г. Москва |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А40-13041/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Д.В. Пирожкова, Е.А. Птанской
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АДОРА" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 мая 2021 года по делу N А40-13041/21, принятое судьей Лежневой О.Ю.,
по иску ООО "АДОРА"
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: Каргальцев А.В. по доверенности от 15.12.2020
УСТАНОВИЛ:
ООО "АДОРА" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании штрафа за задержку подачи вагона в размере 71 800 руб., пени за просрочку доставки вагонов в размере 7 082 руб., обязании представить Истцу акт выполненных работ и счет-фактуру с внесенными вменениями.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 мая 2021 года взыскана с ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: 1037739877295, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: 7708503727) сумма неустойки в размере 7 082 (Семь тысяч восемьдесят два рубля 00 копеек), а также сумма госпошлины размере 283,95 (Двести восемьдесят три рубля 95 копеек) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АДОРА" (ОГРН: 1152651032467, Дата присвоения ОГРН: 25.12.2015, ИНН: 2635215860), в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить или изменить полностью или в части и принять новый судебный акт.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно накладной ЭП597377 от 18.11.2020 г. Истец предпринял попытку оформления вагона N 57402430 03.11.2020 г. в 10:02. Однако станция Сосыка-Ейская не оформляла указанный вагон до 18.11.2020 г. по причине высокой загруженности в связи с чем образовался простой вагона с 03.11.2020 г. по 18.11.2020 г. (16 дней).
Требования о взыскании штрафа за несвоевременное оформлений порожнего вагона к перевозке в размере 71 800 руб. мотивированы тем, что в результате нарушения перевозчиком сроков подачи и уборки порожнего вагона 57402430 перевозчик должен понести ответственность на основании ст. 100 УЖТ РФ.
Согласно статье 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона.
Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Условиями применения санкции статьи 100 Устава являются: задержка вагонов перевозчиком под погрузкой или выгрузкой, при подаче, уборке или приеме с путей необщего пользования; наличие договорных отношений по поводу подачи и уборки вагонов; установление договором сроков подачи и уборки вагонов; наличие у стороны по договору статуса грузоотправителя, грузополучателя.
Исходя из предмета спора и подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в споре подлежат доказыванию наличие у Истца статуса грузоотправителя или грузополучателя и момент, с которым статья 100 Устава связывает просрочку в задержке перевозчиком приема вагонов, подаваемых к месту передачи с путей необщего пользования.
Грузоотправитель вправе предъявить перевозчику штраф за несвоевременную уборку порожних вагонов после выгрузки или за несвоевременную уборку груженных после погрузочных операций на станции отправления. Соответственно грузополучатель вправе предъявить перевозчику штраф за несвоевременную подачу груженых вагонов под выгрузку или за несвоевременную подачу порожних вагонов под погрузку на станции назначения.
Соответствующий штраф предъявляется указанными лицами на условиях заключенных с перевозчиком договорами подачи/уборки вагонов.
Между тем спорный вагон 57402430 в составе поезда N 4881, индекс 5148-256-5149 с грузом "Пшеница" прибыл 29 октября 2020 г. в 15-01 на станцию назначения Сосыка- Ейская в адрес грузополучателя ООО Производственно - коммерческая фирма "Гевис" по транспортной железнодорожной накладной N ЭО 851783 ранее предельного срока доставки 13 ноября 2020 г.
При этом Истец по указанному договору перевозки являлся плательщиком провозного тарифа.
Перевозочный документ ЭО851783 раскредитован в автоматизированной системе АС "ЭКРАН" 30 октября 2020 г. в 06-55, накладная получена грузополучателем 30 октября 2020 г. Bi06-55.
На путь необщего пользования грузополучателя ООО ПК фирма "Гевис" вагон 57402430 был подан после признания его перевозчиком готовым к подаче 10 ноября 2020 г в 14 ч. 00 мин., о чем свидетельствует памятка приемосдатчика формы ГУ-Д5ВЦ N 3159. При этом уведомление о предстоящей подаче вагона совершено до истечения предельного срока доставки груза. Прибытие вагона на станцию назначения до истечения предельного срока на его доставку и последующий его простой до уведомления перевозчиком грузополучателя о предстоящей его подаче под выгрузку не влечет какой- либо ответственности перевозчика.
Уведомление о завершении грозовых операций формы ГУ-26 грузополучателем ООО ПК фирма "Гевис" предоставлено 10 ноября 2020 г. в 17-00, уборка вагона 57402430 с пути необщего пользования N 8п по памятке приемосдатчика формы ГУ-45 ВЦ/Э N 3158 произведена 18 ноября 2020 г. в 11-40.
Оформление порожнего вагона 57402430 к перевозке осуществлял Истец.
Порядок возврата порожних цистерн, принадлежащих собственникам вагонов, регламентирован "Порядком взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП", утвержденным ОАО РЖД 09.10.2008 N 44 (далее по тексту - Порядок). Данный порядок определяет технологию взаимодействия ОАО "РЖД" как перевозчика с собственниками вагонов и компаниями-операторами подвижного состава (далее - компании-собственники) при оформлении перевозок принадлежащих им или используемых ими порожних вагонов повагонными, групповыми и маршрутными отправками в прямом железнодорожнем сообщении с использованием электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, согласно п. 1.1. Порядка.
Согласно пункту 2.2. Порядка, работник компании-собственника запрашивает и подписывает в системе ЭТРАН сформированный электронный документ еврей ЭЦП.
В соответствии с Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила) отправителем порожних вагонов является владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава.
Согласно п. 52 Правилам для осуществления перевозки порожнего вагона отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона (далее - запрос) не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке, но не ранее: прибытия вагона в груженом или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона) - при наличии в договоре между перевозчиком и владельцем вагона условия об уведомлении владельца о таком прибытии одновременно с уведомлением грузополучателя (получателя) о прибытии груза (порожнего вагона) либо если порожний вагон направляется грузополучателем после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно- санитарной обработки; трех суток до прибытия его в груженом или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона), рассчитанных исходя из нормативных сроков доставки - при отсутствии договора между перевозчиком и владельцем вагона, предусматривающего условие об уведомлении владельца вагона о прибытии его вагона с грузом на станцию.
Согласно п. 53 Правил в запросе отправителем указываются сведения о перевозке порожнего вагона (станции отправления и назначения порожнего вагона, отправитель, владелец (если он не является отправителем) и получатель порожнего вагона, цель перевозки порожнего вагона (под погрузку груза, в ремонт, для временного размещения вагонов, для промывки-пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, под перегрузку и другие цели, предусмотренные правилами перевозок железнодорожным транспортом.), дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки, количество вагонов и вид отправки, другие сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Пунктом 59 Правил установлено, что перевозчик обязан рассмотреть запрос в течение трех часов с момента получения запроса от отправителя, если вагон находится на станции, железнодорожных путях необщего пользования станции отправления порожнего вагона. В течение указанного времени перевозчик согласовывает запрос с владельцами инфраструктур, по которым будет осуществляться перевозка порожнего вагона. Владелец инфраструктуры в течение двух часов с момента получения от перевозчика запроса рассматривает его и информирует перевозчика о принятом решении (п. 60 Правил).
В качестве формы запроса используется бланк накладной. Предъявление накладной перевозчику и выдача квитанции отправителю могут производиться в электронной форме, при наличии и в порядке, установленном в договоре между перевозчиком и отправителем (п. 54, 67 Правил).
Таким образом, собственник вагона, должен совершить определенное действие -обратиться к перевозчику с запросом-уведомлением на перевозку порожних вагонов. В качестве такого запроса-уведомления используется бланк накладной, а при оформлении электронной накладной на перевозку - заготовка электронной накладной в программе ЭТРАН перевозчика. При отсутствии в программе ЭТРАН заготовки накладной, согласованной заявки на перевозку груза электронная накладная не оформляется и вагон к перевозке не принимается.
Так 3 ноября 2020 г. в 09-52 представителем Истца в АС ЭТРАН была оформлена заготовка накладной по маршруту Сосыка - Ейская - Армавир - Ростовский на порожний вагон 57402430 (в то время когда названный вагон в груженом состоянии находился на путях общего пользования в ожидании подаче под разгрузку). Однако в 10-02 сотрудником Истца был осуществлен "Откат операции" и предпринята попытка повторного оформления договора перевозки порожнего вагона.
3 ноября 2020 г. в 12-21 агентом системы фирменного транспортного обслуживания станции Тихорецкая был осуществлен АС ЭТРАН "Откат операции" из-за сбоя в работе системы.
13 ноября 2020 г. в 13-42 представитель плательщика "АДОРА" повторно в АС ЭТРАН оформляет заготовку накладной ЭП597377 по маршруту Сосыка - Ейская - Армавир - Ростовский на порожний вагон 57402430.
Согласование заявки на перевозку порожнего вагона осуществлено программным комплексом "ЭТРАН" в автоматическом режиме 13 ноября 2020 г. в 13-43, оформление перевозочного документа ЭП597377 на перевозку порожнего вагона 57402430, согласно которому Истец являлся его грузоотправителем, осуществлено сотрудником ОАО "РЖД" 1841.2020 г. и в 18-27 вагон 57402430 по накладной ЭП597377 был принят к перевозке и отправлен по маршруту Сосыка- Ейская СКВ - Армавир-Ростовский в составе поезда N 3802 индекс 5149-776-5148.
При этом необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (пункт 2 статьи 433 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 ГК РФ, передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Таким образом, договор перевозки грузов является реальным договором, заключение которого подтверждается транспортной накладной. Согласование запроса - уведомления, не является подтверждением заключения договора перевозки и не порождает обязанности у перевозчика принять вагоны. Дата передачи порожнего вагона, указанная в накладной, вносится отправителем, в данном случае Истцом, в одностороннем порядке, носит предположительный характер, и не обязывает ОАО "РЖД" обеспечить приемку вагонов в указанный в запросе - уведомлении срок.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 04.09.2017 N 1773р утверждена Технология рассмотрения запросов - уведомлений на перевозку порожних вагонов. Технология определяет порядок практической реализации Правил приема грузов, в части согласования запросов - уведомлений на перевозку порожнего вагона.
В соответствии с пунктом 3.1. Технологии рассмотрения запросов - уведомлений время предъявления порожнего вагона для перевозки, указанное в запросе, имеет информационное (справочное) значение.
Согласно пункту 7.7. Технологии рассмотрения запросов - уведомлений порожний вагон считается предъявленным отправителем к перевозке в дату предъявления порожнего вагона для перевозки, указанную в согласованном ОАО "РЖД" запросе, или в дату предъявления порожнего вагона для перевозки, измененную порядком, указанным в п. 7.2 настоящей Технологии, при одновременном соблюдении следующих условий на указанную дату:
- получено уведомление ГУ-26 от грузополучателя (получателя), владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с ц,. 85 Правил, за исключением случаев, когда вагон грузополучателю (получателю) не подавался;
- оформленная накладная представлена ОАО "РЖД" отправителем в соответствии с п. 64 Правил.
Однако Истец рассчитывает штраф за несвоевременную уборку порожнего вагона 574Р2430 с 03.11.2020 г. по 18.11.2020 г., тогда как с 30.10.2020 г. по 10.11.2020 г. спорный вагон простаивал на станции назначение в груженом состоянии в ожидании подачи под разгрузку, с 10.11.2020 г. по 18.11.2020 г. вагон простаивал на пути необщего пользования в ожидании оформления перевозочных документов на порожний пробег спорного вагона. Договор перевозки порожнего вагона между Истцом и Ответчиком Э0851783 был заключен 18.11.2020 г.
Из изложенных обстоятельств следует, что Истцом заявлены требования о взыскании штрафа за не своевременную подачу/уборку вагона до заключения договора перевозки порожнего вагона, то есть за период, когда истец не имел статуса грузоотправителя.
Статус Истца как грузоотправителя и нахождение вагона в процессе перевозки под обязательством Ответчика как перевозчика возникли после заключения договора перевозки порожнего вагона 57402430, то есть с 18.11.2020 г, На период начисления штрафа с 03.11.2020 г. по 18.11.2020 г. стороны не находились в отношениях по договору перевозки, в связи с чем Истец не является субъектом, наделенным правом на предъявление такого взыскания к перевозчику.
Требования Истца основаны на положениях статьи 100 Устава. При этом Истцом дана неправильная правовая оценка отношениям сторон, а положения указанной статьи применены к смежным обязательствам, не урегулированным данной правовой нормой.
Условиями применения санкции статьи 100 Устава являются:
- задержка вагонов перевозчиком под погрузкой или выгрузкой, при подаче, уборке или приеме с железнодорожных выставочных путей;
- наличие договорных отношений по поводу подачи и уборки вагонов;
- установление договором сроков подачи и уборки вагонов, осуществление данных операций в целях погрузки-выгрузки грузов;
- наличие признака начально-конечной операции по погрузке-выгрузке грузов;
- просрочка установленного соответствующим договором срока на станции отправления либо назначения на местах погрузки-выгрузки грузов, железнодорожных путях необщего пользования либо железнодорожных выставочных путях.
Неустойка, предусмотренная статьей 100 Устава, является законной, однако, основывается на договоре на подачу и уборку вагонов, либо на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и является санкцией за нарушение установленного такими договорами сроков уборки вагонов. Ответственность перевозчика за задержку приема вагонов, таким образом, возникает только в случае, если соответствующим договором предусмотрены данные сроки приема вагонов
Согласно п. 3.4. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.
Согласно п. 3.7. сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
То есть, исходя из названных положений, ответственность перевозчика за не своевременную уборку вагонов должна наступать по истечении срока на уборку вагонов, предусмотренном в договоре на подачу/уборку вагонов, течение которого начинается спустя 2 ч. после принятия перевозчиком уведомления контрагента о готовности вагонов к уборке.
В рассматриваемом деле какие-либо договоры по поводу подачи и уборки вагонов, между Истцом и Ответчиком отсутствуют, указываемый Истцом срок рассмотрения запросов - уведомлений на перевозку порожних вагонов не является сроком выполнения операций по подаче-уборке вагонов. Эти понятия не являются тождественными; |сверхнормативный простой вагонов не допущен.
Таким образом, определение в соответствии с требованиями статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размера вменяемого штрафа невозможно ввиду отсутствия между сторонами названных договоров и невозможности определения периода начисления штрафа.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017, владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава (экспедитор), вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой с пользователя его вагонов (клиента).
Однако спорный вагон Ответчиком не использовался, какие-либо договоры транспортной экспедиции между сторонами отсутствуют, какие-либо сроки выгрузки груза, сроки отправления порожних вагонов между сторонами не установлены, операции по погрузке-выгрузке не совершались.
Таким образом, положения статей 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с договорами перевозки и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017, к вопросу предъявления к перевозке порожних вагонов, согласованию перевозчиком запросов-уведомлений и приему к перевозке таких вагонов не относятся.
Нормами действующего законодательства или имеющимися между сторонами договорами не предусмотрен такой вид ответственности перевозчика перед оператором подвижного состава как штраф за задержку согласования запросов-уведомлений на перевозку порожних вагонов или за несвоевременное оформление вагонов и не установлены сроки для приема порожних вагонов к перевозке.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований частично.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2021 года по делу N А40-13041/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13041/2021
Истец: ООО "АДОРА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"