г. Челябинск |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А07-7755/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.05.2021 по делу N А07-7755/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Сити-Девелопмент" - Едренкин С.В. (адвокат, доверенность от 25.06.2020 N 02),
Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Попалышева Д.А. (доверенность от 04.06.2021 N 54, диплом), Габитова Е.Н. (доверенность от 26.07.2021 N 65, диплом), Паличев К.И. (доверенность от 26.07.2021 N 66).
Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Сити-Девелопмент" (далее - заявитель, общество, ООО СЗ "Сити-Девелопмент", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании отказа Администрации о внесении изменений в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-0354700-126/Ю-2018, оформленного письмом от 02.02.2021 N 909, незаконным и обязании Администрации в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в разрешение на строительство от 23.07.2018 года N 02-0354700-126/Ю-2018, указав в качестве наименования объекта капитального строительства: "Жилые дома блокированной застройки", а застройщиком ООО Специализированный застройщик "Сити-Девелопмент", 450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, б-р Ибрагимова, дом 47, корпус 1, квартира 111.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, отказ Администрации о внесении изменений в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-0354700-126/Ю-2018, оформленный письмом от 02.02.2021 N 909, признан незаконным, суд обязал Администрацию в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-0354700-126/Ю-2018, указав в качестве наименования объекта капитального строительства: "Жилые дома блокированной застройки", а застройщиком ООО Специализированный застройщик "Сити-Девелопмент".
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие направления обществом в адрес Администрации заявления, полагает, что судом первой инстанции не были приняты меры по проверке доводов заявителя, а также достоверности, относимости и допустимости представленных доказательств. Заинтересованное лицо отмечает, что первоначально заявителем планировалось строительство многоквартирного дома блокированной застройки, а не жилых домов блокированной застройки, в связи с чем необходимо исследовать проектную документацию.
Полагает, что судом не исследовался вопрос о нарушении прав заявителя. Заявителю было необходимо после осуществления межевания земельного участка под каждый жилой блок оформить в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) и проектную документацию, получить новое разрешение на строительство на каждый жилой блок в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Указывает на необходимость получения нового ГПЗУ, поскольку ГПЗУ на земельный участок с кадастровым номером 04:47:060302:215 был выдан 07.10.2015, срок его информативности истек.
Администрация считает, что суд первой инстанции в порядке восстановления прав заявителя не мог возложить на Администрацию обязанность по внесению изменений в разрешение на строительство.
В представленном отзыве общество ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, после получения разрешения на строительство (23.07.2018), заявитель 02.04.2019 изменил наименование на общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Сити-Девелопмент" и 19.12.2018 - адрес (место нахождения) 450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, б-р Ибрагимова, дом 47, корпус 1, квартира 111 (сведения из Единого государственного реестра юридических лиц).
07.07.2015 постановлением Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район N 500 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания земельного участка в с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" утвержден проект планировки и проект межевания земельного участка (кадастровый номер квартала 02:47:060302), ориентировочной площадью 1,8515 га, ограниченного с запада границей населенного пункта, с севера береговой линией реки Дема, с востока ул. Школьная, с юга ул. Чапаева, земель населенного пункта сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Постановление N 500) (материалы электронного дела от 30.03.2021).
В состав кадастрового квартала 02:47:060302 входил земельный участок с кадастровым номером 02:47:060302:215, площадью 1500 кв.м (материалы электронного дела от 30.03.2021).
07.10.2015 Администрацией подготовлен градостроительный план земельного участка N RU03547000-124/Ю на земельный участок с кадастровым номером 02:47:060302:215, местонахождение Республика Башкортостан, муниципальный район Уфимский район, СП Зубовский сельсовет, с. Нижегородка, квартал 22, литер 3, площадью 1500 кв.м, относящийся к зоне Ж-2 "для застройки зданиями средней этажности (многоквартирной, блокированной, секционной), вид разрешенного использования, в том числе "для блокированных жилых домов с блок-квартирами на одну семью (до 10-ти блоков)", в разделе 2.2 указаны "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке", а именно: назначение объекта капитального строительства - блокированный жилой дом, предельное количество этажей - 3 (л.д.41-51).
15.12.2015 предыдущему собственнику земельного участка с кадастровым номером 02:47:060302:215 выдано разрешение на строительство N 02-03547000-159/Ю-2015.
14.06.2017 по договору купли-продажи б/н ООО "Сити-Девелопмент" приобрело земельный участок с кадастровым номером 02:47:060302:215 и объекты незавершенного строительства на них, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Зубовский сельсовет, с. Нижегородка, квартал 22, литер 3.
27.06.2017 заявитель зарегистрировал право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:060302:215, площадью 1500 кв.м, вид разрешенного использования "жилой блок блокированной застройки (состоящий из нескольких блоков, но более 10) на отдельном земельном участке (материалы электронного дела от 30.03.2021).
23.07.2018 взамен разрешения на строительство N 02-03547000-159/Ю-2015 от 15.12.2015 Администрацией выдано ООО "Сити-Девелопмент" разрешение на строительство N 02-03547000-126/Ю-2018 объекта капитального строительства "многоквартирный жилой дом блокированной застройки" сроком действия до 23.08.2019, продленного до 23.07.2021 (л.д.20-23).
24.11.2020 заявитель зарегистрировал право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:060302:614, 02:47:060302:615, 02:47:060302:616, 02:47:060302:617, 02:47:060302:618, 02:47:060302:620, образованные в результате межевания земельного участка с кадастровым номером 02:47:060302:215 (л.д.52-67, материалы электронного дела от 30.03.2021).
17.09.2020 заявитель обратился в Администрацию с письмом. N 64 с просьбой внести корректировку в разрешение на строительство N 02-03547000-126/Ю-2018, изменив наименование объекта капитального строительства с "Многоквартирный жилой дом блокированной застройки" на "Жилые дома блокированной застройки", а также внести изменения в наименование застройщика изменив ООО "Сити-Девелопмент" на ООО Специализированный застройщик "Сити-Девелопмент" (л.д.24-25).
14.10.2020 Администрация письмом N 10697 во внесении изменений отказала, указав, что построенный жилой дом, является многоквартирным жилым домом со ссылкой на нормы ст. 36 Жилищного кодекса РФ, СП 55.13330.2016 и СНиП 31-02-2001 (л.д.26-27).
08.01.2021 вновь заявитель обратился в адрес Администрации с заявлением N 02-01/21 о внесении изменений в разрешение на строительство N 02-03547000-126/Ю-2018, где просил внести следующие изменения:
1) в графе "кому" указать - обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Сити-Девелопмент", 450006, г. Уфа, бульвар Ибрагимова, д. 47, корп. 1 кв. 111;
2) в графе 2 указать - "Жилые дома блокированной застройки";
3) в графе 3 указать номера земельных участков - 02:47:060302:614, 02:47:060302:615, 02:47:060302:616, 02:47:060302:617, 02:47:060302:618, 02:47:060302:620;
4) в графе 5 указать - Республика Башкортостан, муниципальный Уфимский район, сельское поселение Зубовский сельсовет, с. Нижегородка, квартал 22 (материалы электронного дела от 30.03.2021).
02.02.2021 Администрация письмом N 909 отказала во внесении изменений в разрешение на строительство N 02-0354700-126/Ю-2018, указав, что согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 13.08.2019 N 430, в территориальной зоне "Ж-2" разрешено строительство многоквартирных жилых домов средней этажности, в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 02:47:060302:215 на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:060302:614, 02:47:060302:615, 02:47:060302:616, 02:47:060302:617, 02:47:060302:618, 02:47:060302:620 под каждый жилой блок блокированного жилого дома требуется предоставление перечня документов в соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ на каждый отдельный земельный участок с жилым блоком, а также проектная документация оформляется на каждый жилой блок. Кроме того, ссылаясь на часть 21.15 статьи 51 ГрК РФ, указала на необходимость предоставления ГПЗУ, выданного не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, поскольку выданный ГПЗУ N RU03547000-124/Ю от 07.10.2015 считается утратившим силу (материалы электронного дела от 19.07.2021).
Заявитель указывает, что без внесения изменений в разрешение на строительство N 02-0354700-126/Ю-2018, ООО СЗ "Сити-Девелопмент" не может зарегистрировать право собственности на жилые дома блокированной застройки, что подтверждается уведомлением Росреестра о приостановлении государственной регистрации N 57460866000396492746800002/371/001/2020-88484 от 13.04.2020 (л.д.30-31).
17.12.2020 Администрация письмом N 1574 отказала обществу в присвоении почтовых адресов построенным объектам капитального строительства (материалы электронного дела от 30.03.2021).
Заявитель, полагая отказ Администрации, оформленный письмом от 02.02.2021 N 909 незаконным и нарушающим его права, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для внесения изменений в разрешение на строительство.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19 статьи 51 ГрК РФ).
При этом в части 19 статьи 51 ГрК РФ определено, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
Положениями части 21.14 статьи 51 ГрК РФ предусмотрена процедура внесения изменений в разрешение на строительство в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство.
Частью 21.15 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа внесения изменений в разрешение на строительство.
Так, из отказа Администрации, оформленного письмом от 02.02.2021 N 909, следует, что согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным 13.08.2019 N 430, в территориальной зоне "Ж-2" разрешено строительство многоквартирных жилых домов средней этажности, в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 02:47:060302:215 на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:060302:614, 02:47:060302:615, 02:47:060302:616, 02:47:060302:617, 02:47:060302:618, 02:47:060302:620 под каждый жилой блок блокированного жилого дома требуется предоставление перечня документов в соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ, а также проектной документации. Кроме того, необходимо предоставить ГПЗУ, поскольку ГПЗУ N RU03547000-124/Ю от 07.10.2015 считается утратившим силу
В соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат проверке указанные основания для отказа заинтересованного лица во внесении изменений в разрешение на строительство.
В Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится понятия "многоквартирный дом".
Признаки объекта, определяющие его как многоквартирный дом, имеются в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, где указано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Квартирой в соответствии с частью 3 статьи 16 ЖК РФ признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен в части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Из приведенных законоположений следует, что под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 ЖК РФ, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
В пункте 7 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Понятие жилого дома блокированной застройки определено в подпункте 2 пункта 2 статьи 49 ГрК РФ, в соответствии с которым жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 56-КГ16-1).
Следовательно, законодатель не предусматривает возможность строительства "многоквартирного жилого дома блокированной застройки".
Согласно СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001, утвержденному приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года N 725/пр, блок жилой автономный - это жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилым блоками, чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над ним под другими жилыми блоками (п. 3.2). Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок (п. 3.3).
Таким образом, исходя из норм свода правил СП 55.13330.2016 СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", дом жилой блокированный является домом, состоящим из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок, а также имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям и не имеет общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт, коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Блокированная жилая застройка не относится ни к индивидуальному жилищному строительству, ни к малоэтажной многоквартирной жилой застройке, а является самостоятельным видом разрешенного использования, и фактически представляет собой объединенные общей стеной жилые дома (но не более 10 блоков, и не более 3 этажей), каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок, а также имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям.
Из материалов дела усматривается, что спор между сторонами возник в результате различной квалификации объекта капитального строительства, указанного в разрешении на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018 в соответствии с проектной документацией, а именно: по мнению общества, "жилые дома блокированной застройки", по мнению Администрации, "многоквартирный жилой дом блокированной застройки".
07.10.2015 Администрацией подготовлен градостроительный план земельного участка N RU03547000-124/Ю на земельный участок с кадастровым номером 02:47:060302:215, площадью 1500 кв.м, относящийся к зоне Ж-2 "для застройки зданиями средней этажности (многоквартирной, блокированной, секционной), вид разрешенного использования, в том числе "для блокированных жилых домов с блок-квартирами на одну семью (до 10-ти блоков)", в разделе 2.2 указаны "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке", а именно: назначение объекта капитального строительства - 1 блокированный жилой дом, предельное количество этажей - 3.
Судом апелляционной инстанции в судебном заседании исследована проектная документация на объект капитального строительства, расположенный по адресу Республика Башкортостан, Уфимский район, Зубовский с/с, с. Нижегородка, квартал 22, литер 3.
Действительно, титульный лист проектной документации содержал наименование объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома блокированной застройки", между тем, в титульный лист проектной документации и в другие ее разделы в установленном порядке внесены изменения в части наименования объекта капитального строительства "жилые дома блокированной застройки", присоединения инженерных сетей к каждому жилому блоку, на что указано в письме заявителя от 17.09.2020 N 64, направленного в адрес Администрации для внесения изменений в разрешение на строительство в части наименования объекта капитального строительства на "жилой дом блокированной застройки" (л.д.24-25).
Так, согласно заданию на разработку проектной документации объекта капитального строительства, основным требованием к проектным решениям являлась разработка архитектурно-планировочного решения 2-этажного блокированного жилого дома.
Согласно общей пояснительной записке функциональное назначение объектов капитального строительства участка застройки - блокированные 2-х этажные жилые дома по 6 блок-квартир. Проектная документация разработана в соответствии с проектом планировки и проектом межевания земельного участка, заданиями на разработку проектной документации, градостроительными и техническими регламентами. Проектируемые жилые блокированные дома на 6 блок-квартир выполнены в едином архитектурном стиле с группой блокированных жилых домов, расположенных на смежном участке. Разработаны рядовые 2-этажные 4-комнатнаые блок-квартиры. Каждая блок-квартира имеет свою часть придомовой территории со стороны улицы с парковкой на 1 автомобиль и небольшой парадный палисадник перед входом в квартиру.
Также обществом представлена отчетная документация по инженерным изысканиям, из которой следует, что каждый жилой блок имеет индивидуальный (обособленный) подвод инженерных коммуникаций.
Таким образом, объектом капитального строительства в соответствии с разрешением на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018 является "жилой дом блокированной застройки", а не "многоквартирный жилой дом блокированной застройки", поскольку проектная документация выдана на строительство жилого дома блокированной застройки (литер 3), жилые блоки (в количестве 6, каждый по 2 этажа) объединены общей стеной, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок, а также имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям.
Также является незаконным требование Администрации о представления на каждый жилой блок документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, и отдельной проектной документации.
Положения статьи 51 ГрК РФ в качестве объекта, в отношении которого для получения разрешения на строительство, внесения изменений в разрешение на строительство необходимо представлять проектную документацию, рассматривает именно объект капитального строительства, под которым в частности в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ понимается жилой дом блокированной застройки, а не каждый блок такого дома.
Из исследованной судом апелляционной инстанции в ходе судебного заседания проектной документации следует, что проектная документация содержит текстовые и графические материалы по жилому дому блокированной застройки, включая запроектированные блок-квартиры.
Жилой дом блокированной застройки является единым объектом недвижимости, однако состоит из двух и более пристроенных автономных жилых блоков, в связи с чем в целях строительства и получения разрешительной документации его следует рассматривать как один объект капитального строительства с единой проектной документацией, который может быть возведен на земельном участке, предоставленным для застройки зданиями средней этажности блокированной застройки.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) такой жилой дом блокированный застройки рассматривается как единый объект, состоящий из частей (блоков), которые могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Таким образом, заявитель правомерно обратился в Администрацию в части внесения изменений в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018, указав наименование объекта капитального строительства "жилой дом блокированной застройки", отказ Администрации в этой части является незаконным.
Незаконными является также требование Администрации о предоставлении ГПЗУ на каждый вновь сформированный земельный участок, вывод об утрате силы ГПЗУ от 07.10.2015 N RU03547000-123/Ю, а также ссылка на Правила землепользования и застройки сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 13.08.2019 N 430.
Согласно части 21.7 статьи 51 ГрК РФ в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 57.3 настоящего Кодекса). Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков (за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 57.3 настоящего Кодекса).
Частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ определено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (часть 10 статьи 57.3 ГрК РФ).
При этом в соответствии с частью 11 статьи 57.3 ГрК РФ в случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При прохождении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 01.07.2017, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 01.07.2017, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
07.10.2015 Администрацией на земельный участок с кадастровым номером 02:47:060302:215 подготовлен градостроительный план земельного участка N RU03547000-124Ю, местонахождение Республика Башкортостан, муниципальный район Уфимский район, СП Зубовский сельсовет, с. Нижегородка, квартал 22, литер 3, площадью 1500 кв.м.
Чертеж градостроительного плана земельного участка, содержащийся в разделе 1 ГПЗУ, разделен на 6 жилых блоков (литер 3), что соответствует наименованию объекта капитального строительства, возводимого заявителем на основании разрешению на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018 и проектной документации.
Согласно разделу 2, ГПЗУ изготовлен в соответствие с градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки СП Зубовский с/с МР Уфимский район РБ, утвержденных решением Совета МР Уфимский район РБ N 221 от 10.03.2011 и проектом планировки и межевания земельного участка, утвержденного Постановлением Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет МР Уфимский район от 07.07.2015 N 500.
Объект капитального строительства расположен в зоне "Ж-2" "для застройки зданиями средней этажности (многоквартирной, блокированной, секционной), определен вид разрешенного использования земельного участка в том числе "для блокированных жилых домов с блок-квартирами на одну семью (до 10-ти блоков)", а в разделе 2.2 "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке" указано назначение объекта капитального строительства - 1 блокированный жилой дом, предельное количество этажей - 3.
Таким образом, поскольку ГПЗУ земельного участка с кадастровым номером 02:47:060302:215 был подготовлен Администрацией 07.10.2015, то есть до 01.07.2017, а положения статьи 57.3 ГрК РФ не предусматривают получение в отношении образованных из него земельных участков новых ГПЗУ, то информация, указанная в ГПЗУ от 07.10.2015 N RU03547000-124Ю подлежала использованию Администрацией в целях внесения изменений в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018, в связи с чем требование Администрации о необходимости предоставить ГПЗУ на каждый вновь сформированный земельный участок, а также вывод об утрате силы ГПЗУ от 07.10.2015 N RU03547000-123/Ю, как и ссылка на Правила землепользования и застройки сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 13.08.2019 N 430 является незаконными.
Следовательно, отказ Администрации, оформленный письмом от 02.02.2021 N 909, во внесении изменений в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018, противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Довод Администрации об отсутствии нарушения прав заявителя не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из уведомления Росреестра от 13.04.2020 о приостановлении государственной регистрации следует, что регистрация договора участия в долевом строительстве в отношении объекта долевого строительства, создаваемого на земельном участке с кадастровым номером 02:47:060302:215 приостановлена в связи с различием в наименовании объекта капитального строительства в разрешении на строительство ("Многоквартирный жилой дом блокированной застройки") и виде разрешенного использования земельного участка "Жилой блок блокированной застройки (состоящей из нескольких блоков, но не более 10) на отдельном земельном участке", кроме того, 17.12.2020 Администрация письмом N 1574 отказала обществу в присвоении почтовых адресов построенным объектам капитального строительства.
Следовательно, отказ Администрации во внесении изменений в разрешение на строительство препятствует осуществлению обществом прав на регистрацию договора участия долевого строительства, на присвоение почтовых адресов завершенным объектам капитального строительства и как следствие - осуществлению его предпринимательской деятельности по строительству и реализации объектов недвижимости.
Относительно довода о невозможности возложения на Администрацию внести изменения в разрешение на строительство суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске (заявлении, поданном в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса).
Таким образом, суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
С учетом оснований, положенных Администрацией в основу отказа во внесении изменений в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018, установленную судом незаконность предъявленных Администрацией требований, а также учитывая, что вносимые изменения не касаются проектных решений, а наименования объекта, наименования лица, которому выдано разрешение на строительство, то в качестве способа восстановления нарушенных прав необходимо возложить на Администрацию обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018, указав в качестве наименования объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией - "Жилые дома блокированной застройки", застройщика - общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Сити-Девелопмент" (ИНН 0277085519, ОГРН 1070277005347), адрес (место нахождения) 450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, б-р Ибрагимова, дом 47, корпус 1, квартира 111.
С учетом изложенного, требования ООО СЗ "Сити-Девелопмент" подлежат удовлетворению.
Довод о ненаправлении обществом в адрес Администрации копии заявления противоречат материалам дела, заявителем в материалы электронного дела с заявлением представлена квитанция, подтверждающая исполнение заявителем требований пункта 1 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовый идентификатор 45009856038406).
Довод апеллянта об отсутствии проверки представленных в материалы дела доказательств и пояснений заявителя противоречат содержанию судебного акта, имеющиеся в материалах дела доказательства отвечали признакам относимости и допустимости, ходатайства о фальсификации доказательств либо доводы, опровергающие доводы заявителя, Администрацией в суде первой инстанции, при доказанности ее надлежащего извещения о начавшемся судебном процессе, не приводились.
Согласно статье 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в предварительном судебном заседании стороны вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по всем возникающим в заседании вопросам.
Судом первой инстанции определением от 07.04.2021 Администрации было предложено представить свои возражения по заявленным требованиям, предварительное заседание было назначено на 18.05.2021. Таким образом, у заинтересованного лица имелась возможность направить в адрес суда отзыв на заявление с копиями документов, которые считал необходимым представить суду.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" разъяснил, что если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что копия определения о принятии заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания от 07.04.2021 получена ответчиком 12.04.2021, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 45097658368289 (т.1, л.д. 74)
В определении от 07.04.2021 суд первой инстанции уведомил лиц, участвующих в деле, о том, что в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после завершения предварительного судебного заседания дело может быть рассмотрено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции непосредственно после завершения предварительного судебного заседания.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалам дела подтверждается, что заинтересованное лицо возражений относительно завершения предварительного заседания не заявляло, отзыв по существу спора и доказательства в обоснование возражений относительно исковых требований суду первой инстанции не представило.
Таким образом, с учетом установленного факта надлежащего извещения судом первой инстанции заинтересованного лица о дате и времени рассмотрения настоящего заявления, отсутствия возражений со стороны заинтересованного лица против перехода к судебному разбирательству и рассмотрения спора по существу в отсутствие представителя Администрации, суд первой инстанции правомерно перешел к судебному разбирательству в судебном заседании 18.05.2021 и рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.
Между тем, суд первой инстанции при надлежащем исследовании доказательств по делу, оснований заявленных требований должен был установить, что номером разрешения на строительство указан "02-03547000-126/Ю-2018", в то время как заявителем приведен номер "02-0354700-126/Ю-2018", что нашло отражение и в резолютивной части решения суда первой инстанции.
Между тем, как такового разрешения на строительство от 23.07.2018 N 02-0354700-126/Ю-2018 не существует, в связи с чем на стадии исполнения судебного акта при очевидности ненормативного правового акта, в который следует внести изменения у заявителя могут возникнуть затруднения, что противоречит требованию к обязательности судебного решения, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции с целью правильного указания реквизитов ненормативного правового акта, во внесении изменений в который заинтересованным лицом было незаконно отказано.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 1 части 1, части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.05.2021 по делу N А07-7755/2021 изменить, изложив второй и третий абзацы резолютивной части решения в следующей редакции:
"Признать отказ Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об отказе внесения изменений в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018, оформленный письмом от 02.02.2021 N 909, незаконным.
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (ИНН 0274108133, ОГРН 1050204063810) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в разрешение на строительство от 23.07.2018 N 02-03547000-126/Ю-2018, указав в качестве наименования объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией - "Жилые дома блокированной застройки", застройщика - общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Сити-Девелопмент" (ИНН 0277085519, ОГРН 1070277005347), адрес (место нахождения) 450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, б-р Ибрагимова, дом 47, корпус 1, квартира 111.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7755/2021
Истец: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "СИТИ-ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН