г. Чита |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А78-3408/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кайдаш Н.И.,
судей: Корзовой Н.А., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу учредителя общества с ограниченной ответственностью "Аконит" Портнягина Сергея Степановича на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 октября 2023 года по делу N А78-3408/2021,
по заявлению Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Аконит" задолженности в размере 3 506 661,06 руб.,
при участии в судебном заседании:
Портнягина С.С. по паспорту,
от ФНС - Кузнецовой А.С. по доверенности от 05.04.2023, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Аконит" (далее - общество, должник) Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о включении в реестр требований кредиторов 3 506 661,06 руб.
Определением суда от 27.10.2023 требование уполномоченного органа признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в составе третьей очереди в размере 3 506 661,06 руб. (недоимка по налогам - 144,32 руб., пени - 3 505 266,74 руб., штраф - 1 250 руб.).
Не согласившись с определением суда от 27.10.2023, учредитель должника обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить.
В обоснование жалобы приведены доводы о повторном предъявлении уполномоченным органом требований ранее учтенных судом при рассмотрении обоснованности заявления о признании общества банкротом; задолженность по требованию N 11279 от 02.10.2020 погашена.
ФНС в отзыве считала жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании учредитель и представитель ФНС поддержали свои правовые позиции.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствует судебному разбирательству.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предъявленная к включению задолженность в размере 3 506 661,06 руб., включает в себя:
- страховые взносы на ОПС: пени за период с 13.05.2020 по 11.07.2020 в размере 198,39 руб., за период с 13.05.2020 по 28.12.2020 в размере 1 791,43 руб., в т.ч. необеспеченные мерами взыскания, в размере 14 112,23 руб.;
- страховые взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: пени за период с 13.05.2020 по 11.07.2020 в размере 42,13 руб., за период с 16.11.2019 по 11.03.2021 в размере 1 096,90 руб., за период с 16.10.2019 по 28.10.2022 в размере 3 225,10 руб.;
- страховые взносы на ОМС работающего населения: пен за период с 13.05.2020 по 11.07.2020 в размере 181,17 руб., за период с 16.11.2019 по 28.12.2020 в размере 2 280,15 руб., за период с 16.10.2019 по 28.10.2022 в размере 3 614,87 руб.;
- НДС: пени за период с 01.01.2016 по 11.07.2020 в размере 1 524 358,57 руб., за период с 10.06.2019 по 11.03.2019 в размере 60 650,72 руб., за период с 28.01.2020 по 01.09.2020 в размере 123,24 руб., в т.ч. необеспеченные мерами взыскания, в размере 1 660 717,51 руб.;
- налог на прибыль организаций: пени за период с 29.07.2020 по 11.03.2021 в размере 5 562,81 руб., за период с 29.04.2021 по 04.10.2021 в размере 1,82 руб., за период с 29.07.2020 по 28.10.2022 в размере 15 235,03 руб.;
недоимка за 1 кв. 2021 в размере 144,32 руб.; пени за период с 29.07.2020 по 11.03.2021 в размере 41 326,71 руб., за период с 29.04.2021 по 04.10.2021 в размере 10,41 руб., за период с 29.07.2020 по 10.05.2023 в размере 170 521,48 руб.;
- транспортный налог с организаций: пени за период с 18.02.2020 по 11.03.2021 в размере 88,39 руб., в т.ч. необеспеченные мерами взыскания, в размере 127,68 руб.;
- штраф в размере 1 250 руб. (в подтверждение представлены материалы налоговой проверки, в частности, решение N 25-07/297 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 16.12.2020, согласно которому общество привлечено к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Данная задолженность сформирована и отображена в требованиях налогового органа N 117479 от 12.07.2020, N 5003 от 18.01.2021, N 15086 от 12.03.2021, N 15542 от 12.03.2021, N 65491 от 05.10.2021.
В установленном порядке в целях принудительного взыскания задолженности налоговым органом вынесены решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 11279 от 02.10.2020, N 3760 от 27.04.2021, N 8629 от 11.11.2021, решения N 753606465 от 13.10.2020, N 753603186 от 13.05.2021, N 753604740 от 25.11.2021, постановления N 753606316, N 753603071, N 753604637 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, который в установленный срок предъявлены к исполнению в ССП.
Требования направлены по телекоммуникационным каналам связи, решения направлены почтой.
Включая требование ФНС в заявленном размере в реестр требований кредиторов должника, суд исходил из его обоснованности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статьям 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) требования кредиторов вне зависимости от того, заявлены по ним возражения или нет, могут быть включены в реестр требований кредиторов только на основании определения суда после проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием налоговых органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Суду были представлены доказательства надлежащего соблюдения мер принудительного взыскания задолженности, сроки для предъявления требований применительно к разъяснениям, изложенным в указанном Обзоре Верховного Суда Российской Федерации, не пропущены.
Судом установлено, что должник в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности несвоевременно уплачивал начисленные налоги, и таким образом создавал временные промежутки между установленными сроками уплаты обязательных платежей и фактическим поступлением денежных средств на счета Федерального казначейства, в результате чего осуществлялось начисление пени.
Таким образом, суд, удовлетворяя заявленные требования, с учетом уточнений суммы налоговым органом исходил из того, что задолженность документально подтверждена, а также из того, что уполномоченным органом были представлены исчерпывающие доказательства надлежащего соблюдения мер принудительного взыскания задолженности, сроки для предъявления требований.
Не может быть принят во внимание довод заявителя о повторном предъявлении кредитором настоящих требований. Включенные в реестр решением суда от 11.05.2023 требования ФНС основаны на требованиях N 166955, N 126112, в то время как предъявленное в рамках настоящего заявления требование уполномоченного органа основано на требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа от N 117479, N 5003, N 15086, N 15542, N 65491. По указанным основаниям также подлежит отклонению довод об оплате задолженности по требованию N11279.
Довод заявителя о допущенной ошибке в исчислении задолженности проверен судом апелляционной инстанции и признан необоснованным.
Суммы пеней "14 112,23 руб.", "1 660 717,51 руб.", "127,68 руб." поименованные как "в т.ч. необеспеченные мерами взыскания" входят в размер заявленного требования (3 506 661,06 руб.), что подтверждается математическим подсчетом. Указанные пени не вошли в решения и постановления налогового органа, по ним не проводились меры взыскания в связи с подачей ФНС заявления о признании ООО "Аконит" несостоятельным (банкротом) при наличии у уполномоченного органа права на начисление пени на существующую недоимку до даты введения процедуры банкротства.
Относительно довода о необоснованном неучете инспекцией периода моратория на начисление неустоек, следует отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) может быть введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее - мораторий).
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Дело о банкротстве ООО "Аконит" возбуждено 24.05.2021, то есть до введения моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Поскольку на дату введения моратория вопрос о возбуждении производства по делу о банкротстве уже разрешен, действие данного моратория на общество не распространяется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 октября 2023 года по делу N А78-3408/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.И. Кайдаш |
Судьи |
Н.А. Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3408/2021
Должник: ООО "Аконит"
Кредитор: Межрайонная инспекция ФНС N 2 по г. Чите, ООО АЗИЯ-ИМПОРТ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ВОСТОЧНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Третье лицо: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, Бороденкова Полина Григорьевна, ГУ ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ, ОСП ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА, СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "АВАНГАРД", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю