г. Чита |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А19-8792/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Православной религиозной организации "Иркутская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года по делу N А19-8792/2020 по заявлению Православной религиозной организации "Иркутская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ИНН 3809017606, ОГРН 1033800004721, адрес: 664001, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ангарская, 14) к Администрации г. Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 14) о признании незаконным отказа от 29.04.2020 г. N 505-70-9467/20 в предоставлении земельного участка с кадастровым N38:36:000018:16569, расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, ул.Баррикад, на праве безвозмездного пользования,
при участии в судебном заседании:
от Православной религиозной организации "Иркутская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)": Савкин В.Н.- представитель по доверенности от 03.11.2020, представлен диплом о наличии высшего юридического образования.
от Администрации г. Иркутска: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Православная религиозная организация "Иркутская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (далее также - заявитель, Епархия) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации г. Иркутска (далее также - ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа от 29.04.2020 г. N 505-70- 2 9467/20 в предоставлении земельного участка с кадастровым N 38:36:000018:16569, расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Баррикад, на праве безвозмездного пользования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года по делу N А19-8792/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда противоречат материалам дела и фактическим обстоятельствам. Заявитель указал, что в заявлении от 17.04.2020 Епархия просила предоставить без торгов земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования города Иркутска, разрешенное использование испрашиваемого земельного участка: дошкольное, начальное и среднее общее образование, для строительства зданий и сооружений благотворительного назначения в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, а не для религиозного использования.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Администрация выводы суда первой инстанции поддержала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.05.2021.
Администрация г. Иркутска представителей в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Иркутская Епархия Православной Церкви обратилась в Администрацию города Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым N 38:36:000018:16569 в безвозмездное пользование сроком на 10 лет для строительства зданий и сооружений благотворительного назначения в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, вх. N 503-51-6924/20 от 20.04.2020.
В заявлении Иркутской Епархии Православной Церкви была указана цель предоставления земельного участка: для строительства зданий и сооружений благотворительного назначения в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
В целях получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости администрацией города Иркутска был направлен межведомственный запрос в адрес уполномоченного органа.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 22.04.2020 N 99/2020/325862613 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 38:36:000018:16569: Дошкольное, начальное и среднее общее образование.
29.04.2020 года Администрация г.Иркутска письмом N 505-70-9467/20 отказала в предоставлении испрашиваемого участка в связи с наличием основания, установленного подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 14 пункта 41 главы 8 раздела II Административного регламента, а именно: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Заявитель, полагая отказ нарушающим его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно руководствовался следующими нормами права.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным оспариваемого ненормативного правового акта необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ, пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" (далее - Закон N 162-03) Правительство Иркутской области, в лице министерства имущественных отношений Иркутской области, с 01.01.2015 осуществляло полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области N 162-03 указанные полномочия перераспределялись сроком до 01.01.2019. Таким образом, с 01.01.2019 администрация города Иркутска является органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, следовательно, администрация города Иркутска реализовывает предусмотренные статьей 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правомочия по распоряжению этим земельным участком.
В соответствии с пунктом 3.1.21 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденным Решением Думы г. Иркутска от 25.12.2015 N 006-20-160257/5, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами в порядке и пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Иркутска, осуществляет функцию по принятию решения о предоставлении или обеспечению предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в рамках компетенции, установленной муниципальными правовыми актами города Иркутска.
Согласно материалам дела Иркутская Епархия Православной Церкви обратилась в администрацию города Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым N 38:36:000018:16569 в безвозмездное пользование сроком на 10 лет для строительства зданий и сооружений благотворительного назначения в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, вх. N 503-51-6924/20 от 20.04.2020.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет в безвозмездное пользование.
Как следует из заявлении Иркутской Епархии Православной Церкви, цель предоставления земельного участка указана: для строительства зданий и сооружений благотворительного назначения в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 22.04.2020 N 99/2020/325862613 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 38:36:000018:16569: дошкольное, начальное и среднее общее образование.
Судом первой инстанции правильно указано, что приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор), которым определены виды разрешенного использования земельных участков, а также их описание.
Дошкольное, начальное и среднее общее образование (код вида разрешенного использования земельного участка 3.5.1), в соответствии с Классификатором, имеет следующее описание: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом.
На основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как следует из письма Администрация г. Иркутска от 29.04.2020 года N 505-70-9467/20 ответчик отказал в предоставлении испрашиваемого участка в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Суд апелляционной инстанции не может согласить с выводом суда первой инстанции об обоснованности такого отказа, поскольку в заявлении Епархии указано, что целью предоставления земельного участка является строительство объектов благотворительного назначения в соответствии с разрешенным использованием земельного участка. Таким образом, заявление содержит прямое указание на то, что земельный участок предполагается использовать в соответствии с его разрешенным использованием, то есть для дошкольного, начального и среднего общего образования.
Указание суда на то, что земельный участок запрашивался для его использования для целей религиозного управления и образования; религиозного образования и воспитания, обучения религии; деятельности по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений религиозного назначения не подтверждается заявлением Епархии.
Следовательно, основание, по которому Епархии отказано в предоставлении земельного участка, а именно: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, не соответствует норме подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, отказ Администрации в предоставлении Епархии испрашиваемого земельного участка по такому основанию является неправомерным.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы заявителя. Вследствие чего апелляционная жалоба подлежит удовлетворению. В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Государственная пошлина подлежит распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ с учетом уплаты Епархией государственной пошлины при обращении в суд первой инстанции в размере 3 000 рублей, при обращении в суд апелляционной инстанции в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года по делу N А19- 8792/2020 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Администрации города Иркутска от 29.04.2020 N 505-70-9467/20 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N38:36:000018:16569, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Баррикад, на праве безвозмездного пользования, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Православной религиозной организации "Иркутская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)".
Взыскать с Администрации г. Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610) в пользу Православной религиозной организации "Иркутская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ИНН 3809017606, ОГРН 1033800004721) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Вернуть Православной религиозной организации "Иркутская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ИНН 3809017606, ОГРН 1033800004721) из средств федерального бюджета излишне уплаченную чеком-ордером от 22.04.2021 (операция 21) государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8792/2020
Истец: Православная " Иркутская Епархия Русской Православной Церкви Московский Патриархат
Ответчик: Администрация города Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5397/2021
03.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2878/20
22.03.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8792/20
05.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2878/20