г. Вологда |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А05-280/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-передвижная механизированная колонна "Вилегодская" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 апреля 2021 года по делу N А05-280/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дорожно-передвижная механизированная колонна "Вилегодская" (ОГРН 1022901256047, ИНН 2909000146; адрес: 165680, Архангельская область, Вилегодский район, деревня Конгур, дом 20; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство), индивидуальному предпринимателю Юрьеву Алексею Анатольевичу (адрес: 165430, Архангельская область; ОГРНИП 308290408500014, ИНН 291401426859; далее - Предприниматель) о признании открытого конкурса (извещение о проведении конкурса N 121020/0979275/03) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины и заключенный договор аренды лесного участка с Предпринимателем недействительными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Группа "Илим", общество с ограниченной ответственностью "Регион лес".
Решением суда от 09 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Указывает, что комиссией необоснованно отклонено конкурсное предложение N 5, что привело к искажению итоговых результатов и неправильному определению победителя конкурса.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 12.10.2020 на сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности N 121020/0979275/03.
Организатором конкурса выступило Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Предметом конкурса являлось право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
Лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен в кварталах N 97-101 Нижне-Лупьинского участкового лесничества (участок Нижне-Лупьинское) Вилегодского лесничества Вилегодского района Архангельской области. Площадь лесного участка - 5157,2 га. Кадастровые номера лесного участка - 29:03:044501:506, 29:03:000000:2225. Обременений и ограничения прав не имеется. Разрешенный вид использования - заготовка древесины, установленный ежегодный объем 7100 куб. м. Размер задатка 100 % от начальной цены предмета конкурса - 940 434 руб. Срок использования лесного участка: 25 лет.
Дата и время начала приема заявок на участие в конкурсе: "12" октября 2020 года с 10.00 часов (время московское).
Дата и время окончания приема заявок на участие в конкурсе: "10" декабря 2020 года до 16.00 часов (время московское).
На участие в конкурсе подано 5 заявок от АО "Группа "Илим", ООО "Регион лес", Предпринимателя, Общества и ООО "Ильинск ЖКХ".
В соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства по проведению конкурса от 15.12.2020 N 5 к участию в конкурсе были допущены: АО "Группа "Илим", ООО "Регион лес", Предприниматель и Общество.
ООО "Ильинск ЖКХ" отказано в допуске к участию в конкурсе.
Согласно протоколу заседания комиссии Министерства по проведению конкурса от 18.12.2020 N 8 победителем конкурса признан Предприниматель (том 1, листы 31-34).
Общество не согласилось с результатами проведенного конкурса, полагает, что по критерию "численность работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса" комиссией Министерства необоснованно отклонено конкурсное предложение Общества.
Конкурсное предложение N 5, вложенное в конверт, приложенный к заявке Общества, выглядело следующим образом: "Численность работников ООО ДПМК "Вилегодская" по состоянию на 03 ноября 2020 года составляет 112 человек. Численность работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО ДПМК "Вилегодская", то есть деревни Конгур Вилегодского района Архангельской области, согласно ответу первого заместителя главы Администрации МО "Вилегодский муниципальный район" от 03.11.2020 исх. N 3979 составляет 4 человека".
По мнению истца, неправомерное отклонение конкурсного предложения N 5 привело к искажению итоговых результатов и неправильному определению победителя конкурса.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги проводятся в форме аукциона или конкурса; в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация.
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Согласно пункту 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Положения пункта 1 статьи 449 ГК РФ, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 Кодекса направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов.
Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, установлен главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины).
В соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ, к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Частью 5 статьи 80.1 ЛК РФ установлено, что требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 6 статьи 80.1 ЛК РФ порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов, в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 80.1 ЛК РФ решение об отказе в проведении конкурса принимается в случаях, если: заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи (пункт 1); заявление подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другим гражданам или юридическим лицам (пункт 2); заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3); отсутствие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, и которые могут быть предоставлены в аренду с учетом положений настоящего Кодекса (пункт 4); отсутствие подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 настоящей статьи (пункт 5); несоответствие заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов требованиям, установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи (пункт 6).
В силу части 9 статьи 80.1 ЛК РФ решение об отказе в проведении конкурса, содержащее мотивированное обоснование такого отказа, направляется органом государственной власти или органом местного самоуправления гражданину или юридическому лицу, подавшим заявление о проведении конкурса, в течение одного рабочего дня с даты принятия такого решения. Лицо, подавшее заявление о проведении конкурса, вправе обжаловать решение об отказе в проведении конкурса в судебном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 N 241 утверждены Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критерии, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - Правила).
Настоящими Правилами установлены следующие критерии, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины:
1. Превышение предложенной участником конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс) цены предмета конкурса (ежегодной арендной платы) над установленной в конкурсной документации начальной ценой предмета конкурса (ежегодной арендной платой).
2. Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении.
3. Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
4. Наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек.
5. Численность работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что оценка конкурсных предложений проводится по каждому конкурсному предложению отдельно в соответствии с критериями, в следующем порядке:
а) в соответствии с формулами, указанными в пунктах 7 - 10 настоящих Правил, и требованиями, установленными пунктами 11 и 12 настоящих Правил, определяется количество баллов, присуждаемых по каждому из критериев, содержащихся в конкурсном предложении;
б) в соответствии с формулой, указанной в пункте 6 настоящих Правил, для каждого конкурсного предложения количество баллов, присужденное по каждому критерию, предусмотренному критериями оценки, суммируется;
в) для определения победителя конкурса к лучшим конкурсным предложениям относятся конкурсные предложения, которые по результатам оценки в сумме набрали наибольшее количество баллов, рассчитанное и присужденное по каждому критерию, предусмотренному критериями оценки.
В соответствии с пунктом 12 Правил, участникам конкурса по критерию, предусмотренному пунктом 5 критериев оценки, присуждается:
5 баллов (максимальное количество баллов), - если численность работников участника конкурса, конкурсное предложение которого оценивается, составляет не менее 25 процентов численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса;
0 баллов, - если численность работников участника конкурса, конкурсное предложение которого оценивается, составляет менее 25 процентов численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", официальный статистический учет осуществляется в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р.
Министерство 15.12.2020 обратилось в Росстат с межведомственным запросом о предоставлении информации о численности работающего населения населенных пунктов, в которых расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участников конкурса, включая деревню Конгур Вилегодского района Архангельской области.
Из ответа Росстата от 18.12.2020 следует, что информация о среднесписочной численности работников организаций в Федеральном плане формируется по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, муниципальным районам, городским округам, моногородам. Формирование информации о среднесписочной численности по иным территориальным единицам не предусмотрено.
Расчет среднесписочной численности производится в соответствии с раздела II Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 27 ноября 2019 года N 711.
В соответствии с пунктом 77 раздела II Указаний среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода. В нее включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Таким образом, показатель "среднесписочная численность работников организаций" не только не ведется в разрезе таких территориальных единиц, как деревня или поселок, но и в полной мере не отражает количество работающего населения.
Из письма администрации МО "Вилегодский муниципальный район" от 03.11.2020 N 3979 (направленного на запрос ООО ДПМК "Вилегодская" от 27.10.2020 N793) следует, что на основании похозяйственной книги N 9 численность работающего населения в д. Конгур составляет 4 человека.
В тоже время, как следует из письма администрации МО "Вилегодский муниципальный район" от 18.12.2020 N 4683 (ответ на запрос Министерства), Администрация не располагает данными о количестве работающего населения в деревне Конгур Вилегодского района Архангельской области.
Как указывает истец, численность работников Общества по состоянию на 03.11.2020 составляет 112 человек, а численность работающего населения дер. Конгур Вилегодского района, где расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры Общества, составляет 4 человека.
При указанных обстоятельствах, совершенно очевидно, что работники, занятые в производстве истца, проживают в других населённых пунктах (численность работников предприятия в 28 раз превышает численность работающего населения деревни, на которую указывает истец).
Исходя из целей законодательного регулирования по критерию, предусмотренному пунктом 5 критериев оценки, 5 баллов по спорному критерию должно быть присуждено тем участникам конкурса, которые обеспечивают рабочими местами не менее 25 % работающего населения того населенного пункта, где ведут соответствующую деятельность по лесопереработке; указанное условие направлено на поддержание небольших местных производителей изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, которые фактически являются "градообразующими" предприятиями для того населенного пункта, где ведут деятельность.
Поскольку достоверно получить объективные данные статистического учета численности работающего населения, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры, не представилось возможным, комиссия Министерства правомерно при проведении спорного конкурса отказалась от оценки по критерию N 5, в противном случае, участники из населенных пунктов, которые попадают в статистику Росстата, имели бы необоснованное преимущество по сумме баллов.
Кроме того, законность действий Министерства была проверена антимонопольным органом по жалобе Общества.
Решением Архангельского УФАС от 14.01.2021 по делу N 029/10/18.1-1712/2020 жалоба Общества признана необоснованной (том 1, листы 96-100).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 апреля 2021 года по делу N А05-280/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-передвижная механизированная колонна "Вилегодская" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-280/2021
Истец: ООО "Дорожно-передвижная механизированная колонна "Вилегодская"
Ответчик: ИП Юрьев Алексей Анатольевич, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: АО "Группа Илим", ООО "Регион Лес"