г. Тула |
|
2 августа 2021 г. |
Дело N А09-10614/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.08.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горшковой В.А., при участии от заинтересованного лица - администрации Стародубского муниципального округа Брянской области (Брянская область, Стародубский район, ОГРН 1023200976501, ИНН 3227003153) - Рубайло Н.Н. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие заявителя - товарищества на вере "Авангард" (Брянская область, Стародубский район, п. Красный, ИНН 3253002910, ОГРН 1063253014285) и третьих лиц - государственного казенного учреждения Брянской области "Стародубское районное управление сельского хозяйства" и управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Стародубского муниципального округа Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.05.2021 по делу N А09-10614/2020 (судья Черняков А.А.),
УСТАНОВИЛ:
товарищество на вере "Авангард" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 07.09.2020 N 425 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553, общей площадью 192 000 кв. метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: Брянская область, Стародубский район, колхоз "Авангард".
Определениями суда от 16.12.2020 и от 29.03.2021, принятыми на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Брянской области "Стародубское районное управление сельского хозяйства" (далее - учреждение) и управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (далее - управление).
Решением суда от 28.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на отсутствие у товарищества права на заключение договора аренды спорного земельного участка на льготных условиях, полагая, что заявителем не представлено доказательств его использования. Считает, что копией проектной документации подтверждается неиспользование земельного участка кем-либо на протяжении нескольких лет. Полагает, что свидетельство о праве собственности, бессрочного (постоянного) пользования землей от 28.01.1993 N 37, выданное колхозу "Авангард", не свидетельствует об использовании земельного участка, так как собственниками условных земельных долей в процессе приватизации стали не хозяйства, а его члены - физические лица; после реорганизации колхоза "Авангард" в товарищество договорные отношения с собственниками земельных долей не оформлялись. Отмечает, что принятый судом акт обследования от 01.07.2020, не подписан всеми членами комиссии, в том числе - управлением, как органом, осуществляющим учет и надзор за использованием земель, а подписавший названный акт глава Понуровской сельской администрации не является специалистом в области земельных вопросов. Утверждает, что земельный участок стал обрабатываться лишь частично не более чем за год до регистрации права муниципальной собственности - то есть после обращения администрации в суд с заявлением о признании права собственности на невостробованные земельные доли. Обращает внимание на то, что составленной самим товариществом отчетностью по форме 9-АПК за 2019 год опровергается факт использования земельного участка заявителем.
В отзыве товарищество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что пункт 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (далее - Закон N 101-ФЗ) не устанавливает срок использования земельного участка сельскохозяйственной организацией до момента регистрации права муниципальной собственности на него, который является обязательным для приобретения участка в аренду на льготных условиях. Выражает несогласие с доводом администрации о том, что ранее выданное колхозу "Авангард" свидетельство о праве собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 28.01.1993 N 37 не подтверждает использования участка, отмечая, что, согласно названному документу, для ведения сельскохозяйственного производства в собственность колхоза предоставлялось 2201 га земли и ранее указанный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:49 находился в общей долевой собственности и состоял из 549 долей. Сообщает, что акт обследования от 01.07.2020 не подписан со стороны управления лишь по причине неявки его представителя на обследование, несмотря на то, что он приглашался; соответствующий осмотр управлением проведен 13.07.2020, и в ответе от 16.07.2020 подтверждено, что часть участка засеяна однолетними травами. Отмечает, что на стадии рассмотрения заявления товарищества, каких-либо претендентов на спорный участок не имелось; иные организации или фермерские хозяйства его не использовали (ответ главы Понуровской сельской администрации от 30.07.2020 N 248). Обращает внимание на то, что в период рассмотрения исков администрации о признании права собственности на невостребованные земельные доли (2015 - 2018 годы) товарищество привлекалось к участию в делах. Поясняет отсутствие сведений об использовании спорного земельного участка в отчетности по форме 9-АПК за 2019 год фактом формирования такого участка лишь в июне 2020 года, одновременно информируя о том, что соответствующие сведения об использовании этого участка отражены в отчетности за 2020 год. Указывает, что согласно названной отчетности сенокосы составили 234,0 га; спорный участок территориально расположен частично в границах поля N 7с, частично - в границах поля N 15 кадастровой карты хозяйства и согласно представленным путевым листам товарищества за 2020 год, до регистрации права муниципальной собственности (15.06.2020) 08.06.2020 на поле N 7с был направлен трактор с заданием трактористу косить траву, 10.06.2020 на поле N 7с направлен трактор с заданием трактористу ворошить и прессовать сено; на поле N 15 направлена техника для ведения сельскохозяйственных работ. В подтверждение использования земельного участка дополнительно ссылается на агрохимические характеристики почв, подтверждающие регулярное внесение товариществом удобрений и сева сельскохозяйственных культур в период с 2015 по 2018 год, а также обработку соседнего земельного участка с кадастровым номером 32:23:00000001423, находящегося в аренде у товарищества. Обращает внимание на составление в период рассмотрения спора акта осмотра от 09.04.2021, которым подтверждено наличие следов ведения сельскохозяйственной деятельности на 58,4 % площади, что в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1482 является признаком использования участка.
В судебном заседании представитель администрации поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Товарищество и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителей не направили. Товариществом заявлено письменное ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя, которое, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебное заседание проводилось в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя администрации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании свидетельства о праве собственности, бессрочного (постоянного) пользования землей от 28.01.1993 N 37 за колхозом "Авангард" было закреплено 2201 га земли для ведения сельскохозяйственного производства. Впоследствии земельному участку колхоза был присвоен кадастровый номер 32:23:0000000:49.
08.04.2006 собранием членов колхоза "Авангард" принято решение о реорганизации путем преобразования товариществе на вере; при реорганизации земельные доли не передавались их собственниками; земельный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:49 находился в общей долевой собственности и состоял из 594 долей.
Решением Стародубского районного суда Брянской области по делу N 2-402/2018 г. признано право муниципальной собственности Понуровского сельского поселения Стародубского района Брянской области (правопреемник Занковского сельского поселения) на невостребованные земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:49 с местоположением Брянская область, Стародубский район, колхоз "Авангард" и за счет невостребованных земельных долей из земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:49 сформирован спорный земельный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:1553 (поставлен на кадастровый учет 15.06.2020).
25.06.2020 администрацией Понуровского сельского поселения Стародубского района Брянской области в периодическом издании "Стародубский вестник" N 29 опубликовано информационное сообщение о предоставлении в собственность либо в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553, общей площадью 192 000 кв. метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; адрес (описание местоположения): Брянская область, Стародубский район, колхоз "Авангард", организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующему данный земельный участок.
07.07.2020 товарищество обратилось в администрацию с письменным заявлением N N116 о предоставлении вышеуказанного земельного участка без проведения торгов в аренду сроком на 49 лет, как сельскохозяйственной организации, использующей данный земельный участок (т. 1, л. д. 18).
В подтверждение использования земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553, товариществом были представлены: копия свидетельства N 37 о право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного администрацией Стародубского района 28.01.1993; структура посевных площадей участка 7с за 2015-2020 годы; справка товарищества N 115 от 07.07.2020; копия проектной документации на культуротехнические работы товарищества Стародубского района Брянской области, выполненной ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Брянской области" в 2020 году; акт обследования земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553 от 01.07.2020; копии учредительных документов товарищества; копия агрохимической характеристики почв товарищества.
Письмом администрации от 29.07.2020 N 247 товариществу сообщено, что срок рассмотрения его заявления продлен до 07.09.2020 (т. 1, л. д. 21).
03.09.2020 заявителем в адрес администрации товариществом дополнительно, в подтверждение факта использования испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553 по целевому назначению, представлены копии путевых листов за период с 2015 по 2020 год (т. 1, л. д. 23).
Письмом главы администрации (правопреемник Понуровской сельской администрации Стародубского района в соответствии с Законом Брянской области от 29.08.2020 N 47-з "Об объединении муниципальных образований, входящих в состав Стародубского муниципального округа, с муниципальным образованием города Стародуб со статусом городского округа, наделении муниципального образования города Стародуб со статусом городского округа статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области") от 07.09.2020 N 425 товариществу отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553, общей площадью 192 000 кв. метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; адрес (описание местоположения): Брянская область, Стародубский район, колхоз "Авангард". В качестве причины отказа указано на непредставление заявителем документов, подтверждающих добросовестное и непрерывное использование спорного земельного участка (т. 1, л. д. 14).
Считая, что указанный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением, в частности, случая предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 12 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 % его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Таким образом, заинтересованный субъект должен доказать факт использования земельного участка, на передачу в собственность которого претендует, в соответствии с процессуальными правилами доказывания.
К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены: договоры аренды или безвозмездного пользования, иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; в случае если указанные субъекты использовали испрашиваемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка, с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности, также могут быть учтены при оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка.
Из материалов дела следует, что в обоснование своего права на получение испрашиваемого земельного участка товарищество представило следующие документы: копию свидетельства N 37 о право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного администрацией Стародубского района 28.01.1993; структуру посевных площадей участка 7с за 2015-2020 годы; справку N 115 от 07.07.2020; копию проектной документации на культуротехнические работы, выполненной ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Брянской области" в 2020 году; акт обследования земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553 от 01.07.2020; копии учредительных документов товарищества; копию агрохимической характеристики почв товарищества.
Так, согласно акту обследования земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553 от 01.07.2020, подписанному главой Понуровской сельской администрации, земельный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:1553 по состоянию на июль 2020 год засеян товариществом однолетними травами для собственного хозяйственного использования, а кроме того, длительное время обрабатывается товариществом (т. 1, л. д. 31). Иных сельскохозяйственных организаций или фермерских хозяйств, которые, наряду с товариществом, используют земельный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:1553 по целевому назначению, не имеется.
Факт того, что спорный участок обрабатывался по состоянию на июль 2020 также подтверждается представленным в материалы дела письмом ГКУ Брянской области "Стародубское районное управление сельского хозяйства" от 16.07.2020 N 422, из которого следует, что на день осмотра - 13.07.2020, спорный участок частично засеян однолетними травами (горохоовсяной смесью) (т. 1, л. д. 30).
Помимо этого, товариществом представлены структура посевных площадей участка 7с за 2015-2020 годы (спорный участок территориально расположен частично в границах поля N 7с, частично - в границах поля N 15 кадастровой карты хозяйства); путевые листы за 2015 - 2020 годы (с указанием заданий косить траву, ворошить и прессовать сено, проводить сельскохозяйственные работы); агрохимические характеристики почв, подтверждающие регулярное внесение товариществом удобрений и сев сельскохозяйственных культур в период с 2015 по 2018 год; договор аренды соседнего земельного участка с кадастровым номером 32:23:00000001423; проектную документацию на культуротехнические работы, составленную ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Брянской области".
Изложенные в апелляционной жалобе доводы администрации выражают несогласие с принятием судом во внимание названных доказательств, в то время как по существу допустимыми документами они не опровергнуты.
Так, довод заинтересованного лица о том, что проектная документация за 2020 год на проведение культуртехнических работ на площади 195 га не подтверждает факт использования земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как заданием на разработку проектной документации на культуртехнические работы, подписанным ведущим агрономом Стародубского районного управления сельского хозяйства Бабась Т.В. 13.03.2020, подтверждается, что намечаемое сельскохозяйственное использование земель будет осуществляться в составе уже существующего севооборота, общей площадью окультуривания по проекту 195 га, при том, что площадь спорного земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:1553 составляет 19,2 га.
Таким образом, названной проектной документацией подтверждено, что спорный земельный участок входит в состав площади, предполагаемой к обработке (т. 1, л. д. 44-51).
Несогласие администрации с принятием судом во внимание свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного колхозу "Авангард" 28.01.1993, отклоняется, так как названный правообладатель являлся правопреемником товарищества и спорный земельный участок сформирован из состава ранее переданных колхозу земель (в составе позднее образованного земельного участка с кадастровым номером 32:23:0000000:49) за счет невостребованных земельных долей.
Помимо этого, использование земельного участка подтверждено и агрохимическими характеристиками почв, исследованными ФГУП "Брянскагрохимрадиология" за 2011 год и за 2018 год. Так на картограмме, прилагаемой к названным исследованиям, схематично отражен и спорный земельный участок.
Согласно структуре посевных площадей товарищества за 2015-2020 годы на части участка (поля) N 7с (условный номер, используемый в хозяйстве), часть которого вошла в сформированный в 2020 году земельный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:1553, товариществом длительное время выращивались различные сельскохозяйственные культуры, а также однолетние травы. Согласно структуре посевных площадей товарищества за 2016-2020 годы, участок (поле) N 15 (условный номер, используемый в хозяйстве) используется товариществом в качестве пашни, на нем длительное время выращиваются различные сельскохозяйственные культуры.
В суде первой инстанции представитель товарищества пояснил, что спорный земельный участок представляет собой совокупность полей N 7с и N 15 (нумерация согласно имевшейся ранее условной нумерации) и в соответствии с кадастровой картой колхоза "Авангард" от 1984 года, поле N 7с (часть которого вошла в сформированный в 2020 году ответчиком земельный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:1553), значилось как сенокос и длительное время использовалось по назначению именно на эти цели; в дальнейшем часть поля N 7с была окультурена и введена в севооборот; поле N 15 (часть которого вошла также в сформированный в 2020 году ответчиком земельный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:1553) используется заявителем под пашню.
Не оспорены администрацией, в том числе и по правилам о фальсификации доказательств (статья 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и представленные заявителем в материалы дела в подтверждение факта выполнения товариществом работ, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 32:23:0000000:1553, путевые листы за период с 2015 по 2020 годы.
Определением суда первой инстанции суда от 29.03.2021 лицам, участвующим в деле, предлагалось провести осмотр спорного земельного участка.
Актом осмотра от 09.04.2021 зафиксировано, что в восточной части на площади 11,2 га (58,4 % от общей площади земельного участка) присутствуют следы ведения сельскохозяйственного производства, отчетливо видны следы скашивания растительности (многолетних трав); видны следы прохождения сельскохозяйственной техники (отпечатки протекторов шин); видны всходы клевера и многолетних трав. В западной части земельный участок заболочен на площади 3,68 га (19,1 % от общей площади земельного участка) и задернован на площади 4,32 га, зарос сорной травянистой растительностью естественного происхождения (осока, осот, пырей ползучий и др.) высотой до 1 м и древесно-кустарниковой растительностью (ива, верба, береза и др.) высотой до 5 м. На участке присутствует мелиоративная система (осушительные каналы), мелиоративная система заросла древесно-кустарниковой растительностью. На площади 8,0 га от общей площади спорного земельного участка находятся заболоченные и нарушенные земли, использование которых надлежащим образом не представляется возможным в силу объективных причин. (т. 3, л. д. 50-64).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" одним из признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению является наличие 50 и более процентов площади земельного участка зарастания сорными растениями, при этом, если одновременно с этим признаком отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся части земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади участка.
Таким образом, исходя из сведений, содержащихся в акте осмотра от 09.04.2021, суд сделал обоснованный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 32:23:0000000:1553 признаками неиспользования по его целевому назначению, в смысле постановления Правительства N 1482, не обладает.
Ссылка администрации на то, что представленный товариществом отчет о производстве по форме N 9-АПК за 2019 год, не отражает сведения об использовании товариществом спорного земельного участка, сама по себе не влияет на существо принятого решения, поскольку иной совокупностью доказательств подтверждена обоснованность позиции товарищества. Кроме того, спорный земельный участок был постановлен на кадастровый учет 15.06.2020 и согласно пояснениям товарищества, в 2019 году не мог отражаться в отчете именно по этой причине. Помимо этого, форма отчетности не предусматривает указание лица, осуществляющего фактическое использование земли; составление отчета по форме 9-АПК предусмотрено в отношении производства, себестоимости и реализации продукции растениеводства.
Между тем, как представителем администрации, так и представителем третьего лица - учреждения неоднократно в ходе судебного разбирательства признавался факт использования спорного участка товариществом в части, что согласуется с оцененными судом вышеизложенными доказательствами.
Утверждая, что товарищество стало использовать спорный земельный участок лишь после обращения администрации в суд с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, администрация не подтвердила это обстоятельство документально (отсутствуют акты осмотра земельного участка до обращения в суд и в процессе его рассмотрения; не представлено соответствующих документов компетентных органов, фото- и видеофиксации и т.п.).
В то время как обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В настоящем случае такая обязанность администрацией не выполнена.
Доводы подателя жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств, представленных товариществом в подтверждение права приобретения права аренды спорного земельного участка. Рассмотрев спор повторно, апелляционная инстанция не нашла оснований для переоценки указанных доказательств.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 28.05.2021 по делу N А09-10614/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10614/2020
Истец: ТнВ " Авангард " Стародубского района Брянской области
Ответчик: Администрация Стародубского муниципального округа Брянской области
Третье лицо: ГКУ Брянской области "Стародубское районное Управление сельского хозяйства", Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям, Управление Россельхознадзора по Смоленской, Брянской и Калужской областям