город Ростов-на-Дону |
|
02 августа 2021 г. |
дело N А32-7811/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представитель Каргальцев А.В. по доверенности от 15.12.2020,
от ответчика: подключение к онлайн-заседанию не обеспечил,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 по делу N А32-7811/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец; ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному общество "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик; ПАО "НМТП") о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнсдорожного подвижного состава на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку в размере 380 342,05 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" настаивает на позиции о том, что в материалах дела имеются все доказательства подтверждающие правомерность начисления платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку. Истец указывает, что ответчик действую добросовестно и осмотрительно, с учетом условий договора о сроках уведомления о предстоящей подачи вагонов или уведомлений о готовности вагонов к уборке имел все возможности для освобождения железнодорожных путей необщего пользования.
При этом, как указал истец, судом неправильно определен характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Также при вынесении решения судом не учтено, что п. 4.6 Правил N 26 определено, что фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. При этом данным нормативным правовым актом не определено, какое количество занятых выставочных путей должно иметь место для начисления платы по ст. 39 УЖТ РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик возражал на доводы апелляционной жалобы, настаивал на законности вынесенного судом первой инстанции решения.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом. Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.03.2017 между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" при железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с пунктом 1 договора N 325/2 осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 4 договора N 325/2 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 5 договора N 325/2 уведомление о предстоящей подаче передается приемосдатчиком груза и багажа перевозчика, осуществляющим бригадирство на грузовом районе владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта владельца путем занесения в книгу уведомлений перевозчика и владельца обоюдными подписями.
Согласно пункту 14 договора владелец уплачивает перевозчику, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги: г) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Срок действия договора с 27.03.2017 по 31.12.2019 (дополнительное соглашение N 8 к договору от 27 марта 2019 г. N 325/2).
Пунктом 11 договора N 325/2 устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
В декабре 2018 года по январь 2019 года на путях общего пользования станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
В подтверждение занятости выставочных путей в спорный период истцом представлены акты общей формы N 5/1416, 5/1420, 5/1395, 11/940, 5/1421, 5/1422, 5/1423, 11/954, 5/1428, 5/1437, 5/1453, 5/1455, 5/1456, 5/1459, 5/1469, 5/1504, 5/1471, 5/1464, 5/1470, 5/1468, 11/975, 5/1473, 5/1474, 11/987, 1/1483, 11/988, 11/994, 5/1495, 11/999, 11/998, 5/1503, 11/1007, 11/1008, 5/1506, 5/1507, 5/1509, 5/1516, 5/1523, 5/1529, 5/1596, 5/1526,5/1520, 5/1546, 5/1517, 5/1518, 11/1041, 5/1537, 5/1552, 5/1538, 11/106, 5/1541, 5/1542, 5/1553, 5/1557, 5/1559, 5/1560, 5/1563, 5/1567,5/1568, 5/1569, 5/1572, 5/1581, 11/1077, 5/1588, 5/1583, 5/1592, 5/1600, 5/1603, 5/1608, 5/1601, 5/1602, 11/1089, 11/1095, 11/1099, 11/1101, 11/1098, 5/1619, 5/1618, 5/1634, 5/1633, 11/1119, 5/1639, 5/1640, 5/1651, 5/1657, 5/1648,5/1641, 5/1665, 5/1667, 5/1670, 5/1671, 5/1673, 11/1079, 11/1153, 11/1155, 11/1160, 11/1161, 11/1201, 5/1711, 11/1202, 5/1674, 11/1205, 11/1207, 11/1211, 5/1700, 5/1705, 5/1707, 5/1706, 5/1713, 5/1721, 5/1724, 5/1734, 5/1715, 5/1736, 5/1775, 5/1738, 5/1750, 5/1726, 5/1749, 11/1292, 11/1293, 11/1294, 11/1295, 11/1296, 11/1297, 5/1765, 5/1764, 5/1753, 5/1758, 11/1253, 5/1770, 5/1776, 5/1772, 5/1780, 5/1784, 11/1300, 11/1314, 11/1315, 11/1317, 5/1771, 5/1779, 5/1783, 5/1785, 5/1786, 5/1792, 5/1794, 5/1796, 5/1795, 11/1335, 5/1801, 5/1805, 11/1339, 11/1343, 5/1806, 5/1807, 5/1808, 5/1810, 5/1832, 5/1823, 11/1006, 5/1819, 5/1826, 5/1828, 5/1831, 5/1840, 5/1864, 5/1865, 5/1874, 5/1880, 5/1892, 5/1895, 5/1897, 5/1898, 5/1902, 11/1415, 11/1418, 11/1417, 11/1422, 11/1423.
ОАО "РЖД" начислена плата за нахождение поданных вагонов на выставочных путях и на путях общего пользования в ожидании подачи за период март 2019 года (с 28.02.2019 по 30.03.2019).
В досудебном порядке истцом была направлена претензия N 341 от 16 апреля 2019 года, которая оставлена без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с соответствующим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 793 данного Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу части 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ.
На основании части 17 указанной статьи размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно пункту 1.6 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон.
В соответствии с частью 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В подтверждение занятости выставочных путей в спорный период истцом представлены акты общей формы N 5/1416, 5/1420, 5/1395, 11/940, 5/1421, 5/1422, 5/1423, 11/954, 5/1428, 5/1437, 5/1453, 5/1455, 5/1456, 5/1459, 5/1469, 5/1504, 5/1471, 5/1464, 5/1470, 5/1468, 11/975, 5/1473, 5/1474, 11/987, 1/1483, 11/988, 11/994, 5/1495, 11/999, 11/998, 5/1503, 11/1007, 11/1008, 5/1506, 5/1507, 5/1509, 5/1516, 5/1523, 5/1529, 5/1596, 5/1526,5/1520, 5/1546, 5/1517, 5/1518, 11/1041, 5/1537, 5/1552, 5/1538, 11/106, 5/1541, 5/1542, 5/1553, 5/1557, 5/1559, 5/1560, 5/1563, 5/1567,5/1568, 5/1569, 5/1572, 5/1581, 11/1077, 5/1588, 5/1583, 5/1592, 5/1600, 5/1603, 5/1608, 5/1601, 5/1602, 11/1089, 11/1095, 11/1099, 11/1101, 11/1098, 5/1619, 5/1618, 5/1634, 5/1633, 11/1119, 5/1639, 5/1640, 5/1651, 5/1657, 5/1648,5/1641, 5/1665, 5/1667, 5/1670, 5/1671, 5/1673, 11/1079, 11/1153, 11/1155, 11/1160, 11/1161, 11/1201, 5/1711, 11/1202, 5/1674, 11/1205, 11/1207, 11/1211, 5/1700, 5/1705, 5/1707, 5/1706, 5/1713, 5/1721, 5/1724, 5/1734, 5/1715, 5/1736, 5/1775, 5/1738, 5/1750, 5/1726, 5/1749, 11/1292, 11/1293, 11/1294, 11/1295, 11/1296, 11/1297, 5/1765, 5/1764, 5/1753, 5/1758, 11/1253, 5/1770, 5/1776, 5/1772, 5/1780, 5/1784, 11/1300, 11/1314, 11/1315, 11/1317, 5/1771, 5/1779, 5/1783, 5/1785, 5/1786, 5/1792, 5/1794, 5/1796, 5/1795, 11/1335, 5/1801, 5/1805, 11/1339, 11/1343, 5/1806, 5/1807, 5/1808, 5/1810, 5/1832, 5/1823, 11/1006, 5/1819, 5/1826, 5/1828, 5/1831, 5/1840, 5/1864, 5/1865, 5/1874, 5/1880, 5/1892, 5/1895, 5/1897, 5/1898, 5/1902, 11/1415, 11/1418, 11/1417, 11/1422, 11/1423.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением" (пункту 3.2.4 Правил N 45).
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Таким образом, выяснение причин нахождения вагонов на путях общего пользования и возможность взыскания за это платы с грузополучателя входит в предмет доказывания правомерности перевозчика. Так, истец должен доказать факт невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования по вине ответчика
В судебной практике сформирован правовой подход, согласно которому сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине пользователя; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
Отсутствие в материалах дела доказательств нарушения ответчиком технологического времени выгрузки ответчиком вагонов на своих путях препятствует удовлетворению исковых требований.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлениях от 25.01.2018 по делу N 32-39129/2016, от 08.02.2018 по делу N А32-35295/2016, от 06.02.2018 по делу N А32-6098/2017 сформулировал правовую позицию о том, что нарушение технологических норм выгрузки вагонов должно быть подтверждено в первую очередь первичными документами - памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов и ведомостями подачи и уборки вагонов.
Таким образом, позиция истца о том, что представленных им актов общей формы достаточно для взыскания платы в отсутствие надлежащего подтверждения вины ответчика в задержке железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, необоснованна.
Все акты общей формы и памятки приемосдатчика были подписаны представителями ответчика с возражениями, с указанием на нарушение истцом условий договора N 325/2 от 27.03.2017.
Согласно позиции ответчика, порт не мог принять спорные вагоны на свои пути в связи тем, что порожние вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования порта и препятствовали приему груженных вагонов. Данный факт повлиял на задержку вагонов, готовых к подаче на станционных путях и на выставочных путях, которые не могли быть приняты портом на пути необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от истца.
Кроме того, Единым технологическим процессом работы подъездных путей ОАО "Новороссийский морской торговый порт" и железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, утвержденным 20 июля 2009 определено количество выставочных путей, куда истец должен подать вагоны для каждого района в отдельности. В соответствии с пунктами 2.6., 2.8. ЕТП для Восточного района 5 определено 4 выставочных пути общей вместимостью 117 вагонов. Для Западного района - 8 выставочных путей общей вместимостью 206 вагонов.
Таким образом, занятость одного пути тридцатью и менее вагонами, перечисленными в памятках, на которые ссылается истец, не может явиться причиной невозможности подачи вагонов перевозчиком на другие выставочные пути, определенные в ЕТП.
Из материалов дела следует и ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал, что акты общей формы N 5/1473, 5/1471, 5/1750, 5/1603, 5/1592 составлены по факту нахождения вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск в ожидании подачи на железнодорожный выставочный путь под выгрузку. В указанных актах имеется ссылка на уведомления о готовности к подаче вагонов.
В рассматриваемом случае истец не доказал с помощью первичных документов нарушение обществом технологических норм выгрузки, то есть, тем самым, не доказал, что вагоны находились в ожидании подачи по причинам, зависящим от ответчика.
Также истец не представил в материалы дела достаточные доказательства занятости всех фронтов выгрузки железнодорожных путей необщего пользования общества во время, указанное в актах общей формы, составленных на окончание времени простоя.
Доводы и доказательства ответчика о том, что путь необщего пользования мог беспрепятственно принимать вагоны, истец не опроверг. При этом, представленные истцом доказательства не позволяют установить необходимость в задержке вагонов и невозможность их принятия станцией назначения.
С учетом изложенного, повторно оценив материалы настоящего дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец не доказал с помощью первичных документов нарушение обществом технологических норм выгрузки, то есть, не доказал, что вагоны находились в ожидании подачи по причинам, зависящим от ответчика.
Также истец не представил в материалы дела доказательства занятости всех фронтов выгрузки железнодорожных путей необщего пользования во время, указанное в актах общей формы, составленных на окончание времени простоя.
В условиях неисполнения обязательств по договору со стороны ОАО "РЖД" ответчик в силу ч. 18 ст. 39 Устава освобождается от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано ОАО "РЖД" в удовлетворении исковых требований.
Приведение судом первой инстанции в мотивировочной части обжалуемого решения неверных положений Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, ошибочное изложение требования не привело к принятию неправильного решения.
Иные доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 по делу N А32-7811/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7811/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО Новороссийский морской торговый порт "