город Ростов-на-Дону |
|
03 августа 2021 г. |
дело N А53-661/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии:
от ООО "ОНИКС": адвокат Шопинская Я.А. по доверенности от 11.01.2021;
от МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО: Бурлей Е.С. по доверенности от 25.12.2020 N дов3-45,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2021 по делу N А53-661/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС" (ИНН 6162079647, ОГРН 1186196040909)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оникс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - Управление) от 21.12.2020 N 0302/121120/06205 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2021 в удовлетворении заявления Общества было отказано. Решение мотивировано наличие в действиях Общества состава вменённого административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что судом не дана оценка доводам Общества о том, что назначение административного штрафа в установленном размере, не отвечает целям административной ответственности и влечёт избыточное ограничение прав Общества. Имеется возможность снизить размер административного штрафа, ниже низшего предела, установленного санкцией статьи 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Управления в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
13.01.2020 Общество при осуществлении деятельности по оптовой торговле алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт по адресу: 344091, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Каширская, д. 9/53А, ком. 2-3-4 (место совершения правонарушения) допущено нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Согласно сведениям ЕГАИС "Отчёт о нарушениях сроков фиксации поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 Обществом были нарушены сроки фиксации накладной (TTN0352321070) от 13.01.2020 N ОН000101, фактически зафиксирована 14.01.2020, дата отгрузки, согласно первичным документам 13.01.2020.
В заявках о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) в разделе "Транспортный раздел" ТТН N ОН000101 от 13.01.2020 заполнены поля: "20. Автомобиль": ГАЗ 330220000350 г/н 0261ВТ16; "23. Водитель": Камынин Алексей Николаевич,
В заявке о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции "Транспортный раздел" ТТН, указанные сведения не зафиксированы.
В связи с выявленными нарушениями, 09.12.2020 ведущим специалистом Управления, в отсутствии представителя Общества, извещённого надлежащим образом, составлен протокол N 0302/121120/06205 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 14.19 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
21.12.2020 заместителем руководителя Управления, в отсутствии представителя Общества, извещённого надлежащим образом, рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление N 0302/121120/06205 о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного статьёй 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии со статьёй 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учёта объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учёта использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их производства и (или) оборота.
Порядок учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учёта использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимаются закупка (в том числе, импорт), поставки (в том числе, экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил организации представляют в единую информационную систему сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной; номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объёме оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих сопровождающих оборот продукции, в единой информационной системе; сведения о контрагенте (контрагентах при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес).
Согласно пункту 21 Правил направление информации об объёме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путём представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 Правил при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными. В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными. Порядок и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учёта объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о продукции, об объеме производства и оборота продукции утверждены Приказом Росалкогольрегулирования N 149.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5.1.1 Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции. До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке. В полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
В соответствии с Руководством пользователя Master UTM Pro (пункт 2.5 "Создание документа сведения об отгрузке" при заполнении формы "Сведения об отгрузке"), открывается форма, которую необходимо заполнить. Полями, обязательными для заполнения, являются, в том числе: номер накладной - согласно первичной документации; дата составления - поле редактируемое, автоматически подставляется текущая дата, когда был сформирован документ, для ввода информации воспользуйтесь календарем или вводом с клавиатуры в формате дд.мм.гггг.; дата отгрузки - поле редактируемое, автоматически подставляется текущая дата, когда был сформирован документ, укажите дату согласно первичной учетной документации.
Таким образом, дата отгрузки товарно-транспортной накладной зафиксированная оператором организации - поставщика продукции, должна совпадать с датой фактической отгрузки ТТН и подтверждаться первичными документами.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГАИС "Отчёт о нарушениях сроков фиксации поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 Обществом были нарушены сроки фиксации накладной (TTN0352321070) от 13.01.2020 N ОН000101, фактически зафиксирована 14.01.2020, дата отгрузки, согласно первичным документам 13.01.2020.
В заявках о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) в разделе "Транспортный раздел" ТТН N ОН000101 от 13.01.2020 заполнены поля: "20. Автомобиль": ГАЗ 330220000350 г/н 0261ВТ16; "23. Водитель": Камынин Алексей Николаевич.
В заявке о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции "Транспортный раздел" ТТН, указанные сведения не зафиксированы.
Таким образом, дата названной товарно-транспортной накладной по отгрузке алкогольной продукции в адрес контрагентов даты отгрузки не соответствует дате отгрузки, зафиксированной в ЕГАИС.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, Управлением выявлено нарушение Обществом непринятия мер по контролю за своевременной, достоверной фиксацией поставок (отгрузке) алкогольной продукции и не являются исключительными, так как Обществом располагало первичными документами и имело возможность, для соблюдения вышеуказанных положений, однако Общество не предприняло всех необходимых мер, в результате чего, Обществом недостоверно зафиксированы сведения о поставках алкогольной продукции.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению Обществом установленного порядка учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не установлено.
Исходя из позиции Общества, Обществом не оспаривается факт совершения им административного правонарушения.
Представленными Управлением доказательствами подтверждается, нарушение Обществом установленного порядка учёта алкогольной продукции при её обороте, что свидетельствует о наличии в деянии Общества состава правонарушения, предусмотренного статьёй 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов Общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк.
Административный штраф назначен в размере, предусмотренном санкцией статьи 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 150000 руб. с учётом обстоятельства, отягчающего административную ответственность Общества - повторное совершение аналогичного правонарушения.
Повторность совершения подтверждается постановлением Управления от 11.02.2020 N 07-10-20/48, которым Обществу было назначено административное наказание по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения. Доказательств оспаривания Обществом названного постановления, в материалы дела не представлены.
Согласно позиции Общества, изложенной в апелляционной жалобе, Общество не согласно с размером назначенного наказания.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных причин, препятствующих Обществу по соблюдению установленного действующим законодательством порядка учета объема производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции в материалы дела не представлены.
Оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, апелляционным судом не выявлено.
Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение Обществу наказания, в данном случае, является справедливой и адекватной мерой государственного реагирования, направленной на предупреждение совершения правонарушений.
Суд первой инстанции также не нашёл оснований для снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество соответствующего мотивированного ходатайства не заявляло, доказательств своего тяжелого финансового положения суду не представило.
Доводы апелляционной жалобы Общества не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2021 по делу N А53-661/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-661/2021
Истец: ООО "ОНИКС"
Ответчик: межрегиональное управление Федеральной службы по регулирвоанию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ