город Ростов-на-Дону |
|
02 августа 2021 г. |
дело N А32-4710/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2021 по делу N А32-4710/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Орлан-Юг"
к ответчику межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне внесенной арендной платы,
по встречному иску межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея к обществу с ограниченной ответственностью "Орлан-Юг"
о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ООО "Орлан-Юг" (далее - ООО "Орлан-Юг", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 515 178 руб. и процентов, начисленных на сумму неосновательного обогащения, в размере 582 256,66 руб.
(с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы тем, что арендатором внесены денежные средства в большем размере, чем подлежали оплате за пользование земельным участком.
Управление обратилось в суд со встречным исковым заявлением к ООО "Орлан-Юг" о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2018 по 15.09.2020 в размере 3 530 440.01 руб. по договору аренды от 17.03.2010 N 7700001555 (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Встречные исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по внесению арендной платы в рамках договоров аренды земельных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2021 исковые требования ООО "Орлан-Юг" удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте. Арендная плата за пользование земельным участком по спорному договору аренды должна рассчитываться от кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 3 подпункта "г" Правил определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Излишне оплаченная ООО "Орлан-Юг" арендная плата является неосновательным обогащением и подлежит взысканию с управления.
Не согласившись с данным судебным актом, управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 03.06.2021 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что размер арендной платы установлен договором, подписав который ООО "Орлан-Юг" согласилось с размером установленной арендной платы. Согласно дополнительному соглашению к договору налоговая ставка составляет 1,5%.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Орлан-Юг" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец и ответчик явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Орлан-Юг" на основании решения Анапского городского суда по делу N 2-1351 от 09.09.2005 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости "магазин, лит. М"; "обеденный зал лит. К1", "гараж лит. Г2", "столовая, лит К", "склад, лит. Г1", "административное здание, лит. А", "склад-дискотека, лит. Г". Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:389, адрес: Краснодарский край, г. Анапа, пер. Благодарный, 2 а, площадью 19 451 кв. м, с видом разрешенного использования "Размещение базы отдыха", категория - земли населенных пунктов.
Правообладателем земельного участка является Российская Федерация, право собственности зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственном имуществом по Краснодарскому краю от 04.02.2010 года N 89-р "О предоставлении ООО "Орлан-Юг" в аренду земельного участка, расположенного в г. Анапа" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования акционерного общества открытого типа "Юганскнефтегаз" на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:37:0107003:389 площадью 19 451 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Анапа, пер. Благодарный, 2 а.
Из пункта 2 указанного распоряжения следует предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка с видом разрешенного использования: для размещения базы отдыха в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Пунктом 4.1 указанного распоряжения установлена необходимость заключения договора аренды указанного в пункте 1 распоряжения земельного участка и обеспечить его государственную регистрацию.
Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования акционерного общества открытого типа "Юганскнефтегаз" на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:37:0107003:389 площадью 19 451 кв. м предыдущего собственника объектов недвижимости, прекращено с одновременным оформлением права аренды.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственном имуществом по Краснодарскому краю от 04.02.2010 N 89-р между управлением и обществом заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 7700001555 от 17 марта 2010 года. Пунктом 2.1 договора установлен срок аренды с 04.02.2010 по 03.02.2059.
Пунктом 3.1 договора установлен расчет арендной платы от рыночной стоимости земельного участка (29 912 304 руб.) и ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,75 %, сумма арендной платы в год составила 2 617 326,60 руб., начиная с 04.02.2010. Арендодателем применен следующий способ расчета: ставка рефинансирования ЦБ РФ - 8,75 % от рыночной стоимости. (29 912 304 * 8,75/100).
Пунктом 3.2 договора установлено, что расчет арендной платы производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", отчетом от 15.02.2010 N 057/02/2010 об определении рыночной стоимости земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0107003:389, находящегося в государственной собственности.
К договору аренды сторонами заключено дополнительное соглашение от 01.06.2012, по условиям которого пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.8, 8.1 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 7700001555 от 17.03.2010, изменены.
Согласно новой редакции пункта 3.1 договора установлен расчет арендной платы от рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2011 равной 27 800 000 руб. и ставки рефинансирования ЦБ РФ - 7,75 %, сумма арендной платы составила 2 154 500 руб., начиная с 01.01.2011 по 31.12.2011; установлен расчет арендной платы от рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2012 равной 26 300 000 руб. и ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,00 %, сумма арендной платы составила 2 104 000 руб., начиная с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Сторонами также заключено дополнительное соглашение от 25.03.2013, по условиям которого п. 3.1, 3.2, 3.3, и 7.1 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 7700001555 от 17.03.2010, изменены. Пунктом 3.1 договора установлен расчет арендной платы от рыночной стоимости земельного участка равной 23 278 308 руб. и ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25 %, сумма арендной платы составила 1 920 460.41 руб., (23 278 308 * 8,75/100) начиная с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Управлением в адрес общества направлено письмо N 05/5053 от 04.04.2018, в котором предложено оплатить дополнительно 662 442.14 руб., которые начислены управлением с применением коэффициентов инфляции за 2015, 2016 и 2017 годы, также предложено оплатить задолженность по арендной плате и пени в сумме 1 020 722,20 руб.
Управление в письме N 09/19458 от 28.11.2018 указало, что земельный участок ограничен в обороте, ввиду его нахождения в границах курорта федерального значения (г. Анапа) и к договору аренды, в части расчета суммы аренды, подлежит применению подпункт "г" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", согласно которому плата исчисляется в размере 1,5 % от кадастровой стоимости, без учета и определения его рыночной стоимости.
С сопроводительным письмом N 09/700 от 21.01.2019 в адрес общества направлен проект дополнительного соглашения. С целью приведения в соответствие с действующим порядком определения арендной платы сторонами 15.01.2019 заключено третье дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 17.03.2010 N 7700001555, по условиям которого подпункты N 3.1, 3.2, 3.3, 3.8 пункта 3, договора изложены в новой редакции. Подпунктом 3.1 договора установлена формула расчета ежегодной арендной платы с учетом 1,5 % от кадастровой стоимости равной 45 467 949.91 руб., что составило 682 019,25 руб. в год. Указанное соглашение зарегистрировано в установленном порядке 23.09.2019.
Таким образом, стороны договора самостоятельно привели условия договора в части установления способа расчета суммы арендной платы в соответствие с положением подпункта "г" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, при этом условия договора в первоначальной редакции также указывали на способ расчета арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Обществом за весь период действия договора аренды уплачено 17 512 323,49 руб., что подтверждается платежными документами. При этом сумма арендной платы, с учетом изменений кадастровой стоимости, согласно расчету общества, не оспоренному ответчиком по основному иску, с момента заключения договора с 04.02.2010 по 31.12.2020, составляет сумму в размере 12 997 144,83 руб.
Таким образом, обществом произведен расчет, согласно которому сумма переплаты по состоянию на 31.12.2020 составляет 4 515 178,66 руб.
Полагая, что излишне уплаченная арендная плата за пользование спорным земельным участком в сумме 4 515 178,66 руб. является неосновательным обогащением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Обращаясь в суд со встречным исковым заявлением управление указало, что по состоянию на 15.09.2020 согласно одностороннему акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2018 по 15.09.2020 за ООО "Орлан-Юг" числится задолженность в размере 3 530 440,01 руб. В обоснование указанной суммы управление указывает, что размер арендной платы устанавливается на основании заключенного между сторонами дополнительного соглашения от 25.03.2013, которым установлен размер арендной платы за 2013 год в сумме 1 920 460,41 руб. При расчете за период с 2015-2017 годы истцом по встречному иску произведено доначисление арендной платы на сумму примененного при расчете коэффициента инфляции.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта сбережения ответчиком имущества (денежных средств) за счет истца, а также размер такого сбережения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 12435/12).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
В апелляционной жалобе управление ссылаются на то обстоятельство, что размер арендной платы установлен в пункте 3.2 договора аренды в соответствии с отчетом об оценке величины арендной платы от 15.02.2010 N 057/02/2010.
Как разъяснено в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.), по общему правилу, применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
В подпункте 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, определенно, что ограниченными в обороте земельными участками, признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Включение в их состав участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действующего до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемые природные территории" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемые природные территории" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из числа земель особо охраняемых природных территорий.
До принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемые природные территории" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в первоначальной редакции).
Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемые природные территории" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий.
При этом, в пункте 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемые природные территории" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107003:389 является Российская Федерация.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107003:389 расположен в пределах особо охраняемой природной территории город-курорт Анапа и имеет статус земель, ограниченных в обороте.
Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела письмом N 09/19458 от 28.11.2018, в котором управление указало, что спорный земельный участок ограничен в обороте ввиду его нахождения в границах курорта федерального значения. Факт расположения земельного участка в пределах особо охраняемой территории управлением не оспаривается.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что вышеуказанный земельный участок является ограниченным в обороте.
При расчете размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107003:389, находящийся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), в период с 01.01.2010 подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009, которым утверждены правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 9 Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Учитывая пункт 9 Правил, в целях расчета размера арендной платы подлежит применению только та кадастровая стоимость земельного участка, которая установлена по состоянию на 1 января текущего года (расчетного периода). Изменение кадастровой стоимости, произошедшие после 1 января текущего года, для целей исчисления арендной платы учитываются с 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменений кадастровой стоимости (т.е. с 1 января следующего года).
Главой администрации Краснодарского края 05.02.2010 принято постановление N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", которым утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107003:389 в размере 103 059 372,91 руб. Указанное постановление опубликовано в газете "Кубанские новости" 08.02.2010.
В соответствии с пунктом 6 постановления главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 оно вступает в законную силу по истечении 10-ти дней после официального опубликования. Принимая во внимание факт официального опубликования названного постановления 08.02.2010 в газете "Кубанские новости", оно вступило в законную силу (введено в действие) с 18.02.2010.
Договор аренды, датированный 17.03.2010, зарегистрирован 07.06.2010, то есть после утверждения кадастровой стоимости, соответственно, при расчете арендной платы следовало учесть указанную кадастровую стоимость и произвести установленным законом способом сумму арендной платы.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 17.03.2010 по 31.12.2020 для целей исчисления арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107003:389, находящийся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации), подлежала применению кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах арендная плата за пользование земельным участком по спорному договору аренды должна рассчитываться от кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 3 подпункта "г" Правил определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", согласно которому в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5 % в отношении земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Как следует из материалов дела общая сумма арендных платежей, внесенных обществом за период с 04.02.2010 по 31.12.2020, составляет 17 512 323,49 руб.
Размер арендной платы за спорный период составляет 12 997 144,83 руб. С учетом произведенных обществом оплат по договору аренды земельного участка N 7700001555 от 17.03.2010, переплата за спорный период составила 4 515 178,66 руб.
При изложенных обстоятельствах, установив неправомерную методику расчета арендной платы по спорному договору аренды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца о возврате исполненного в связи с этим обстоятельством подлежат удовлетворению, а встречные исковые требования подлежат отклонению. Расчет истца ответчиком не оспорен, проверен судом и признан верным.
Истцом в рамках настоящего дела также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.11.2018 по 16.12.2020 в размере 582 256,66 руб.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (пункт 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответственность за неисполнение денежного обязательства закреплена в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой (в редакции, действовавшей с 01.06.2015 до 01.08.2016) предусматривалось, что размер процентов определяется существующими в месте нахождения кредитора - юридического лица опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в актуальной редакции) размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку материалы дела подтверждают факт получения управлением денежных средств в большем размере в отсутствие законных оснований, а также то, что неосновательное обогащение произошло за счет истца, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2021 по делу N А32-4710/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4710/2020
Истец: ООО Орлан-Юг
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея