больницей (лизингополучатель) и обществом с ограниченной ответственностью "НикМед" (лизингодатель) заключен государственный контракт N 2015.342338, в соответствии с пунктом 1.1 которого лизингодатель оказывает лизингополучателю на условиях контракта услуги по финансовой аренде (лизингу) медицинского оборудования и по его техническому обслуживанию (монтаж и наладка, ввод в эксплуатацию, инструктаж медицинского персонала, гарантийный ремонт) для нужд ГБУЗ "Городская больница N 4", медицинское оборудование: электрохирургический генератор - 1 комплект, аппарат для проведения сфинктерометрии - 1 комплект, манипулятор лигатурного инструмент - 1 шт., тренажер терапевтический для лечения опорнодвигательного аппарата - 1 комплект, согласно техническому заданию приобретение лизингодателем в собственность у продавца предмета лизинга с переходом впоследствии права собственности к лизингополучателю (л.д.85-96 т.4).
Согласно пункту 3.2 контракта общая стоимость предмета лизинга составляет 6 419 500 руб., НДС - 979 245,76 руб.
Приложением N 2 к контракту предусмотрена оплата лизинговых платежей по графику в течение 27 месяцев с октября 2015 года по 15 декабря 2017 года, первоначальный взнос - 3 209 750 руб., далее ежемесячно по 123 452 рубля, 15 декабря 2017 года - 123 450 рублей (л.д.91, оборот, т.4).
В проверяемый период по контракту произведена оплата по платежным поручениям: от 21 апреля 2017 года N 858105 на сумму 123 452 руб., от 31 мая 2017 года N 251630 на сумму 123 452 руб., от 28 июня 2017 года N 467026 на сумму 123 452 руб., от 30 июня 2017 года N 510010 на сумму 246 904 руб., от 29 сентября 2017 года N 259573 на сумму 123 452 руб., от 16 ноября 2017 года N 678816 на сумму 123 452 руб., от 22 декабря 2017 года N 137754 на сумму 493 806 руб., всего 1 357 970 руб. (л.д.97- 140 т.4).
20 февраля 2018 года сторонами подписаны договор выкупа предмета лизинга, передаточный акт к договору и акт приема-передачи и исполнения контракта лизинга, по которому лизингополучатель принял, а лизингодатель передал медицинское оборудование. Согласно п.2 акта приема-передачи лизингополучателем произведена полная оплата лизинговых платежей. Все обязательства по контракту от 22.09.2015 N 2015.342338 выполнены, стороны взаимных претензий друг к другу не имеют (л.д.94-96 т.4).
В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что цена оборудования составляет 6 419 500 руб.00 коп., что соответствует общей сумме арендных платежей за 27 месяцев ((123452 руб. х 25 месяцев)+123450 руб.+3209750 руб.). Факт перехода оборудования в собственность медицинской организации, фактически подтверждают намерения медицинской организации приобрести данное оборудование в собственность.
По мнению Фонда, включение в договор выкупной цены, не сопоставимой с оставшимся сроком полезного использования объекта (до марта 2023 года), может означать, что действительная выкупная цена вошла в состав лизинговых платежей.
С учетом изложенного, Фонд считает правомерным свой выводу, что расходы медицинской организации по оплате расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи на сумму 1 357 970 руб. 00 коп. не предусмотрены тарифным соглашением об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2018, 2019 год и являются незаконным (нецелевым) использованием средств обязательного медицинского страхования.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, отмечает, что аналогичные доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, который при их оценке правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 156, 157 Правил N 158н тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с настоящей главой Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой. Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на арендную плату за пользование имуществом.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя, в том числе, расходы на арендную плату за пользование имуществом, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с пунктами 3.1 Тарифных соглашений об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на арендную плату за пользование имуществом.
Таким образом, законодательством и нормативными актами субъекта РФ не установлены какие-либо ограничения по расходам на уплату арендной платы за пользование имуществом в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Договор лизинга - это разновидность договора аренды, поэтому общие нормы договора аренды применяются и к договору лизинга в части, не противоречащей положениям Гражданского кодекса о финансовой аренде (лизинге) (статья 625 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 665 ГК РФ по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые в целях ведения предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов (статья 666 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 607 ГК РФ под непотребляемой вещью понимают вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, например предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др.
Таким образом, учреждения здравоохранения вправе приобретать оборудование по договору лизинга.
При этом расходы на расчеты по договору лизинга по аренде оборудования за счет средств ОМС будут являться целевыми, так как согласно пункту 158 Правил N 158н в расчет тарифов ОМС включаются затраты медицинской организации, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). К таким затратам, в частности, в силу пункта 158.3 Правил N 158н относятся затраты на общехозяйственные нужды.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Фонда о мнимости сделки, совершенной с целью прикрыть сделки по купле-продаже медицинского оборудования по цене, превышающей 100 000 рублей на основании следующего.
Действительно в составе платежей по договорам выкупного лизинга, с точки зрения экономической, имеется стоимость переданного в лизинг имущества, превышающая 100 000 рублей, вместе с тем, это не изменяет квалификации данного договора как договора аренды, а не купли-продажи, и право собственности на предмет лизинга возникло у лизингополучателя только после выплаты всех лизинговых платежей. При этом следует иметь в виду, что и обычный договор аренды для лица, которое осуществляет такой предпринимательский вид деятельности - сдача в аренду имущества, предполагает, что это лицо при калькуляции размеров арендных платежей будет исходить, в том числе, и из стоимости данного имущества, и срока окупаемости приобретенного для сдачи в аренду имущества. По большому счету, разница будет состоять в том, что лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество, а обычный арендодатель при указанном виде деятельности приобретает имущество по своему усмотрению, а затем ищет арендаторов.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что вывод Фонда о нецелевом использовании средств ОМС по данному эпизоду на сумму 1 357 970 рублей является необоснованным, оспариваемые акт и требование в указанной части подлежат признанию недействительными.
Согласно материалам дела заявитель не согласен с выводом Фонда, изложенным в пункте 14 заключения, в котором отражено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 470 137 рублей 50 копеек (раздел 2.2 акта).
Как установлено судом первой инстанции, 27 августа 2018 года между ГБУЗ "Городская больница N 4" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Ютел" (поставщик) заключен договор N Ф.2018.404688, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик обязуется поставить заказчику части и принадлежности к имеющемуся серверу DEPO Storm 3400N5 для нужд ГБУЗ "Городская больница N 4", а заказчик обязуется принять товар и оплатить обусловленную настоящим договором цену (л.д.32-36 т.5).
Согласно товарной накладной от 15.10.2018 N 478, счету-фактуре от 15.10.2018 N 541, акту приема-передачи товара от 15.10.2018 (л.д.40-43 т.5) ООО "Ютел" в адрес Больницы поставило товар по договору
Платежным поручением от 29 октября 2018 года N 868196 Больницей на основании счета на оплату от 15 октября 2018 года N 508 осуществлена оплата по договору за приобретение запчастей по указанному договору в сумме 470 137,50 руб. (л.д.37-38 т.5).
Как следует из представленных в материалы дела документов, по названному договору приобретены: шасси серверное DEPO Storm 3400K4; центральный процессор intelXeonE5- 2640 v4; память оперативная Kingston 8GbDDR4-2400 RDIMM 1.2V; жесткий диск HGSTHDD 2TbSATA-III 7200rpm 128Mb (HUS726020ALE614 0F23029); блок питания SuperMicro 740W (PWS-741P-1R) Redundant, powersupply.
В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что работы по расширению комплекса конструктивно-сочлененных предметов в целях расширения функциональности и повышения эффективности работы относятся к расходам по модернизации (Письмо Минфина России от 14.07.2017 г. N 02-05-10/44839).
В связи с тем, что составные части оборудования входят в состав обособленного комплекса конструктивно-сочлененных элементов, представляющих из себя основное средство, расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, в том числе расходы на модернизацию объектов основных средств, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, и включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в случае, если стоимость единицы не превышает сто тысяч рублей.
В связи с чем, по мнению Фонда, медицинской организацией за счет средств обязательного медицинского страхования произведены расходы в сумме 470137 руб.50 коп., не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (приобретение основных средств, стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу) и являются незаконным (нецелевым) использованием средств обязательного медицинского страхования.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, отмечает, что аналогичные доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, который при их оценке правильно исходил из следующего.
Согласно разделу V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н, Классификация операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) детализирует виды расходов и группирует их по статьям.
Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н утвержден Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее - Порядок N 209н).
Расходы на оплату запасных частей оборудования могут относиться на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ и оплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования без ограничения размера платежа.
Исходя из пункта 3.1 Тарифного соглашения на 2018 год структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на приобретение прочих материальных запасов.
28 ноября 2018 года Больницей на указанное серверное оборудование оформлены инвентарные карточки учета нефинансовых активов N 010.4.667, 012.4.0031. Согласно названным инвентарным карточкам и акту о списании материальных запасов от декабря 2018 года запасные части установлены на сервере в поликлинике по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Яковлева, 8 (л.д.39, 44-48 т.5).
Заявитель полагает, что в данном случае приобретены составные части сервера для его ремонта, поэтому расходы на оплату запасных частей оборудования могут относиться на статью 340 КОСГУ "Увеличение стоимости материальных запасов".
В соответствии с пунктом 11.1 Порядка N 209н на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств, а также расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Расходы по приобретению элементов, составных частей, в том числе в случае приобретения, связанного с заменой выбывших из строя частей, деталей новыми и не приводящего к изменению (расширению) функциональных возможностей, улучшению технических характеристик и к увеличению первоначальной (балансовой) стоимости, относятся на подстатью "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ (письмо Минфина России от 0811.2019 N 02-08-10/86413).
В соответствии с ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85) Государственный стандарт Союза ССР. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1978 N 2986 и действовавшим до 01.01.2017 года (далее - ГОСТ 18322-78), запасная часть является составной частью изделия, предназначенной для замены, находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что в рассматриваемом случае Больницей приобретены запасные части серверного оборудования, доказательств иного материалы дела не содержат.
Ссылка Фонда на пункт 41 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, пункт 10 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" о том, что приобретенные части и принадлежности к серверу являются объектом со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельным конструктивно обособленным предметом, предназначенным для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов (один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно), представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы, и являются объектом основных средств, правомерно отклонены судом первой инстанции.
При этом суд обоснованно указал на то, что Фондом в материалы дела не представлено доказательств, что приобретенные шасси серверное, центральный процессор, память оперативная, жесткий диск, блок питания могут использоваться как самостоятельные объекты; материалы дела не содержат доказательств, что сервер состоит только из указанных составляющих и может выполнять (состоящий из пяти данных частей) свои функции в составе комплекса; также не доказано ТФОМС РБ, что указанные составляющие приобретены в целях модернизации.
Согласно представленной в материалы дела пояснительной записке запчасти заменены в двух серверах поликлиники: по серверу SQL произведена замена процессора, шасси серверное, двух планок оперативной памяти и блока питания; по терминальному серверу заменены жесткий диск и две планки оперативной памяти. При замене комплектующих, признаки, характеризующие основное средств, не изменились (л.д.147 т.6).
В данном случае, части и принадлежности, приобретенные у ООО "Ютел", не выполняют самостоятельных функций; названные элементы, каждый по отдельности, функционировать не могут, поэтому суд отклоняет вывод Фонда, что Больницей приобретены составные части для проведения комплектации сервера DEPO Storm 3400N5 стоимостью 470 137,5 руб., которые представляют из себя основное средство, используются для расширения, модернизации (модернизации с дооборудованием) основного средства и должны быть учтены по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что медицинской организацией за счет средств обязательного медицинского страхования обоснованно произведены расходы в сумме 470 137,5 рублей за счет средств ОМС и в указанной части требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно материалам дела заявитель не согласен с выводом Фонда о нецелевом расходовании средств, изложенном в пункте 4 заключения, в сумме 4 089 рублей (раздел 2.2 заключения).
Как установлено судом первой инстанции, 9 января 2017 года Больницей во исполнение приказа Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 28.05.2014 N 900-ОД издан приказ о создании мобильной службы ранней помощи с целью оказания медицинской помощи детям раннего возраста с тяжелыми поражениями нервной системы в медицинских организациях Республики Бурятия. Приказом утвержден состав мобильной службы из специалистов: врача-невролога, врача-педиатра (восстановительной медицины), логопеда, медицинского психолога, методиста.
16 ноября 2018 года Больницей издан приказ N 1108 о выделении автотранспорта - автобуса для выезда мобильной службы ранней помощи - 5 специалистов: 14.11.2018 с 8.30 до 19.00 - с.Мухоршибирь, 05.12.2018 с 8.00 до 20.00 в с.Кижинга.
Больницей приняты к возмещению расходы на горюче-смазочные материалы при выездах мобильной службы ранней помощи: авансовый отчет Багдуева В.Б. от 15.11.2018 N 103 на сумму 2000 рублей, авансовый отчет Эпова А.А. от 12.12.2018 N 112 на сумму 2089 рублей (л.д.114-117 т.5).
В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что медицинская организация для проведения выездного медицинского обслуживания населения, может использовать специализированный автотранспорт, оснащенный медицинским оборудованием при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по работам (услугам), составляющих медицинскую деятельность по адресу места нахождения юридического лица или его обособленного структурного подразделения.
Таким образом, расходование средств при оказание медицинской помощи не по адресу, указанному в лицензии, на сумму 4 089 руб.00 коп. не предусмотрено тарифным соглашением об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2018 год и являются незаконным (нецелевым) использованием средств обязательного медицинского страхования.
Апелляционный суд, отклоняя довод апелляционной жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции правильно исходившего из следующего.
Под медицинской помощью Федеральный закон N 323-ФЗ понимает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2).
На основании статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Пунктом 8 статьи 3 Закона о лицензировании определено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Из содержания статьи 9 Закона о лицензировании, пунктов 3, 8 Положения о лицензировании следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности, вправе оказывать тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии, а лицензируемый вид деятельности подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.
В проверяемом периоде Больницей осуществлялась медицинская деятельность на основании лицензий от 24.01.2017 N ЛО-03-01-002347, от 10.02.2017 N ФС-03-01-000400, от 30.07.2019 N ЛО-03-01-002954, выданных Министерством здравоохранения Республики Бурятия бессрочно.
В ходе проверки установлено, что медицинская помощь специалистами Больницы оказана в медицинских учреждениях с.Мухоршибирь Мухоршибирского района и с.Кижинга Кижингинского района Республики Бурятия. В связи с чем, представителями Фонда указано, что медицинская помощь специалистами Больницы осуществлялась не по месту действия выданных заявителю лицензий.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, оказание медицинской помощи не по адресу, указанному в лицензии, свидетельствует в данном случае о нарушении медицинской организацией лицензионных требований, но не о нецелевом использовании средств ОМС.
Суд правильно принял во внимание, что медицинская помощь специалистами Больницы фактически оказана. Каких-либо возражений ТФОМС РБ по данному факту не приведено. При этом доводов относительно отсутствия полномочий у Больницы оказывать медицинскую помощь по неврологии, педиатрии (восстановительной медицине), логопедии, медицинской психологии представителями Фонда также не приведено.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что вывод ТФОМС РБ о нецелевом расходовании средств ОМС на оплату ГСМ в размере 4 089 рублей при направлении Больницей мобильной группы в с.Мухоршибирь и в с.Кижинга является необоснованным.
Согласно материалам дела заявитель не согласился с выводом Фонда о нецелевом расходовании средств бюджета по выплате заработной платы на сумму 1 995 789 рублей 86 копеек, отраженных в пунктах 23, 25 заключения (раздел 2.4 акта).
Как установлено судом первой инстанции, медицинской организацией произведена оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда:
- заведующей учебно-методическим ресурсным центром Цыдыповой Р.И. на сумму 1 152 461 руб. 10 коп. (л.д.22-48 т.6);
- воспитателю детского отделения Колесовой Н.П., воспитателям отделения службы ранней помощи детской поликлиники Хайрулиной Д.З., Кузнецовой Л.А. на сумму 843 328 руб. 76 коп. (л.д.49-119 т.6).
В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что на основании приказа Минздрава СССР от 10.02.1988 г. N 90 "О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения" руководитель может вводить (в пределах фонда) любое количество должностей, но только тех, наименование которых совпадает с наименованиями должностей определенных руководящими документами, в том числе Приказом N 230.
Таким образом, по мнению Фонда, расходование средств сверх норм, установленных соответствующими министерствами (ведомствами) на сумму 1 152 461 руб. 10 коп., не предусмотрены тарифным соглашением об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2017, 2018, 2019 годы и являются незаконным (нецелевым) использованием средств обязательного медицинского страхования.
Также Фонд указывает на то, что в соответствии с приложением N 11 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 г. N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи", приложением N 5 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 г. N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи" должность воспитателя не предусмотрена штатными нормативами.
Таким образом, по мнению Фонда, расходы медицинской организации по оплате расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи на сумму 843 328 руб. 76 коп. не предусмотрены тарифным соглашением об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2017, 2018, 2019 годы и являются незаконным (нецелевым) использованием средств обязательного медицинского страхования.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции, правильно исходившего из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Порядка составления штатного расписания, утвержденного Приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996 N 16 "О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения" (далее - Приказ N 16), штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно.
Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения (пункт 5 Приказа N 16).
На основании пункта 6 Приказа N 16 в каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач-терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица. Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по не медицинским структурным подразделениям.
Наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке (пункт 8 Приказа N 16).
Основой составления штатного расписания является смета фонда заработной платы, которой должно соответствовать общее количество должностей (пункт 7 Приказа N 16).
Приказом Минздрава России от 09.06.2003 N 230 (далее - Приказ N 230) утверждены штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которые носят рекомендательный характер и не ограничивают право руководителя учреждения на определение структуры, численности и штата, но в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Согласно пункту 2 примечания 1 приложения 1 к Приказу N 230 руководитель учреждения, исходя из производственной необходимости, имеет право усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности (профессии рабочих), не предусмотренные настоящими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленного учреждению фонда оплаты труда. Введение дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, дополнительно вводимого в штат учреждения, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности.
При этом наименования должностей служащих и профессий рабочих должны соответствовать их наименованиям, предусмотренным в действующих штатных нормативах, тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, утверждаемых Минтрудом России. Наименования профессий рабочих, не предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, устанавливаются в соответствии с наименованиями, содержащимися в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС).
В штатном расписании учреждения вакантные должности указываются по их базовому наименованию например, бухгалтер, экономист, инженер.
Наименования должностей, занятых конкретными работниками, определяются исходя из соответствия уровня их квалификации требованиям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, например, специалист (экономист, бухгалтер, инженер), имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста 4 года, в штатном расписании учреждения должность будет именоваться экономист II категории и т.п.
Как установлено судом первой инстанции, в проверяемом периоде утверждены штатные расписания:
- на 2017 год приказом от 30.12.2016 N 1079, штатное расписание согласовано распоряжением Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 30.12.2016 N 897-р (л.д.65-77 т.2).
Данным штатным расписанием предусмотрены должности заведующего учебно-методическим ресурсным центром, воспитателя с неорганизованными детьми в детском отделении, воспитателей.
Согласно ведомости замены должностей, являющейся приложением к штатному расписанию на 2017 год, произведена замена специалиста по кадрам на заведующего учебно-методическим ресурсным центром (л.д.78 т.2).
В соответствии с Перечнем должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу Больницы, утвержденным приказом Больницы от 30.12.2016 N 1079 и согласованным распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 31.12.2016 N 897-р предусмотрены должности заведующего учебно-методическим ресурсным центром и воспитателя (с неорганизованными детьми) (л.д.79 т.2).
Приказом от 14.09.2017 N 766 внесены изменения в штатное расписание (л.д.80 т.2). Данные изменения согласованы распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 13.11.2017 N 717-р (л.д.82 оборот т.2).
Согласно ведомости замены должностей, являющейся приложением к штатному расписанию на 2017 год, произведена замена специалиста по кадрам на заведующего учебно-методическим ресурсным центром (л.д.84-85 т.2).
Приказом от 01.09.2017 N 725 внесены изменения в штатное расписание, которые согласованы распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 01.09.2017 N 547-р (л.д.86-95 т.2).
В соответствии с Перечнем должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу Больницы, утвержденным приказом Больницы от 01.09.2017 N 725 и согласованным распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 01.09.2017 N 547-р, предусмотрены должности заведующего учебно-методическим ресурсным центром и воспитателя (с неорганизованными детьми) (л.д.97 т.2).
Приказом от 08.12.2016 N 996 утверждена замена санитарок воспитателями ОДС, ОВЛД с 01.09.2016 (л.д.98 -99 т.2).
- на 2018 год приказом от 29.12.2017 N 1127, штатное расписание согласовано приказом Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 29.12.2017 N 173-ОД (л.д.16-30 т.2).
Данным штатным расписанием предусмотрены должности заведующего учебно-методическим ресурсным центром, воспитателя с неорганизованными детьми в детском отделении, воспитателей.
Согласно ведомости замены должностей, являющейся приложением к штатному расписанию на 2017 год, произведена замена специалиста по кадрам на заведующего учебно-методическим ресурсным центром (л.д.30, оборот-31 т.2).
В соответствии с Перечнем должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу Больницы, утвержденным приказом Больницы от 29.12.2017 N 1127 и согласованным распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 29.12.2017, предусмотрены должности заведующего учебно-методическим ресурсным центром и воспитателя (с неорганизованными детьми) (л.д.32 т.2).
Наличие указанных должностей в штатном расписании на 2018 год подтверждается выпиской из штатного расписания на 2018 год (л.д.33-45 т.2).
Приказом Больницы от 08.10.2018 N 956 внесена замена в штатное расписание, которая согласована распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 09.10 2018 N 591- р (л.д.100-103 т.2).
- на 2019 год приказом от 01.11.2018 N 1057, штатное расписание согласовано распоряжением Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 31.10.2018 N 655-р (л.д.46-61 т.2).
Данным штатным расписанием предусмотрены должности заведующего учебно-методическим ресурсным центром, воспитателя с неорганизованными детьми в детском отделении, воспитателей.
Согласно ведомости замены должностей, являющейся приложением к штатному расписанию на 2019 год, произведена замена специалиста по кадрам на заведующего учебно-методическим ресурсным центром (л.д.62).
В соответствии с Перечнем должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу Больницы, утвержденным приказом Больницы от 01.11.2018 N 1057 и согласованным распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 31.10.2018 N 655-р, предусмотрены должности заведующего учебно-методическим ресурсным центром и воспитателя (с неорганизованными детьми) (л.д.64 т.2).
Как указано выше, в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил N 158н).
Пунктом 158.2 Правил N 158н установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил N 158н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно- хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Правила N 158н не содержат закрытого перечня работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, однако необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. В каждом конкретном случае вопрос о том, необходима ли деятельность соответствующего работника для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере реализации ОМС, должен рассматриваться с учетом всех подлежащих применению программ ОМС и обязанностей, возложенных данными программами на медицинские учреждения.
Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, действующие с 28 мая 2019 года, которые содержат аналогичные положения.
Заявителем в материалы дела представлены должностные инструкции:
- заведующей учебно-методическим ресурсным центром, утвержденная приказом от 11.03.2016 N 164;
- воспитателя, утвержденная приказом от 29.12.2015 N 249;
- воспитателя с неорганизованными детьми, утвержденная приказом от 02.03.2015 N 37 (л.д.114-115 т.1, л.д.1-3 т.2).
Представителем Больницы также представлены экономические обоснования указанных должностей (л.д.149-151 т.6).
Согласно экономическому обоснованию к штатному расписанию для введения должности воспитателя в отделении ОВЛД ГБУЗ "Городская больница N 4" от 16.11.2015 ввиду того, что с мая 2014 года Отделение восстановительного лечения (служба ранней помощь) выполняет функции Центра раннего вмешательства РБ в соответствии с приказом от 28.05.2014 N 900-ОД, Больница расширила свои полномочия в рамках основной деятельности по восстановительному лечению. С целью обеспечения охраны здоровья и безопасности детей с выраженными нарушениями поведения и социального взаимодействия в период проведения обучения по социализации ввести должность воспитателя. В службу обращаются семьи с детьми с выраженными нарушениями поведения и социального взаимодействия (не контактирующими с окружающими). Дети требуют педагогического сопровождения на занятиях в службе, что является функциональными обязанностями воспитателя. Указано, что общая сумма фактической экономии, исходя из размера установленных индикаторов по заработной плате (без учета прочего персонала) планируется: 16 131,3 тыс.руб.
Согласно экономическому обоснованию к штатному расписанию для введения должности воспитателя в детском отделении ГБУЗ "Городская больница N 4" от 16.11.2015 введение должности воспитателя в детском отделении стационара предусмотрена для обеспечения контроля за безопасностью, охраной жизни и здоровья детей в период их пребывания в круглосуточном стационаре. В экономическом обосновании приведены обязанности воспитателя. Также указано, что годовой фонд оплаты труда составит 418 332,6 руб. расходы по содержанию охраны в здании детского отделения в год составят 742 687,2 руб. Экономия затрат по содержанию охраны 324 354,6 руб.
В экономическом обосновании целесообразности введения в штатное расписание должности заведующей учебно-методическим ресурсным центром ГБУЗ "Городская больница N 4" от 11.03.2016 указано, что должность заведующего предлагается ввести в штатное расписание отдела кадров ведомостью замены должностей в пределах общего числа рекомендованной штатной численности, составляющей 7,5 должностей. Основной целью введения данной должности является организация непрерывного медицинского образования для дальнейшей аккредитации врачебного среднего и младшего медицинского персонала, техническое, методическое сопровождение прохождения циклов повышения квалификации, освоение интерактивных образовательных модулей, в целях подготовки медицинского персонала к аккредитации. Должность заведующего обеспечивает реализацию требований к эффективной кадровой политике по закреплению кадров и поддержания соответствующего уровня квалификации без отрыва от медицинской деятельности путем НМО.
Таким образом, из материалов дела следует, что спорные должности - заведующего учебно-методическим центром, воспитателей введены главным врачом Больницы на основании вышеизложенных норм - имеется экономическое обоснование целесообразности введения данных должностей; разработаны должностные инструкции о функциональных обязанностях работников и предъявляемым требованиям к лицам, назначаемым на данные должности; предусмотрена оплата в пределах установленного фонда оплаты труда.
При таких установленных обстоятельствах судом первой инстанции правильно отмечено, что доказательств отсутствия необходимости введения соответствующих должностей Фондом и соответствующей замены в материалы дела не представлено. Оплата труда по указанным должностям произведена Больницей в пределах установленных лимитов. Доказательств обратного материалы дела не содержат. При этом сама по себе замена должностей, предусмотренных штатным расписанием, на необходимые должности о нецелевом использовании бюджетных средств не свидетельствует. Иного Фондом не доказано.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает правильными выводы суда первой инстанции о том, что в данной части акт и требование Фонда, содержащие выводы о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 995 789 рублей 86 копеек являются необоснованными, в связи с чем, учитывая положения Правил N 158н, в данной части акт и требование Фонда подлежат признанию недействительными.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности решения суда первой инстанции в части обжалуемых Фондом эпизодов: по арендным платежам (лизингу) по договору, заключенному с ООО "Никмед", на сумму 1 357 970 руб.; по приобретению запчастей к серверам по договору, заключенному с ООО "Ютел", на сумму 470 137,5 руб.; по приобретению ГСМ для выезда бригады медицинских работников в Мухоршибирский и Кижингинский районы, на сумму 4089 руб.; по выплате заработной платы заведующей учебно-методическим ресурсным центром, воспитателям, на сумму 1 995 789 руб. 86 коп.
Учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки, обоснованным является вывод суда первой инстанции о неправомерности предложения ТФОМС РБ, изложенного в требовании от 22.11.2019 N 2443/1, об уплате штрафных санкций в соответствующем размере.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 года по делу N А10-381/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-381/2020
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская больница N 4
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия
Третье лицо: ООО Регион-Эксперт