г. Москва |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А40-231534/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 мая 2021 года, принятое судьей Куклиной Л.А., в порядке упрощенного производства по делу N А40-231534/20, по исковому заявлению ООО "РегионТрансСервис" к ОАО "РЖД" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "РегионТрансСервис" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании убытков в размере 32 669,00 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04 мая 2021 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между Истцом (Заказчик) и Ответчиком (Подрядчик) заключен договор от N ТОР-ЦДИВ/57 от 01.07.2015 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, в соответствии с которым Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику, ЗАО "Русагротранс", ООО "ТрансЛес", ООО "Грузовая компания", ООО "Рустранском" на праве собственности, аренды или ином законном основании, в эксплуатационных вагонных депо дирекции инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД".
Во исполнение условий договора ответчиком в 2017 г. выполнен текущий ремонт грузовых вагонов с проведением среднего ремонта колесных пар, указанных в расчет к иску.
Согласно п. 15 Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32-ЦВ-056-97 (Далее Руководство) установлено, что вагонное депо, производившее отцепочный ремонт вагонов, несет гарантийную ответственность за их прочность и исправность при соблюдении Правил эксплуатации вагонов до следующего планового вида ремонта.
Согласно п. 4.1.2 Договора ответчик предоставляет гарантию на проведенные работы, в объеме Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32-ЦВ-056-97.
Средний ремонт колесных пар осуществляется в соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колем 1520 (1524 мм) от 2013 года и с изменениями от 2018 года и распространяется до следующего текущего и/или среднего ремонта.
Согласно п. 34.1 РД (от 2013) и п. 32.1 РД (от 2018) - Предприятие, производившее ремонт колесным парам, гарантирует их соответствие требованиям настоящего РД.
Гарантийный срок на выполненный средний ремонт по РД от 2013 и 2018 г.г. распространяется до следующего текущего и/или среднего ремонта, но не менее трех-пяти лет или 300 - 450 тысяч километров пробега.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в 2019-2020г.г. спорные вагоны отцеплены для проведения текущего ремонта в связи с выявлением неисправностей на колесных парах, которым ранее ответчиком выполнен средний ремонт.
Комплект документов по ремонту грузовых вагонов представлен истцом в материалы дела.
Таким образом, истец указывает, что ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей истцом понесены убытки по оплате стоимости работ по устранению дефектов и выполнению досрочного среднего ремонта колесным парам в размере 32 669 руб. 00 коп.
Во исполнение п. 7.2 Договора, Истец направил в адрес Ответчика претензию от 09.10.2020 N РТС-П-940 о возмещении понесенных убытков, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Согласно исковому заявлению и документам, приобщенным в материалы дела, Истцом заявлены требования о некачественно выполненном ремонте колесных пар силами Ответчика, что подтверждается следующим.
Вагон N 56048275 - в ходе текущего ремонта, выполненного 08.02.2017, с спорного вагона выкачена колесная пара N 1175-75977-2011 и направлена для выполнения процедуры по проведению среднего ремонта (факт выполнения среднего ремонта спорной детали подтверждается информацией из расчетно-дефектной ведомости от 08.02.2017 под номером работы N 5587 (ходовые части) в размере 14 308, 00 рублей (средний ремонт одного колеса) и в разделе Расход номерных деталей в "Установлено" позиция 3 указано - Пара колесная - 1175-75977-2011 - 57-50/919-910 ЦКК ГОСТ 2004 после СР (средний ремонт) (лист 2 приложения 11 к иску)).
Вагон N 95346351 - в ходе текущего ремонта, выполненного 20.06.2017, с спорного вагона выкачена колесная пара N 1175-43809-2014 и направлена для выполнения процедуры по проведению среднего ремонта (факт выполнения среднего ремонта спорной детали подтверждается информацией из расчетно-дефектной ведомости от 20.06.2017 под номером работы N 5287 (ходовые части) в размере 14 429, 00 рублей (средний ремонт одного колеса) и в разделе Расход номерных деталей в "Установлено" позиция 1 указано - Пара колесная - 1175-43809-2014 - 64-50/939-930 ЦКК ГОСТ 2004 после СР (средний ремонт) (лист 8 приложения 11 к иску)).
Истец произвел оплату ремонт как вагонов, так и колесных пар непосредственно Ответчику, что последним не опровергается.
Средний ремонт колесной пары (или полная ревизия) выполняется в соответствии с требованиями, изложенные в Руководящем документе по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колем 1520 (1524 мм) от 2013 года и с изменениями от 2018 года.
Согласно данному Руководящему документу (п. 34.1 РД (от 2013) и п. 32.1 РД (от 2018)) Предприятие, производившее ремонт колесным парам, гарантирует их соответствие требованиям настоящего РД и предоставляет гарантию на отремонтированные колесные пары до следующего среднего и/или капитального ремонта, но не менее пяти лет или 300 - 450 километров пробега.
Однако, в нарушение условий Договора и Руководящего документа по ремонту колесных пар:
4 декабря 2019 года вагон N 56048275 оцтепляется от состава поезда работниками Ответчика с которого выкатывают колесную пару N 1175-75977-2011 и проводят досрочный средний ремонт (лист 4 приложения N 11 к иску). Проведение досрочного среднего ремонта колесной паре выполнен в гарантийный период, представленный Ответчиком (не менее пяти лет или 300 - 450 километров пробега).
4 февраля 2020 года вагон N 95345351 оцтепляется от состава поезда работниками Ответчика с которого выкатывают колесную пару N 1175-43809-2011 и проводят досрочный средний ремонт (лист 10 приложения N 11 к иску). Проведение досрочного среднего ремонта колесной паре выполнен в гарантийный период, представленный Ответчиком (не менее пяти лет или 300 - 450 километров пробега).
Ремонт колесных пар осуществляется только на основании утвержденного Советом по железнодорожному транспорту Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колем 1520 (1524 мм).
Положения указанного Руководящего документа четко указывают на требования к выполнению ремонта колесных пар и на гарантийный срок ответственности за выполненный ремонт, который не прерывается и не может быть прерван какими-либо иными действиями, нежели те требования, которые указанным в данном Руководящем документе.
Ответчик приводит довод об ограниченной ответственности по п. 4.1.2 Договора и приложения N 24 к нему, ссылаясь на то, что, якобы, вагоны отцеплены по коду N 107 на который распространяется ограниченная гарантия в 1 месяц с момента выполнения предыдущего текущего ремонта.
Данный довод является необоснованным.
Повторный средний ремонт колесным парам выполнен не по причине выявления выщербины обода колеса, а неисправность буксового узла колесной пары.
Дефекты в виде выщербины обода колеса не исправляются в среднем ремонте. Колесные пары, на которых обнаружены данного рода дефекты, проходят процедуру текущего ремонта, в ходе которого колесные пары обтачивают (п. 12.4 Руководящего документа).
Средний же ремонт колесных пар, согласно раздела 12.5 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колем 1520 (1524 мм) от 2013 года и с изменениями от 2018 года, выполняется только при наступлении определенного случая.
Критерии к выполнению среднего ремонта изложены в подпунктах раздела 12.5 РД, а именно:
12.5.1.1 после крушений и аварий поездов всем колесным парам поврежденных вагонов;
12.5.1.2 после схода вагона с рельсов (колесным парам сошедшей тележки);
12.5.1.3 при повреждении вагона от динамических ударов падающего груза при погрузке или выгрузке (всем колесным парам вагона);
12.5.1.4 при отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта на торце шейки оси;
12.5.1.5 при отсутствии бирки на буксовом узле или невозможности прочтения на ней или на шайбе стопорной подшипников кассетного типа под адаптер знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта при ремонте или подкатке колесной пары под вагон;
12.5.1.6 через два восстановления профиля поверхности катания колес обточкой колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими. Количество обточек колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками сдвоенными или подшипниками кассетного типа, не регламентируется в течение межремонтного срока для подшипников;
12.5.1.7 колесным парам с буксовыми узлами, оборудованными:
- двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими и сдвоенными типа 46-882726Е2МС43, прошедшими последний средний ремонт пять и более лет назад;
- подшипниками кассетного типа и сдвоенными типов Н6-882726Е2К1МУС44 и Н6-882726Е2К2МУС44, прошедшими последний средний ремонт восемь и более лет назад или имеющими пробег 800 тыс. км и более;
12.5.1.8 при отрицательном результате входного вибродиагностического контроля (показатель - "брак") буксовых узлов колесных пар, указанных в 12.3.3;
12.5.1.9 при демонтаже буксовых узлов с последующим их ремонтом;
12.5.1.10 при сдвиге буксового узла вдоль шейки оси колесной пары;
12.5.1.11 при недопустимом нагреве буксового узла или повреждении буксового узла, требующего его демонтажа;
12.5.1.12 при повреждении наружных колец и уплотнений подшипников кассетного типа под адаптер;
12.5.1.13 при выбросе смазки на диск и/или обод колеса через уплотнения корпуса буксы или уплотнения подшипника кассетного типа;
12.5.1.14 при выбросе смазки с примесью металлических частиц в крышку смотровую или из-под шайбы защитной подшипника сдвоенного и плотнения подшипника кассетного типа;
12.5.1.15 при наличии в передней части корпуса буксы воды или льда;
12.5.1.16 при наличии на поверхности катания колес колесных пар:
12.5.1.16.1 с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками роликовыми цилиндрическими и сдвоенными:
а) неравномерного проката - 2,0 мм и более;
б) ползуна - глубиной 1,0 мм и более;
в) навара - высотой 1,0 мм и более;
12.5.1.16.2 с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками кассетного типа:
а) неравномерного проката - 3,0 мм и более;
б) ползуна - глубиной 2,0 мм и более;
в) навара - высотой 2,0 мм и более.
Проверка неравномерного проката производится измерением его в сечении с максимальным износом и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии 500,0 50,0 мм.
12.5.1.17 при несоответствии осевого зазора подшипников кассетного типа установленной величине, которая должна быть в диапазоне значений 0,01 _0,40 мм;
12.5.1.18 колесным парам, указанным в 31.6.5.3;
12.5.1.19 при проведении сварочных работ на кузове вагона или тележке без соблюдения требований 30.4;
12.5.1.20 при КР и КРП вагонов.
Указанный перечень является закрытым.
В данном разделе отсутствует требование о проведении колесным парам среднего ремонта при выявлении дефекта в виде выщербины обода колеса.
Отсылка Ответчика о том, что спорные грузовые вагоны в межремонтный период проходили ремонты в сторонних организациях не являются основанием к снятию ответственности за ремонт колесных пар, так как Ответчиком не представлено доказательств, что колесным парам, в этот период, выполнялся средний или капитальный ремонт.
Исходя из изложенного, требования Истца, подтверждающиеся материалами дела, являются обоснованными и прямо указывают на некачественно выполненный средний ремонт колесным парам.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2021 года по делу N А40-231534/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231534/2020
Истец: ООО "РЕГИОНТРАНССЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"