г. Москва |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А41-14893/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Муриной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 по делу N А41-14893/21 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коопстрой" к Министерству жилищной политики Московской области о признании, третьи лица: администрация городского округа Мытищи Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
при участии в заседании:
от ООО "Коопстрой" - Верещагина Е.М. по доверенности от 11.12.2019;
от Министерства жилищной политики Московской области - Шамсутдинова Э.Х. по доверенности от 30.12.2019;
от администрации г.о. Мытищи Московской области - извещено, не явился;
от Минимущества Московской области - извещено, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, не явился;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коопстрой" (далее - ООО "Коопстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - Министерство жилищной политики, заинтересованное лицо, министерство) о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги "выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" по заявлению ООО "Коопстрой" от 25.01.2021 N 87735 незаконным; обязании в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения выдать разрешение на ввод в эксплуатацию подземного гаража по адресу: Московская обл., г. Мытищи, пер. 2-й Красноармейский, вл. 3А.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация городского округа Мытищи Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 по делу N А41-14893/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
28 ноября 2012 года постановлением Главы городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области N 1969 был утвержден градостроительный план земельного участка по адресу Мытищинский район городское поселение Мытищи микрорайон 20А, для размещения многоэтажных жилых домов (корпуса 63,64) с подземным гаражом-стоянкой по проекту планировки и проекту межевания территории (т. 1, л.д. 54).
На момент обращения ООО "Коопстрой" за разрешением на строительство подземного гаража-стоянки застройщику принадлежали следующие земельные участки: площадью 3550 кв. м с кадастровым номером 50:12:0100510:130 (на праве аренды по договору от 06.07.2009 N 6567); площадью 1236 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:357 (на праве аренды по договору от 28.12.2012 N 8498); площадью 444 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100510:71 (на праве собственности); площадью 265 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:92 (на праве собственности); площадью 398 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:93 (на праве собственности); площадью 398 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:102 (на праве собственности); площадью 265 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:103 (на праве собственности); площадью 909 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:104 (на праве собственности); площадью 1320 кв. м с кадастровым номером 50:12:0100509:120 (на праве собственности); площадью 77 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:135 (на праве собственности); площадью 447 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:136 (на праве собственности); площадью 324 кв. м с кадастровым номером 50:12:0100509:0005 (на праве собственности); площадью 324 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:0006 (на праве собственности); площадью 1309 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0100509:20 (на праве собственности).
22 февраля 2013 года ООО "Коопстрой" получено разрешение на строительство N RU50501102-001907 жилого дома N 64 и подземного гаража, выданное администрацией городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района (т. 1, л.д. 42).
Строительство было разделено на 2 этапа: 1-й этап - строительство жилого дома, 2-й этап - строительство подземного гаража.
22 июля 2013 года разрешение на строительство было разделено на два - на строительство жилого дома и строительство подземного гаража, номер разрешения на строительство подземного гаража сохранился первоначальный N RU50501102-001907. Разрешение на строительство подземного гаража продлевалось Минстроем 10.06.2015 и 18.07.2016. Срок действия - до 31.12.2017 (т. 1, л.д. 46).
11.12.2015 Распоряжением Минстроя Московской области N П16/2298 утвержден проект планировки и межевания территории для размещения многоэтажных жилых домов с подземным гаражом-стоянкой, утвержденный постановлением главы гп Мытищи от 29.05.2012 N 856 (т. 1, л.д. 50).
На основании указанного разрешения на строительство ООО "Коопстрой" построило подземный гараж.
Постановлением администрации городского округа Мытищи N 4581 от 26.09.2017 подземному гаражу был присвоен почтовый адрес: Московская область, городской округ Мытищи, город Мытищи, переулок 2-й Красноармейский, сооружение N 3А.
Согласно заключению Госстройнадзора Московской области от 19.03.2018 построенный объект соответствует требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капстроительства приборами учета. Заключение утверждено распоряжением Главного управления Госстройнадзора Московской области N 04-61-103700-8-01 от 19.03.2018.
Для ввода объекта в эксплуатацию 19.01.2021 заявитель обратился в министерство с заявлением о выдаче соответствующего разрешения. К заявлению приложены следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство NRU50501102-001907 от 22.07.2013; акт приемки объекта капитального строительства; документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, и подписанную лицом, осуществляющим строительство; заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов; решение Арбитражного суда Московской области от 20.07.2020 по делу N А41-15895/20; решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2020 по делу N А41-15896/20; договор аренды N 202 земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100509:383 от 03.12.2020; договор аренды N 208 земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100509:383 от 27.05.2016; договор аренды N 1627 земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100510:372 от 28.06.20109; договор аренды N 8498 земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100509:357 от 28.12.2010; договор аренды N 9393 земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100510:373 от 17.09.2014; договор аренды N 6567 земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100510:130 от 16.07.2009; информационное письмо в Мособлгеотрест по участкам с кадастровыми номерами 50:12:0100510:130, 50:12:0100509:383 от 15.01.2021 N 260-кс 3-15430; межевой план земельного участка с КН 50:12:0100509:383 от 18.12.2013; ответ ГАСН от 26.02.2020 об изменении в заключении на соответствии на отказ N 73089 от 13.01.2020; постановление о присвоении почтового адреса объекту N 4581 от 26.09.2017; постановлении администрации г. Мытищи N 1789 от 14.03.2016 и N 1102 от 06.05.2014 о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100510:130 на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0100510:372 и 50:12:0100510:373; экспертиза от 2013 г. N 2-1-1-0467-12; экспертиза от 2014 г. N 77-1-2-0670-1145.
Решением Министерства от 25.01.2021 N 87735 в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию было отказано по следующим основаниям: пункт 13.2.5.2 - несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка (несоответствие требованиям, установленным проектом межевания территории); пункт 13.2.5.3 - несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (50:12:0100510:130 50:12:0100509:357, 50:12:0100510:71, 50:12:0100509:92, 50:12:0100509:93, 50:12:0100509:102, 50:12:0100509:103, 50:12:0100510:104, 50:12:0100509:120, 50:12:0100510:135, 50:12:0100510:136, 50:12:0100509:5, 50:12:0100509:6, 50:12:0100506:20; фактически объект расположен на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:12:0100510:372, 50:12:0100509:357, 50:12:0100510:71, 50:12:0100509:92, 50:12:0100509:93, 50:12:0100509:102, 50:12:0100509:103, 50:12:0100510:104, 50:12:0100509:120, 50:12:0100510:135, 50:12:0100510:136, 50:12:0100509:5, 50:12:0100509:6, 50:12:0100506:20, 50:12:0100509:383; строительство осуществлялось по иной проектной документации (построенный объект получил заключение органа государственного строительного надзора 19.03.2018 N 04-61-103701-8-01 о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и откорректированной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы от N 77-1-2-0670-14 от 20.10.2014, выданное ООО "Центр судебной и негосударственной экспертизы"); Пункт 13.2.3 - несоответствие документов, указанных в главе 10 настоящего Административного регламента по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации (отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: объект капитального строительства расположен в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 50:12:0100509:357, 50:12:0100509:383 (представленные договоры аренды земельных участков не зарегистрированы в Росреестре).
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка
Согласно ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
Частью 6 ст. 55 ГрК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка.
Как было указано выше, на момент обращения ООО "Коопстрой" за разрешением на строительство подземного гаража-стоянки застройщику принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0100510:130, 50:12:0100509:357, 50:12:0100510:71, 50:12:0100509:92, 50:12:0100509:93, 50:12:0100509:102, 50:12:0100509:103, 50:12:0100509:104, 50:12:0100509:120, 50:12:0100509:135, 50:12:0100509:0005, 50:12:0100509:0006, 50:12:0100509:20.
При этом земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0100509:357, 50:12:0100510:71 принадлежали заявителю на праве аренды, а остальные - на праве собственности.
На основании постановления N 1102 от 06.05.2014 "О расторжении договора аренды земли и разделе земельного участка" земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100510:130 площадью 3 550 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, г. Мытищи, ул. Красноармейская, д. 7 был разделен на 2 земельных участка с кадастровыми номерами 50:12:0100510:372, 50:12:0100510:373 (т. 1, л.д. 245).
Указанным постановлением земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100510:130 ликвидирован.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100510:373 передан электроснабжающей организации вместе с расположенным на нем строением.
Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100510:372 площадью 3 270 кв. м находится в аренде у общества по договору аренды земельного участка N 1627 от 28.06.2019, разрешенное использование - проектирование и строительство жилых домов с подземным гаражом и детским садом на основании решения Арбитражного суда Московской области от 30.04.2019 по делу N А41-100174/18.
Из материалов дела следует, что ООО "Коопстрой" неоднократно обращался в Министерство строительного комплекса для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
14.05.2018 Министерством строительного комплекса было отказано, поскольку у застройщика отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100510:372.
Решением Министерства жилищной политики Московской области от 13.01.2020 отказано ООО "Коопстрой" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку у застройщика отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100509:383.
ООО "Коопстрой" также обращался в администрацию городского округа Мытищи Московской области с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0100510:372, 50:12:0100509:383 в аренду для завершения строительства гаража, а фактически для ввода гаража в эксплуатацию, однако администрацией в заключении договоров аренды было отказано.
Решениями Арбитражного суда Московской области от 30.04.2019 по делу N А41-100174/18, от 03.08.2019 по делу N А41-15896/20 признаны незаконными отказы администрации городского округа Мытищи Московской области в предоставлении в аренду ООО "Коопстрой" земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0100510:372, 50:12:0100509:383, на администрацию городского округа Мытищи Московской области возложена обязанность предоставить ООО "Коопстрой" в аренду указанные земельные участки для завершения строительства (ввода в эксплуатацию) подземного гаража на 111 машино-мест, расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, 2- й Красноармейский пер., сооружение 3А.
При этом как обоснованно указал суд первой инстанции, ООО "Коопстрой" не имело возможности внести изменение в разрешение на строительство, так как изменение кадастрового номера земельного участка было вызвано односторонними действиями администрации городского округа Мытищи по ликвидации земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100510:130 и дальнейшим отказом в предоставлении для завершения строительства земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100510:373.
Решение Арбитражного суда Московской области было исполнено администрацией городского округа Мытищи только в июне 2019 года. К этому моменту подземный гараж уже был построен, а срок действия разрешения на строительство истек.
Постановлением администрации Мытищинского муниципального района Московской области от 28.11.2013 N 3841 утверждена схема расположения земельного участка площадью 70 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, 2-й Красноармейский переулок.
18.12.2013 изготовлен межевой план, в котором указан вид разрешенного использования - для размещения гаража - стоянки, документы территориального планирования - документация по планировке территории площадью 13 га, для размещения многоэтажных жилых домов с подземным гаражом-стоянкой в увязку с прилегающими территориями, утв. Постановлением главы городского поселения Мытищи от 29.05.2012 N 856 (Распоряжением Минстроя Московской области N П16/2298 от 11.12.2015 утвержден проект планировки и межевания территории для размещения многоэтажных жилых домов с подземным гаражом-стоянкой на основании выше указанного постановления).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.08.2020 по делу N А41-15896/20 установлено, что администрация Мытищинского муниципального района Московской области поставила участок на кадастровый учет 26.03.2014, передала его в аренду ООО "Коопстрой" 27.05.2016. Распространив действие договора на период с 2014 года, администрация Мытищинского муниципального района Московской области отказалась вносить вменения в разрешение на строительство, сославшись на то, что в 2015 году функции выдачи разрешения на строительство перешли к Министерству строительного комплекса Московской области. Министерство строительного комплекса Московской области отказалось вносить изменения в документ, выданный другим органом, предложив получить новое разрешение на строительство. К этому времени подземный гараж уже был построен и оснований для получения нового разрешения на строительство уже готового объекта не имелось.
По делу N А41-100174/18 судом установлено, что обществом был построен подземный гараж на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0100510:372.
Ранее указанный земельный участок принадлежал на праве аренды ООО "Коопстрой" на основании договора аренды N 9394 от 17.09.2014. В настоящее время договор аренды N 9394 от 17.09.2014 расторгнут.
Построенный подземный гараж возведен на основании разрешения на строительство, его строительство велось на землях, выделенных специально для этих целей (в том числе и на земельный участок с к/н 50:12:0100510:372), о чем свидетельствует утвержденный градостроительный план земельного участка, гаражу присвоен почтовый адрес, подготовлен технический план объекта (то есть, присвоена нумерация гаражным боксам, произведены замеры всех площадей подземного гаража, дальнейшая эксплуатация объекта в соответствии с его функциональным назначением возможна, что доказывается распоряжением Главгосстройнадзора об утверждении заключения о соответствии построенного объекта техническим и строительным нормам, и не представляет угрозу жизни и здоровью граждан).
Как установлено судом первой инстанции, подземный гараж фактически построен и готов к эксплуатации по его назначению, но без разрешения на ввод в эксплуатацию гараж считается объектом незавершенного строительства, которым нельзя пользоваться, у застройщика отсутствуют законные основания для передачи гаражных боксов дольщикам по актам приема-передачи. Сдача подземного гаража в эксплуатацию в порядке, предусмотренном ст. 55 ГрК РФ из-за отсутствия правоустанавливающих документов на один из земельных участков, на котором был возведен гараж, невозможна.
Существующая неопределенность в вопросе ввода подземного гаража в эксплуатацию нарушает права и законные интересы застройщика, который в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ фактически исполнил свои обязательства перед дольщиками (построил им гаражные боксы в срок по договору), но без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеет права передать дольщикам их гаражные боксы по актам приема-передачи, приобретенные по договорам долевого участия.
Согласно представленному в материалы дела письму ООО "МГПМ" (разработчика проекта межевания и ГПЗУ) от 15.02.2021 различие площади объекта в проекте межевания и Градостроительном плане вызвано разработкой разными способами: а) проект межевания территории разрабатывался на графических материалах М 1:2000 (в 1 см 20-м) без геодезического координатного описание поворотных точек границ земельных участков, где приводились только их получившиеся площади. Материалы были выпущены в соответствии с Постановлением Правительства Московской области N 536/23 от 19.05.2006 г. "Об утверждении состава и содержания проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Московской области и на основании документов территориального планирования муниципальных образований Московской области" и составил 20 286 кв. м; б) разработка Градостроительного плана земельного участка выполнялась на точной геодезической съемке (фактической) местности М 1:500 (в 1 см 5-м) площадь была уточнена (в том числе с учетом планировочных ограничений) и составила 20 012 кв. м.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, ООО "Коопстрой" представило в материалы дела документы, подтверждающие строительство объекта капитального строительства в границах земельного участка, утвержденных проектом межевания и ГПЗУ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что указание Министерства жилищной политики в решении от 25.01.2021 на несоответствие объекта требованиям, установленным проектом межевания территории (п. 13.2.5.2 Административного регламента), является незаконным.
Соответствие построенного на земельных участках, предусмотренных разрешением на строительство, подземного гаража в жилом комплексе требованиям проектной документации подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-56710/19, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 N 10АП-23595/19, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2020 N Ф05-3841/20.
Как указано выше, земельный участок площадью 3550 кв. м с кадастровым номером 50:12:0100510:130 в ходе строительства был разделен на два участка - земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100510:372 площадью 3270 кв. м и с кадастровым номером 50:12:0100510:373 площадью 280 кв. м.
Между администрацией Мытищинского муниципального района и ООО "Коопстрой" был заключен договор аренды N 9394 от 17.09.2014 земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100510:372 площадью 3270 кв. м для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов с подземным гаражом и детским садом.
Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100509:383 был поставлен на кадастровый учет после выдачи разрешения на строительство. Постановлением администрации Мытищинского муниципального района от 28.11.2013 N 3841 утверждена схема расположения земельного участка площадью 70 кв. м, расположенного по адресу: МО, г. Мытищи, 2-й Красноармейский переулок. 18.12.2013 изготовлен межевой план, в котором указан вид разрешенного использования - для размещения гаража - стоянки, документы территориального планирования - документация по планировке территории площадью 13 га, для размещения многоэтажных жилых домов с подземным гаражом-стоянкой в увязку с прилегающими территориями, утв. Постановлением главы городского поселения Мытищи от 29.05.2012 N 856 (Распоряжением Минстроя Московской области N П16/2298 от 11.12.2015 утвержден проект планировки и межевания территории для размещения многоэтажных жилых домов с подземным гаражом-стоянкой на основании выше указанного постановления).
Исходя из нормы части 21.7 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство сохраняется и в случаях образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что не имеет правового значения для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта площадь земельного участка и сам земельный участок, указанные в разрешении на строительство в связи с чем, отсутствие в данном разрешении соответствующих изменений относительно площади земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, не должно препятствовать выдаче заявителю разрешения на введение данного объекта строительства в эксплуатацию.
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:12:0100510:372 и 50:12:0100509:383 внесены в ГКН с видом разрешенного использования - для размещения гаража-стоянки, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100510:130 снят с кадастрового учета.
Между тем, соответствующие изменения не были внесены администрацией городского поселения Мытищи в разрешение на строительство, что не зависело от застройщика.
Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы N 2-1-1-0467-12 от 11.02.2013, утвержденному ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "Индекс", подземный гараж-стоянка расположен на площадке между домами N 63 и N 64 и местным внутриквартирным проездом. Максимальные размеры в плане - 146.8 х 49.8 (в осях). Въезд в подземный гараж - стоянку осуществляется между жилыми домами N 63 и N 64 по стороны 2-го Красноармейского переулка. Функциональное назначение объекта строительства - многоэтажный жилой дом и подземный гараж. Наименование объекта - многоэтажный шестисекционный монолитный жилой дом корп. 64 и подземный гараж на 111 машиномест. Земельный участок, площадью 2.0012 га по проекту, 2.0012 га. по ГПЗУ отведен для строительства корп. 63, корп. 64 с подземным гаражом и расположен в микрорайоне N 20А и относится к землям населенных пунктов; площадь участка в границах разработки проекта - 1,375 га., процент застройки - по проекту 19%, по ГПЗУ - не более 40%, площадь застройки гаража (наземная) 458.7 кв. м, (подземная) 4248.70 кв. м. Градостроительный план земельного участка N RU50501102-667 территории площадью 2.0012 га для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов корп. 63, корп. 64 с подземным гаражом, выполнен 07.09.2012 г., утвержден постановлением Главы городского поселения Мытищи от 28.11.2012 г. N 1969. Документация по планировке территории площадью 13 га., ограниченной ул. Волошиной, 2-м Красноармейским пер., ул. Трудовой, ул. 3-ей Крестьянской, для размещения многоэтажных жилых домов (корп. 63, корп. 64) с подземным гаражом в увязке с прилегающими территориями, утверждена ООО "Коопстрой", постановлением Главы городского поселения Мытищи от 29.05.2012 г. N 865. Пунктом 2.1. Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) N RU50501102-667 определен основной вид разрешенного использования земельного участка - для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с подземным гаражом (в соответствии с проектом планировки и межевания территории). В соответствии с требованиями Градостроительного плана земельного участка N RU50501102-667 требуется разместить объекты капитального строительства с учетом ограничений в использовании земельного участка, отраженных на чертеже градостроительного плана земельного участка. В соответствии с проектом планировки и межевания территории, а также п. 2.2.4 "Иные показатели" Градостроительного плана земельного участка обеспечить недостающее количество парковочных мест (не менее 1 м/м на квартиру); договор о предоставлении участков для размещения дополнительных машино-мест оформить в установленном порядке.
Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы N 77-1-2-0670-14 (корректировка проектных решений), утвержденному 20.10.2014 ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "Индекс", технико-экономические показатели подземного гаража: площадь земельного участка по проектной документации 1,375 га., по ГПЗУ 2,0012 га (с учетом жилых домов корпус 63, корпус 64); процент застройки: 19.3% по проектной документации, 40% по ГПЗУ; площадь застройки (наземная) 458.7 кв. м, площадь застройки (подземная) 4248.5 куб. м, строительный объем выше отметки 0.000 - 12745, ниже отметки 0.000 - 1633.0 куб. м. Корректировка проектных решений заключалась в выделении 2-х этапов строительства: 1-й - жилой дом; 2-й - подземный гараж на 111 мест для предоставления их как самостоятельных объектов и упрощения ввода в эксплуатацию. Схема планировочной организации земельного участка не изменялась.
Таким образом, заключение негосударственной экспертизы N 77-1-2-0670-14 от 20.10.2014 содержит в себе только выделение двух этапов строительства: жилой дом и подземный гараж, для представления их как самостоятельных объектов. Результат корректировки указан в п. 3.2.6 - разделение на этапы строительства для предоставления их как самостоятельных объектов.
Распоряжением Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 19.03.2018 N 04-61-103701-8-01 утверждено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов, подтверждено, что объект капитального строительства - подземный гараж, расположенный по адресу: Московская область, г. Мытищи, Красноармейский 2-й пер. соответствует требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2020 по делу N А41-56710/19 судом указано, что в материалы дела обществом представлены документы, подтверждающие соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов, проектной документации, и иным требованиям. Имеющиеся нарушения являются формальными, объект уже используется и является частью комплекса жилого многоквартирного дома, в котором все гаражные боксы уже имеют собственников.
При таких обстоятельствах верным является вывод суда первой инстанции о том, что отказ Министерства жилищной политики Московской области от 25.01.2021 в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по основанию, предусмотренному п. 13.2.5.3 Административного регламента, также нельзя признать правомерным.
Указание Министерства жилищной политики Московской области в решении от 25.01.2021 на непредставление заявителем документов, указанных в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ (представленные договоры аренды земельных участков с кадастровым номером 50:12:0100509:357 и 50:12:0100509:383 не зарегистрированы в Росреестре), что является несоответствием п. 13.2.3 Административного регламента, является необоснованным.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100509:357 находится в пользовании заявителя на основании договора аренды N 8498 от 28.12.2012. Договор был заключен на срок до 01.12.2015 и не расторгался. Акт сверки расчетов от 25.12.2019 (сопроводительное письмо N И-10635-УД от 25.12.2019), подписанный ООО "Коопстрой"и администрацией городского округа Мытищи Московской области, подтверждает факт исполнения сторонами в настоящее время условий договора аренды.
В соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ договор аренды N 8498 от 28.12.2012 считается заключенным на неопределенный срок и действует до настоящего времени.
Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области от 14.08.2020 по делу N А41-15895/20 на администрацию городского округа Мытищи Московской области возложена обязана подготовить и направить в адрес ООО "Коопстрой" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100509:357 общей площадью 1236 кв. м для завершения строительства (ввода объекта в эксплуатацию) подземного гаража на 111 машино-мест, расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, 2-й Красноармейский пер., сооружение 3а.
03.12.2020 между администрацией г/о Мытищи и ООО "Коопстрой" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100509:357, однако регистрация договора аренды в Управлении Росреестра невозможна, т.к. земельный участок является предметом залога в пользу участников долевого строительства. На земельном участке с кадастровым номером 50:12:0100509:357 расположен еще один объект недвижимости - 18-этажный 5-ти секционный монолитный жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 37.
В связи с тем, что жилой дом построен, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0100509:357, указанный земельный участок в силу положений ЖК РФ перешел в долевую собственность граждан - собственников жилых помещений во вновь построенном доме.
ООО "Коопстрой" оплачивает арендную плату за пользование указанным земельным участком.
В п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Земельным кодексом Российской Федерации и Законом N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г., не был установлен запрет на возможность возобновления на неопределенный срок по правилам п. 2 ст. 621 ГК РФ договоров аренды публичных земельных участков, при заключении которых не требовалось проведения торгов.
В соответствии с разъяснениям, приведенными в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (ст. 422 ГК РФ).
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 марта 2015 г., не исключено применение положений п. 2 ст. 621 ГК РФ к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае, когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
По сведениям ЕГРН правообладателем земельного участка является ООО "Коопстрой" на основании договора аренды от 2012 г.
Участок с кадастровым номером 50:12:0100509:383 принадлежит заявителю на основании договора аренды N 208 от 27.05.2016. Договор заключен на срок до 31.10.2017 и не расторгался. Акт сверки расчетов от 25.12.2019 (сопроводительное письмо N И-10635-УД от 25.12.2019), подписанный ООО "Коопстрой" и администрацией городского округа Мытищи Московской области, подтверждает факт исполнения сторонами и в настоящее время условий договора аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.08.2020 по делу N А41-15896/20 администрация городского округа Мытищи Московской области обязана предоставить ООО "Коопстрой" в аренду земельный участок площадью 70 кв. м с 50:12:0100509:383 для завершения строительства (ввода в эксплуатацию) подземного гаража на 111 машино-мест, расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, 2- й Красноармейский пер., сооружение 3А.
03.12.2020 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100509:383 заключен между администрацией г/о Мытищи Московской области и ООО "Коопстрой", сдан на государственную регистрацию, однако регистрация приостановлена, т.к. администрацией г/о Мытищи Московской области не предоставлен на государственную регистрацию акт возврата земельного участка по договору от 2016 года. В настоящее время недостатки исправлены.
Таким образом, учитывая изложенное в совокупности, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанные в оспариваемом решении основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта эксплуатацию не обоснованы и неправомерны, противоречат нормам закона и не соответствуют обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 по делу N А41-14893/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14893/2021
Истец: ООО "КООПСТРОЙ"
Ответчик: Министерство жилищной политики Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Мытищи, Министерство имущественных отношений, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ