город Москва |
|
3 августа 2021 г. |
дело N А40-42935/21 |
Резолютивная часть постановления от 02.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТД Фрегат"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2021
по делу N А40-42935/21,
по заявлению ООО "ТД Фрегат" (ОГРН 1177746064440)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2021 в удовлетворении заявленных ООО "ТД Фрегат" требований о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям по делу об административном правонарушении от 09.02.2021 N 05-21/2021 и предписания от 09.02.2021 N 05-21/2021, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционной жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18.01.2021 при рассмотрении информации, поступившей с сайта Федеральной государственной информационной системы Росаккредитации в реестре аккредитованных лиц и письма Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 03.12.2020 N ФУ-1/9312 установлен факт нарушения ООО "ТД Фрегат" Технического регламента Таможенного союза TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулирование", Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", выразившегося в недостоверном декларировании зерна злаковых культур для пищевых целей.
Зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий административным органом установлен факт нарушения, выразившийся в недостоверном декларировании ООО "ТД Фрегат" зерна злаковых культур для пищевых целей (пшеница, урожай 2020 года, партия 12.000 тонн): при проверке декларации о соответствии, регистрационный номер ЕАЭС N RU Д- RU.НВ56.А.03671/20 от 30.04.2020 установлено, что продукция - зерно злаковых культур для пищевых целей (пшеница, урожай 2019 года, партия 12.000 тонн), схема декларирования задекларирована на основании протокола испытания N 270А/ИЛЭ08/20 от 30.04.2020, выданного Испытательной лабораторией "Элемент" (аттестат аккредитации N РОСС RU.31881.04TEC0.HЛ08), отсутствующего на сайте Росаккредитации в реестре аккредитованных лиц.
По результатам рассмотрения административного дела управлением вынесены постановление о назначении административного наказания N 05-21/2021 от 09.02.2021, которым ООО "ТД Фрегат" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.44. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200.000 руб. и предписание об устранении нарушений требований Технических регламентов N 0521/2021 от 09.02.2021, которым обществу предписано до 09.03.2021 прекратить действие декларации соответствия, регистрационный номер ЕАЭС N RU Д-RU.HB56.A.03671/20 от 30.04.2020.
Не согласившись с выводами административного органа, общество обратилось в арбитражных с заявлением указывая на отсутствие состава административного правонарушения, вместе с тем просит заменить административный штраф на предупреждение.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения и об отсутствии существенных нарушений процедуры привлечения к ответственности.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона N 184-ФЗ предусматривает обязанность лица обеспечивать соответствие продукции требованиям Технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Под декларированием соответствия понимается форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; под декларацией о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; под подтверждением соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (ст. 2 Федерального закона N 184-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона N 184-ФЗ, декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Согласно п. 2 данной статьи при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Состав доказательственных материалов определяется соответствующим Техническим регламентом, состав указанной технической документации может уточняться соответствующим Техническим регламентом.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия; заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения (п. 5 ст. 24 Федерального закона N 184-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в адрес ООО "ТД Фрегат" направлено определение о предоставлении информации в отношении подкарантинной продукции - зерна злаковых культур для пищевых целей (пшеницы, урожай 2019 года, партия 12.000 тонн), квитанция об отправке от 27.01.2021 N 195334.
Обществом истребуемые документы и пояснения не представлены.
Уведомлением-телеграммой от 19.01.2021 представитель ООО "ТД Фрегат" приглашен для составления протокола об административном правонарушении на 26.01.2021.
Телеграмма, согласно ответу Почты России, не доставлена, "местонахождение организации не известно".
26.01.2021 должностным лицом управления в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 05-21/2021 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
09.02.2021 принято оспариваемое постановление, которым ООО "ТД Фрегат" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200.000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100.000 руб. до 300.000 руб.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 утверждена Единая форма декларации о соответствии.
Согласно приложению N 2 к Единой форме декларации о соответствии в позиции 4 декларации указываются нормативные правовые акты, соответствие требованиям которых подтверждено данной декларацией о соответствии (с указанием разделов (пунктов, подпунктов) нормативных правовых актов) и предусмотренных Единым перечнем.
В позиции 5 декларации приводится обозначение (наименование) документов, на основании которых принимается декларация о соответствии. В качестве таких документов могут использоваться: подтверждающие соответствие обязательным требованиям протоколы испытаний продукции, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; документы, предусмотренные для данной продукции законодательством Сторон и выданные уполномоченными на то органами, учреждениями и организациями (свидетельство о государственной регистрации, ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, сертификат пожарной безопасности), с указанием номера, даты выдачи и др.; другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям.
Копии документов, представляемые для подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов должны быть заверены подписью и печатью (для индивидуального предпринимателя - при ее наличии) изготовителя продукции или поставщика.
Исходя из системного толкования указанных норм права, объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации.
При этом указанные действия осуществляются при разработке, принятии, применении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства.
Таким образом, недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений и документов, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии.
Из материалов дела следует, что сведения об аккредитации Испытательного лаборатории "Элемент" на сайте Росаккредитации в реестре аккредитованных лиц http://fsa.gov.ru в реестре аккредитованных лиц отсутствуют.
Из содержания выписки из декларации о соответствии ЕАЭС N RUД- RU.НВ56.А.03671/20 от 30.04.2020 заявителем декларации является ООО "ТД Фрегат".
Зерно, прошедшее испытание в лаборатории либо задекларированное в органе по сертификации, не имеющей аккредитации, считается зерном, прошедшим недостоверное декларирование соответствия продукции.
В силу п. 1 ст. 3 TP ТС 015/2011 зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза
при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом и другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
Согласно п. 3 ст. 3 TP ТС 015/2011 поставляемое зерно, соответствие которого требованиям настоящего Технического регламента не подтверждено, не допускается к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности общества является - 46.21 торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных.
Действия общества подпадают под понятие "выпуск в обращение" установленное ст. 2 TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна".
Общество как профессиональный участник рынка, осуществляющий оптовую и розничную продажу пищевой продукцией, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, реализуемая им, соответствовала Техническим регламентам, предпринимать действия по контролю качества реализуемой продукции.
Довод заявителя о том, что испытательная лаборатория "Элемент" имеет аттестат аккредитации РОСС RU.31881.04ТЕС0.ИЛ08, включенный в реестр системы добровольной сертификации "Тестсервис" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарта), отклоняется, поскольку из содержания п. 2.3.4 ГОСТ 31894-2012 следует, что в рамках Таможенного союза испытательной лабораторией признается только испытательная лаборатория, аккредитованная в национальной системе аккредитации.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц (п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 "О Федеральной службе по аккредитации") является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Система добровольной сертификации "Тестсервис" (свидетельство N РОСС.RU.31881.04TEC0), согласно записи в реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Росстандарта не обладает областью распространения системы сертификации на оценку качества и безопасности зерна, а, следовательно, не вправе выдавать испытательной лаборатории "Элемент" аттестат аккредитации для проведения работ по испытаниям зерна.
Таким образом, протокол испытаний N 270А/ИЛЭ08/20 от 30.04.2020, выданный испытательной лабораторией "Элемент", является недействительным.
Следовательно, декларация о соответствии, принятая на основании протокола испытания N 270А/ИЛЭ08/20 от 30.04.2020, содержит недостоверные сведения.
В рассматриваемом случае в дело не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что обществом предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Изложенное указывает на наличие в деянии ООО "ТД Фрегат" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества относительно замены штрафа на предупреждение отклоняются, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 названного Кодекса, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса.
В рассматриваемом случае декларация товара - пшеницы подтверждает качество продукции, соответственно отсутствие данной декларации или недостоверное декларирование несет потенциальную угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, обществом не представлено.
Процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности административным органом соблюдена.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исчисляется с момента недостоверного декларирования соответствия продукции и составляет один год.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-42935/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42935/2021
Истец: ООО "ТД ФРЕГАТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ