г. Москва |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А40-243169/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 мая 2021 года, принятое судьей Куклиной Л.А., в порядке упрощенного производства по делу N А40-243169/20, по исковому заявлению ООО "Архбум" к ОАО "РЖД" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Архбум" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании убытков в размере 37 612 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04 мая 2021 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в иске ООО "Архбум" к ОАО "РЖД" о взыскании убытков в размере 37 612,00 руб.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил возражения.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Общим собранием акционеров АО "АРХБУМ" (Протокол от 04 марта 2019 г.) принято решение о реорганизации Общества в форме выделения и создания ООО "Архбум". ООО "Архбум" является правопреемником АО "АРХБУМ" в отношении части его прав и обязанностей в соответствии с Передаточным актом, утверждённым решением внеочередного общего собрания акционеров АО "АРХБУМ" 04 марта 2019 г.
В частности, ООО "Архбум" является правопреемником в отношении права собственности вагона N 63927354.
В обоснование исковых требований истец указывает, что 17.02.2020 г. ОАО "РЖД" на станции Старый Оскол Юго-Восточной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 63927354 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 1385 по коду неисправности: 107 - выщербины обода колеса.
18.02.2020 г. в адрес ВЧДЭ Стойленская направлено гарантийное письмо N 50/5-410 на оплату работ по устранению неисправности "выщербина обода колеса". При поступлении 26.02.2020 г. акта браковки от эксплуатационного вагонного депо Стойленская Старый Оскол N 1 ОАО "РЖД" с указанием дефектов, подлежащих устранению, ООО "Архбум" письмом N 50/1-663 согласовало проведение текущего ремонта 4 колесных пар с устранением дефекта выщербина обода колеса. Эксплуатационным вагонным депо Стойленская Старый Оскол N 1 ОАО "РЖД" выполнение работ поручено АО "ВРК-2" в лице вагонного ремонтного депо Старый Оскол.
10.03.2020 г. в адрес ООО "Архбум" эксплуатационно-вагонным депо Стойленская Старый Оскол N 1 ОАО "РЖД" предоставлен акт от 25.02.2020 г. от АО "ВРК-2" в лице вагонного ремонтного депо Старый Оскол о проведении среднего ремонта 4 колесным парам по причине, не соответствия ширины корпуса буксы по направляющим для боковой рамы тележки допустимым размерам, установленным таблицей 25.1 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017. Данные работы были проведены без согласования с собственником вагона ООО "Архбум", тем самым лишили возможности прибыть на место ремонта для проведения комиссионного осмотра колесных :iap. выкаченных из-под вагона N 63927354.
11.03.2020 г. направлено письмо N 50/1-624 о неправомерном проведении среднего ремонта колесным парам в адрес начальника службы вагонного хозяйства эксплуатационного Юго-Восточной ДИ-СП ИЛИ филиала ОАО "РЖД", в копии начальнику эксплуатационного вагонного депо Стойленская-СП Юго-Восточной ДИ-СП ЦДИ-филиала ОАО "РЖД".
17.03.2020 г. в адрес ООО "Архбум" поступило письмо N 2020/26.Э-1323 по случаю отцепки вагона от изготовителя вагона АО "Алтайвагон", в котором сообщалось, что проведение среднего ремонта колесным парам, по причине несоответствия ширины корпуса буксы по направляющим данным таблицы 25.1 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, было не целесообразным, так как согласно п. 12.5 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 данный параметр не является основанием для проведения среднего ремонта.
25.03.2020 г. в адрес ОАО "РЖД", Министерства транспорта РФ, Федеральной антимонопольной службы ООО "Архбум" направлено обращение N 50/5-773 о необоснованном проведении среднего ремонта колесным парам из-под вагона N63927354.
РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 г.п. 12.5.1.8 установлены случаи проведения среднего ремонта колесным парам, в том числе при отрицательном результате входного вибродиагностического контроля (показатель - "брак") буксовых узлов колесных пар, указанных в 12.3.3 Руководства. Дефект в виде несоответствия допустимых размеров ширины корпуса буксы по направляющим для боковой рамы тележки не предусмотрен в качестве основания для проведения среднего ремонта.
Истец ссылается на то, что колесные пары изготовлены в ноябре 2018 г. на АО "Алтайвагон" и на них действует гарантия качества изготовителя, а проведение среднего ремонта является основанием для обязательного извещения и присутствия изготовителя. По мнению истца, отсутствие сообщений о неисправностях гарантийных деталей лишает ООО "Архбум" права на предъявление требований к изготовителю.
ОАО "РЖД", привлекая для выполнения текущего ремонта третьих лиц, несет полную ответственность за их действия в том числе и за достоверность и обоснованность определения дефектов и способов их устранения. ООО "Архбум", не являясь стороной договора, не может истребовать у третьих лиц документы, обосновывающие выполнение работ и осуществить контроль за качеством их выполнения.
В соответствии с письмом N 50/1-663 от 26.02.2020 г., направленным в адрес эксплуатационного вагонного депо Стойленская Старый Оскол N 1 ОАО "РЖД" о согласовании текущего ремонта колесным парам, акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 6013771 подписан с разногласиями. На основании прейскуранта на текущий отцепочный ремонт вагонов для собственников подвижного состава стоимость текущего ремонта за одну колесную пару код N5585 (Смена колёсной пары при двойном поднятии вагона (в двух тележках-четырех) составляет 6 803 руб. 00 коп., стоимость среднего ремонта за одну колесную пару код N5587 (Смена колёсной пары при двойном поднятии вагона (в двух тележках-четырех) составляет 16 206 руб. 00 коп.
Согласно платежным поручениям N 643 от 03.03.2020 г., N 959 от 26.03.2020 г. стоимость работ за текущий ремонт вагона N 63927354 полностью оплачена.
В связи с вышеизложенным, согласно письму N 50/1-663 от 26.02.2020 г. ООО "Архбум" согласовало проведение текущего ремонта, просит вернуть истцу разницу среднего и текущего ремонта в размере 37 612 рублей 00 коп.
Претензия N 50/5-1698 от 05.06.2020 г., направленная истцом в адрес ответчика с требованием возместить разницу между средним и текущим ремонтом вагона, оставлена ответчиком без удовлетворения.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, и односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
18.02.2020 г. в адрес ВЧДЭ Стойленская было направлено гарантийное письмо N 50/5-410 на оплату работ по устранению неисправностей "выщербина обода колеса", а не неисправностей буксового узла.
При поступлении 26.02.2020 г. акта браковки от эксплуатационного вагонного депо Стойленская Старый Оскол N 1 ОАО "РЖД" с указанием дефектов, подлежащих устранению, ООО "Архбум" письмом N 50/1-663 согласовало проведения ТЕКУЩЕГО ремонта 4 колесных пар с устранением дефекта "выщербина обода колеса". Эксплуатационным вагонным депо Стойленская Старый Оскол N 1 ОАО "РЖД" выполнение работ было поручено АО "ВРК-2" в лице вагонного ремонтного депо Старый Оскол.
10.03.2020 г. в адрес ООО "Архбум" эксплуатационно-вагонным депо Стойленская Старый Оскол N 1 ОАО "РЖД" был предоставлен акт от 25.02.2020 г. от АО "ВРК-2" в лице вагонного ремонтного депо Старый Оскол о проведении среднего ремонта 4 колесным парам по причине, не соответствия ширины корпуса буксы по направляющим для боковой рамы телелски допустимым размерам, установленным таблицей 25.1 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.
Средний ремонт 4-м колесным парам по причине не соответствия ширины корпуса буксы по направляющим для боковой рамы тележки допустимым размерам, не может проводиться колесным парам, так как отсутствуют основания проведения среднего ремонта и колесным парам, и корпусу буксы.
РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 п.п. 12.5.1.8 установлены случаи проведения среднего ремонта колесным парам, в том числе при отрицательном результате входного вибродиагностического контроля (показатель - "брак") буксовых узлов колесных пар, указанных в 12.3.3 Руководства.
Входной контроль не проводился. При проведении входного вибродиагностического контроля составляется Протокол. В данном случае составлен односторонний акт, который не подтверждает проведение вибродиагностического контроля.
Основанием проведения среднего ремонта колесным парам является протокол вибродиагностического контроля, с показанием "брак". вибродиагностический контроль в данном случае не проводился.
Вагон завели в ремонт с неисправностями колесных пар, а именно "выщербина обода колеса". Обточка колесной пары производится со снятием только смотровой крышки буксового узла, без демонтажа буксы. Необходимости в демонтаже буксы не было, также как и оснований для демонтажа буксового узла (основанием является проведение вибродиагностики с составлением протокола, в котором отображен показатель "брак", но вибродиагностический контроль произведен не был).
ОАО "РЖД" привлекая для выполнения текущего ремонта третьх лиц, несёт полную ответственность за их действия в том числе и за достоверность и обоснованность определения дефектов и способов их устранения.
Более того, колёсные пары изготовлены в ноябре 2018 г. на АО "Алтайвагон" и на них действует гарантия качества изготовителя. Проведение среднего ремонта производится с обязательным извещением изготовителя и в присутствии представителя изготовителя.
Представитель АО "Алтайвагон" для проведения среднего ремонта не вызывался.
Пунктом 5 статьи 709 ГК РФ определено, что если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика; заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора; в этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
При этом из приведенных положений статей 709 и 743 ГК РФ именно на подрядчика возложена обязанность по соблюдению процедуры согласования дополнительных объемов работ.
Производство среднего ремонта колесных пар не согласовывалось Истцом, о чём Истец составил письмо от 11.03.2020 N 50/1-624.
Доказательства неисправности не соответствия ширины корпуса буксы по направляющим для боковой рамы тележки допустимым размерам отсутствуют в материалах дела. Протокол вибродиагностического контроля и иные документы не представлены ответчиком ни истцу, ни суду.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2021 года по делу N А40-243169/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243169/2020
Истец: ООО "АРХБУМ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"