г. Саратов |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А12-5550/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мацуциным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Афина"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2021 года по делу N А12-5550/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Афина" (400121, г. Волгоград, Набережная Волжской флотилии, д. 23А, ОГРН 1063459039654, ИНН 3441029471)
к управлению "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А),
заинтересованное лицо: администрация Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Боровский Геннадий Михайлович (г. Волгоград),
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Афина" (далее - ООО "УК "Афина", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными и отмене предписания управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда (далее - управление, административный орган) от 25.02.2021 N 460-р о прекращении нарушений обязательных требований.
Решением суда первой инстанции от 27 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Афина" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 16.02.2021 N 460-р с целью рассмотрения мотивированного представления должностного лица, составленного результатам рассмотрения обращения, содержащего доводы о нарушении порядка расчёта и начисления платы за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемый при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Кропоткина, д. 1, за период с ноября 2020 года по январь 2021 года, управлением проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Афина", по результатам которой составлен акт от 25.02.2021 N 460-р.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом требований части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), выразившееся в начислении собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Кропоткина, д. 1, платы за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемый при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, свыше установленного норматива потребления данного вида ресурсов.
25 февраля 2021 года управлением ООО "УК "Афина" выдано предписание N 460-р о прекращении нарушений обязательных требований, согласно которому ООО "УК "Афина" надлежит в срок до 10.05.2021 во исполнение части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества произвести перерасчёт платы (в виде возврата) потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Кропоткина, д. 1, за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемый при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, начисленный сверх установленного норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в период с ноября 2020 года по январь 2021 года, с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; в дальнейшем производить начисление платы за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемый при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса, до возникновения правовых оснований изменений порядка расчёта размера платы за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемый при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, предусмотренных частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 29 Правил содержания общего имущества.
ООО "УК "Афина", полагая, что предписание от 25.02.2021 N 460-р является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учёта, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платёжных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объёма коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учётом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учёта при условии обеспечения этой системой учёта возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объёма потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учётом положений настоящего Постановления.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 29.05.2017 N 16 "О внесении изменений в некоторые постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области" внесены изменения в постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25.07.2012 N 4/1 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учёта на территории Волгоградской области", от 30.07.2012 N 5 (ред. от 29.05.2017) "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по электроснабжению при отсутствии приборов учёта на территории Волгоградской области", установлены, и с июня 2017 применяются новые нормативы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества.
Административным органом в ходе проверки установлено, что размер платы, начисленной собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Кропоткина, д. 1, за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемый при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, за период с ноября 2020 года по январь 2021 года превысил размер платы, рассчитанный исходя из норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решение по вопросу об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунального ресурса холодной воды, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объёма потребления коммунального ресурса холодной воды, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не принято.
Доказательств обратного заявителем не предоставлено.
При таких обстоятельствах административный орган пришёл к верному выводу о том, что расчёт размера платы за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемый при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, за спорный период должен был производиться исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта (совокупность средств измерения), за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, законодатель установил порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме при этом, предоставив право собственникам изменить его путем принятия решения о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В связи с этим, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, - направлено на достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом из буквального толкования изложенных норм следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение по вопросу, формулировка которого соответствует предусмотренной в абзаце втором пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, освобождающее исполнителя коммунальной услуги (управляющую организацию) от обязанности нести расходы по оплате ресурсоснабжающей организации разницы между фактическим и нормативным объёмом коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
В рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирном доме не принимали решения о распределении объёма коммунальной услуги - холодное водоснабжение в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Следовательно, на основании абзаца 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг распределяемый между потребителями спорного многоквартирного дома объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма, определяемого исходя из норматива потребления, поскольку собственниками помещений МКД не принято иное решение.
Аналогичная правовая позиция поддержана постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2020 по делу N А12-2968/2020, от 16.06.2020 по делу N А12-30567/2019.
С учётом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "УК "Афина" требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что оспариваемое предписание противоречит условиям договора холодного водоснабжения от 06.05.2019 N 016904, заключённого между ООО "Концессии водоснабжения" и заявителем, условиями которого предусмотрена оплата поставленного коммунального ресурса на основании показаний общедомового прибора учёта холодной воды.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают запрет на предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в расчётном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный объём. В соответствующих расчётных периодах установленный Правительством Российской Федерации порядок ограничения размера платы за коммунальные услуги для потребителей приводит к случаям ограничения для исполнителя коммунальных услуг суммы доходов от предоставления коммунальных услуг в таких расчётных периодах.
Возмещение исполнителям коммунальных услуг выпадающих доходов осуществляется за счёт средств, получаемых им в качестве оплаты за соответствующие оказываемые услуги.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2019 N 2854-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы ООО "ЖЭУ 7 Сервис", с которого судом взыскана задолженность за водоснабжение и водоотведение. В рамках жалобы общество оспаривало, в том числе конституционность положений абзаца второго пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, указывая, что оспариваемые положения не соответствуют статьям 17 (части 1 и 3), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они возлагают на управляющую организацию обязанность по оплате коммунальных ресурсов, потреблённых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, в объёме, превышающем утверждённый в установленном порядке норматив потребления соответствующих коммунальных ресурсов, за счёт собственных средств.
Отказывая в принятии жалобы, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что абзац второй пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг ограничивает нормативом потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме объём соответствующей коммунальной услуги, распределяемой между потребителями для установления размера платы. Данное положение направлено на защиту потребителей от необоснованных платежей и призвано обеспечить эффективное управление многоквартирным домом, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя в указанном им в жалобе аспекте.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведённые в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "УК "Афина" заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года обществу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.
Поскольку решение по делу состоялось не в пользу заявителя, с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2021 года по делу N А12-5550/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Афина" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5550/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АФИНА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА" АППАРАТА ГЛАВЫ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Боровский Геннадий Михайлович