город Омск |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А70-1662/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6913/2021) Малининой Татьяны Николаевны, Кинжебаевой Марии Александровны, Анисимовой Кристины Анатольевны, Лагуновой Вероники Рудольфовны, Сущей Елены Анатольевны на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2021 по делу N А70-1662/2021 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлениям Малининой Татьяны Николаевны, Кинжебаевой Марии Александровны, Анисимовой Кристины Анатольевны, Лагуновой Вероники Рудольфовны, Сущей Елены Анатольевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175, адрес: 625031, Тюменская область, город Тюмень, улица Рационализаторов, дом 20) об оспаривании определения N 3/72-21 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 21.01.2021 в отношении конкурсного управляющего СНТ "Липовый остров" Плесовских В.А., третье лицо - конкурсный управляющий Садоводческого некоммерческого товарищества "Липовый остров" Плесовских Виктор Александрович,
при участии в судебном заседании конкурсного управляющего СНТ "Липовый остров" Плесовских Виктора Александровича, предъявлен паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Малинина Татьяна Николаевна (далее - заявитель, Малинина Т.Н.) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области, Управление, административный орган) о признании незаконным определения N 3/72-21 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 21.01.2021 в отношении конкурсного управляющего СНТ "Липовый остров" Плесовских Виктора Александровича.
Указанное заявление принято к производству Арбитражного суда Тюменской области, делу присвоен номер А70-1662/2021.
Определением от 17.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий Садоводческого СНТ "Липовый остров" Плесовских Виктор Александрович (далее - третье лицо, конкурсный управляющий Плесовских В.А.).
В последствии в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями об оспаривании определения N 3/72-21 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 21.01.2021 в отношении конкурсного управляющего СНТ "Липовый остров" Плесовских В.В. обратились Кинжебаева Мария Александровна, Анисимова Кристина Анатольевна, Лагунова Вероника Рудольфовна, Сущая Елена Анатольевна.
Указанные заявления приняты к производству Арбитражного суда Тюменской области, делам присвоены номера А70-1677/2021 и N А70-1989/2021.
Определением от 22.03.2021 объединены в одно производство дела N N А70-1662/2021, N А70-1677/2021 и N А70-1989/2021, объединенному делу присвоен номер N А70-1662/2021.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2021 по делу N А70-1662/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Малинина Т.Н., Кинжебаева М.А., Анисимова К.А., Лагунова В.Р., Сущая Е.А., обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителей.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что конкурсным управляющим Плесовских В.А.. вынесен на повестку собрания кредиторов СНТ "Липовый остров" вопрос для разрешения не относящийся к полномочиям собрания кредиторов (вопрос об утверждении размера членских и целевых взносов), что является нарушением требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ), и образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); Управлением не проводилось административное расследование, в связи с чем отсутствуют материалы проверки по заявлениям Лагуновой В.Р. Малининой Т.Н., Кинжабаевой М.А., Анисимовой К.А., Сущей Е.А., на которых основаны выводы оспариваемого определения Управления Росреестра по Тюменской области N 3/72-21 от 21.01.2021 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в компетенцию суда не входит сбор доказательств, подтверждающих событие и состав административного правонарушения, и суд не может подменять органы, осуществляющие административное расследование. Не полнота представленных материалов (сведении) не может быть восполнена при рассмотрении дела судом.
Конкурсным управляющим СНТ "Липовый остров" Плесовских В.А. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Плесовских В.А. указал на необоснованность доводов подателей апелляционной жалобы.
В письменном отзыве Управление Росреестра по Тюменской области тоже отклонило доводы апелляционной жадобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, кредиторами СНТ "Липовый остров" Фахрутдиновой А.В., АО "Газпром энергосбыт Тюмень", собственниками земельных участков СНТ "Липовый остров" представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых кредиторы, и собственники, не соглашаясь с доводами подателей апелляционной жалобы, указали на эффективность ведения процедуры банкротства СНТ "Липовый остров" конкурсным управляющим Плесовских В.А.
В судебном заседании конкурсный управляющий СНТ "Липовый остров" Плесовских В.А. возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
От Малининой Т.Н.,, Анисимовой К.А., Лагуновой В.Р. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав Плесовских В.А., установил следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 18.05.2017 по делу N А70-485/2017 в отношении СНТ "Липовый остров" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Плесовских В.А.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 10.10.2017 производство по делу N А70-485/2017 о несостоятельности (банкротстве) СНТ "Липовый остров" прекращено в связи с утверждением между кредиторами и должником мирового соглашения.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2018 мировое соглашение от 26.09.2017, утвержденное определением Арбитражного суда Тюменской области от 10.10.2017, расторгнуто, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) СНТ "Липовый остров" возобновлено, в отношении СНТ "Липовый остров" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Плесовских В.А.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.04.2019 по делу N А70-485/2017 СНТ "Липовый остров" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Плесовских В.А. Срок проведения процедуры конкурсного производства в отношении должника неоднократно продлевался.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2020 по делу N А70-485/2017 срок конкурсного производства в отношении СНТ "Липовый остров" вновь продлен на шесть месяцев (до 18.04.2021).
В январе 2021 года в Управление поступили жалобы заявителей по факту несоблюдения конкурсным управляющим требований действующего законодательства при исполнении обязанностей конкурсного управляющего должника.
Позиция подателей жалоб заключалась в том, что собранием кредиторов СНТ "Липовый остров" неправомерно установлены членские взносы и целевые взносы для членов и собственников земельных участков в границах Товарищества. Конкурсным управляющим вынесен на повестку собрания вопрос, не относящийся к полномочиям собрания кредиторов, поскольку вопрос об утверждении размера членских и целевых взносов относится к компетенции общего собрания членов Товарищества. Конкурсный управляющий не проводил общих собраний собственников СНТ "Липовый остров", допустил дифференциацию конкурсной массы, так как размер дебиторской задолженности не зафиксирован.
Рассмотрев имеющиеся материалы, ведущий специалист-эксперт Управления вынес оспариваемое определение N 3/72-21 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 21.01.2021 в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным определением, заявители обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 20.05.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с частью 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно частям 2 и 3 статьи 28.1 КоАП РФ, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
На основании статьи 29 Закона о банкротстве, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 N П/0263 Управление является органом, уполномоченным составлять протокола об административном правонарушении по рассматриваемому правонарушению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 названного Кодекса).
На основании части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии заявлений, указанных в пункте 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ (часть 4 статьи 30.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что поступившие в административный орган жалобы заявителей содержали обращение о привлечении конкурсного управляющего к ответственности: за то, что конкурсным управляющим Плесовских В.А.. на повестку собрания кредиторов СНТ "Липовый остров" вынесен вопрос об утверждении размера членских и целевых взносов, не относящийся к полномочиям собрания кредиторов.
По смыслу положений статьи 28.1 КоАП РФ не любое заявление физического лица может служить основанием для возбуждения административного дела. Действующим законодательством не предусмотрена безусловная обязанность административного органа возбуждать дело об административном правонарушении лишь по факту получения соответствующего заявления, поскольку для возбуждения дела об административном правонарушении требуется наличие достаточных сведений, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом достаточные данные должны указывать на наличие определенного, конкретного события административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения обращений Управлением установлено, что доводы жалоб не достаточно обоснованы нормами действующего законодательства, т.е. отсутствовали указания на нарушение конкретных требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), которые были бы нарушены арбитражным управляющим Плесовских В.А. при ведении процедуры банкротства СНТ "Липовый остров" и нарушение которых образует событие и состав административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.
Проанализировав представленные в дело материалы и оценив действия административного органа в рамках настоящей проверки, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с позицией Управления в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника.
В силу положений статьи 14 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) обязательные к уплате членами товарищества взносы могут быть следующих видов: 1) членские взносы; 2) целевые взносы. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.
Пунктом 8 статьи 14 Закона N 217-ФЗ установлено, что размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 217-ФЗ высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.
Таким образом, хозяйственная деятельность Товарищества состоит в сборе членских, управлении общим имуществом и создании благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами, благоустройство и охрана территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, собрание кредиторов должника вправе принять решение по вопросу, прямо не отнесенному Законом к его компетенции. Такое решение не должно препятствовать осуществлению процедур банкротства и исполнению арбитражным управляющим его обязанностей, вторгаться в сферу компетенции иных лиц.
Таким образом, исходя из указанных разъяснений высшей судебной инстанции следует, что собрание кредиторов должно действовать добросовестно и разумно, не создавая препятствий арбитражному управляющему и не нарушая цели конкурсного производства должника (формирование конкурсной массы и соразмерное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной Законом очередностью).
Пункт 2 статьи 12 Закона о банкротстве содержит перечень вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции собрания кредиторов, и эти вопросы не могут быть переданы на разрешение другим лицам или органам, в том числе комитету кредиторов.
Вместе с тем, решение вопроса об утверждении размера целевых и членских взносов отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. По смыслу Закона N 217-ФЗ отнесение к исключительной компетенции общего собрания этого вопроса направлено на исключение произвольного возложения на членов товарищества обязанности по оплате взносов, содержащих в себе необоснованные расходы, о которых неизвестно самим членам товарищества.
Как следует из материалов дела, собственниками земельных участков, расположенных в границах СНТ "Липовый остров", 23.06.2018 проведено общее собрание уполномоченных и членов Товарищества, на котором принято решение утвердить приходно-расходную смету на 2018 год, в том числе: членские взносы в размере 388 рублей с сотки в год; целевые взносы в размере 208,19 рублей с сотки в год. Решения оформлены протоколом N 3 от 23.06.2018.
Смета доходов и расходов на 2018 год вместе с протоколом N 3 от 23.06.2018 были размещены на официальном сайте СНТ "Липовый остров" в разделе "Собрание" в открытом доступе в сети Интернет.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 23.11.2018 по делу N 2-7519/2018 решения общего собрания уполномоченных и членов СНТ "Липовый остров", оформленные протоколом N 3 от 23.06.2018, признаны недействительными по причине отсутствия кворума.
Суд указал, что сторона ответчика (СНТ "Липовый остров") для проверки доводов истцов об отсутствии кворума не представила суду сведения о количестве членов СНТ "Липовый остров" (списки членов СНТ), а также сведения о присутствовавших на отчетно-перевыборном собрании уполномоченных и членов СНТ "Липовый остров" 23.06.2018 (листки регистрации), несмотря на то, что судом неоднократно на ответчика возлагалась такая обязанность, и даже вручался судебный запрос.
В связи с чем, собственники земельных участков в границах территории Товарищества повторно в мае - июне 2019 года провели общее собрание уполномоченных и членов СНТ "Липовый остров", на котором принято решение утвердить приходно-расходную смету на 2018 год, в том числе: членские взносы в размере 388 рублей с сотки в год; целевые взносы в размере 208,19 рублей с сотки в год (протокол N 2 от 10.06.2019, размещен в открытом доступе на официальном сайте СНТ "Липовый остров" в разделе "Собрание" в сети Интернет).
Таким образом, собственники земельных участков фактически выразили повторно волю на установление тех же взносов, в том же размере, что и предыдущим протоколом.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 21.02.2019 по делу N 2-200/2020 решение общего собрания уполномоченных и членов СНТ "Липовый остров", оформленное протоколом N 2 от 10.06.2019, признано незаконным, недействительным, не порождающим правовых последствий по причине того, что на дату проведения указанного собрания полномочия органов управления (общего собрания членов и лиц, ведущих садоводство в индивидуальном порядке) были прекращены на основании решения Арбитражного суда Тюменской области о введении в отношении СНТ "Липовый остров" процедуры конкурсного производства.
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21.02.2019 вступило в законную силу.
После возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), помимо Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ и Гражданского кодекса РФ, дополнительно подлежат применению нормы специального Закона о банкротстве.
При этом, Закон о банкротстве в возникшей ситуации имеет приоритет над остальными нормативно-правовыми актами.
Как отмечалось выше, в силу пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника.
Как усматривается из материалов дела, 23.09.2019 созвано собрание кредиторов, на котором до сведения участников собрания кредиторов было доведено, что 03.06.2019 в адрес конкурсного управляющего поступило обращение от членов СНТ "Липовый остров" с просьбой использовать целевые взносы на ремонт дорог на территории СНТ.
11.09.2019 в адрес конкурсного управляющего поступило обращение ТСН "Липовый Остров" с просьбой передать целевые взносы в размере 612 192 руб. (зарезервированы на специальном банковском счете) с целью направления их на ремонт дорог.
Кроме того, Лагунова В.Р. обратилась в суд с заявлением об исключении из конкурсной массы целевых взносов.
В связи с изложенным конкурсный управляющий предложил собранию кредиторов принять одно из следующих решений:
- использовать целевые взносы в размере 612 192 рублей на ремонт дорог на территории СНТ "Липовый остров";
- передать целевые взносы в размере 612 192 рублей ТСН "Липовый Остров" ОГРН 1197232020963 с целью направления их на ремонт дорог на территории СНТ "Липовый остров";
- направить целевые взносы в размере 612 192 рублей на погашение текущих платежей СНТ "Липовый остров".
По результатам голосования было принято решение: "Направить целевые взносы в размере 612 192 рублей на погашение текущих платежей согласно очередности, установленной статьёй 134 Закона о банкротстве".
На 23.12.2019 созвано собрание кредиторов, на котором конкурсный управляющий сообщил, что собраниями уполномоченных и членов СНТ "Липовый остров" от 23.06.2018 и в 2019 годах была утверждена приходно-расходная смета и размер членских и целевых взносов.
Собрание уполномоченных и членов СНТ "Липовый остров" от 23.06.2018 было признано недействительным в связи с отсутствием кворума.
В настоящее время членами СНТ инициировано оспаривание собрания уполномоченных и членов СНТ "Липовый остров", проведенного в 2019 году. По сведениям конкурсного управляющего, данная работа проводится членами с целью уклонения от уплаты задолженности по членским и иным взносам.
При этом значительная часть собственников оплатили членские взносы за 2018-2019 годы
Принимая во внимание, что в настоящее время задолженность по членским и иным взносам взыскивается и поступающие денежные средства идут на погашение задолженности перед кредиторами, на основании пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве полномочия всех органов управления должника (председателя, правления, общего собрания членов товарищества) прекращены, конкурсный управляющий предложил одобрить в порядке статьи 183 ГК РФ за 2018 год, ранее утвержденную собранием уполномоченных и членов СНТ "Липовый остров" от 23.06.2018: членский взнос в размере 388 рублей за одну сотку; целевой взнос в размере 208,19 рублей за одну сотку. Поступающие на расчетный счет членские и целевые взносы направить на погашение требований кредиторов согласно очередности, установленной статьёй 134 Закона о банкротстве.
Статьей 183 ГК РФ, применяемой по аналогии права (статья 6 ГК РФ), предусмотрено, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Исходя из смысла статей 12 и 129 Закона о банкротстве решение вопроса об одобрении ранее принятых решений органов управления должника (решения об утверждении сметы, установлении взносов) относится к компетенции собрания кредиторов должника.
При изложенных обстоятельствах решение собрания кредиторов СНТ "Липовый остров" от 23.12.2019 об одобрении размера взносов принято на основании указанных норм права и в пределах его компетенции.
Указанное решение вступило в законную силу, и в установленном законом порядке обжаловано не было.
Как правомерно отмечено Управлением и конкурсным управляющим, собрание кредиторов не утверждало решений, ранее не известных членам Товарищества, не принимало решений об увеличении размера взносов.
Информация о размерах взносов, принятой и утвержденной смете, а также сведения о задолженности по каждому участку размещены в открытом доступе на официальном сайте СНТ "Липовый остров" в разделе "Собрание" и "Документы" в сети Интернет.
Таким образом, собранием кредиторов СНТ "Липовый остров" правомерно установлены членские взносы и целевые взносы для членов и собственников земельных участков в границах Товарищества. Решение об одобрении размера взносов принято на основании статьи 183 ГК РФ, в пределах компетенции собрания кредиторов (статьи 12, 129 Закона о банкротстве), в соответствии с целью конкурсного производства (Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ от 26.12.2018), вступило в законную силу, в установленном Законом порядке обжаловано не было.
По состоянию на 18.06.2021 приходно-расходная смета СНТ "Липовый остров" за 2018-2019 гг. дополнительно утверждена конклюдентными действиями собственников земельных участков в границах СНТ "Липовый остров", в частности, указанные лица смету исполнили (оплатили) большинством (69,93%) собственников участков. Что также в порядке статьи 183 ГК РФ подтверждает действительность установленных размеров взносов (часть 2 статьи 158, часть 3 статьи 438 ГК РФ).
Хозяйственная деятельность товарищества состоит в управлении общим имуществом и создании благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
При этом деятельность товарищества осуществляется за счет членских и целевых взносов собственников участков.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки заявителей на судебные акты по делу N А70-13893/2020 (НСТ "Сосновая поляна"), поскольку установленные в рамках указанного дела обстоятельства существенно отличаются от обстоятельств по настоящем делу (СНТ "Липовый остров"), учитывая, что конкурсному управляющему по итогам инвентаризации уже переданы начисленные членские и целевые взносы в увеличенном размере. При этом часть взносов уже была оплачена. На будущие периоды размер членских и целевых взносов собранием кредиторов не устанавливался.
В рассматриваемом случае судом не усмотрено фактов недобросовестного и неразумного исполнения Плесовских В.А. обязанностей конкурсного управляющего в деле о банкротстве должника.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Управлением Росреестра по Тюменской области неоднократно проводилась комплексная проверка деятельности конкурсного управляющего СНТ "Липовый остров" и со стороны конкурсного управляющего предоставлялся пакет документов, соответственно, неоднократно была дана оценка одним и тем же документам по заявлению одних и тех же заявителей.
Согласно диспозиции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности предусмотрено за "неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния".
Между тем, в заявлениях заявителях, адресованных административному органу, каких-либо сведений о том, какие конкретно обязанности, предусмотренные законодательством о банкротстве, не выполнил Плесовских В.А. не содержится, равно как формальных признаков, свидетельствующих о нарушении Плесовских В.А. законодательства о банкротстве.
При рассмотрении обращений заявителей, а также прилагаемых им документов, должностными лицами Управления с учетом имеющейся в распоряжении Управления информации по результатам рассмотрения иных аналогичных жалоб в отношении Плесовских В.А. нарушений положений Закона о банкротстве в действиях арбитражного управляющего не установлено.
Таким образом, отказ в возбуждении дела об административном правонарушении не является нарушением приведенных выше положений норм правового регулирования.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, отказав в удовлетворении требований заявителей о признании незаконным определения N 3/72-21 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 21.01.2021 в отношении конкурсного управляющего СНТ "Липовый остров" Плесовских В.А.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по данной категории дел в соответствии со статьей 208 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2021 по делу N А70-1662/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1662/2021
Истец: Анисимова Кристина Анатольевна, Кинжабаева Мария Александровна, Лагунова Вероника Рудольфовна, Малинина Татьяна Николаевна, Сущая Елена Анатольевна
Ответчик: Лагуновой В.Р., Сущая Е.А, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Третье лицо: АО "Газпром Энергосбыт Тюмень", Конкурсный управляющий СНТ "Липовый остров" Плесовских Виктор Александрович, Жители СНТ "Липовый остров", Изместьева А.Ю., Конкурсный управляющий Садоводческое некоммерческое товарищество "Липовый остров"Плесовских В.А., Лагунова В.Р., Малинина Т.Н., Анисимова К.А., Сущая Елена Анатольевна, Лагунова Вероника Рудольфовна, Анисимова Кристина Анатольевна, Кинжабаева Мария Александровна, Малинина Татьяна Николаевна, Фахрутдинова Алёна Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6604/2021
25.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4824/2022
29.10.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6604/2021
02.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6913/2021
20.05.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-1662/2021