город Ростов-на-Дону |
|
03 августа 2021 г. |
дело N А32-8526/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Годунко А.С.,
при участии:
от истца: представитель Сурма Н.А. по доверенности от 15.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2021 по делу N А32-8526/2021
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тихорецк-Нафта" (ОГРН 1032330231207 ИНН 2354008184)
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее истец, ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тихорецк-Нафта" (далее - ответчик, ООО "Тихорецк-Нафта") о взыскании задолженности в размере 1 070 437 рублей 20 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5 858 рублей 08 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает неверным вывод суда, что вагоны подавались на выставочные пути, а памятки приемосдатчика не являются доказательствами занятости путей по причинам, зависящим от ответчика. Указывает на то, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания для необходимости представления истцом справки о занятости ж.д. путей ООО "Тихорецк-Нафта", выполненной на основании памяток приемосдатчика, и подтверждающей занятость путей необщего пользования вагонами, в то время как на станции находятся иные вагоны, простаивающие в ожидании подачи к фронту погрузки. Истец также указывает, что согласно памяткам приемосдатчика и уведомлениям о готовности вагонов к уборке в отдельных случаях имело место нарушение технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций, предусмотренного пунктом 12 договора. Заявитель жалобы также считает ошибочным вывод суда о несвоевременности подачи и уборки вагонов.
Истцом в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие направление копии апелляционной жалобы ответчику.
В представленном в материалы дела отзыве ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчиком направлено ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное участием представителя в другом судебном заседании. Также ответчик просит, в случае отказа в удовлетворении ходатайства об отложении, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, с учетом правовой позиции, изложенной в отзыве и судебной практики по данной категории дел.
Рассмотрев ходатайство, суд первой инстанции признал его не подлежащим удовлетворению, поскольку указанное заявителем обстоятельство не является предусмотренным статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отложения судебного разбирательства. Ответчик имел возможность обеспечить явку любого другого представителя в судебное заседание.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2017 подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов локомотивом ОАО "Российские железные дороги" на железнодорожной станции Тихорецкая СКЖД с железнодорожных путей необщего пользования ООО "Тихорецк-Нафта" осуществляется в соответствии с условиями договора N 89/2 от 02.04.2017 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Тихорецк-Нафта".
Из искового заявления следует, что в январе, феврале и марте 2020 года на путях общего пользования на железнодорожной станции Тихорецкая СКЖД в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика простаивали порожние вагоны для подачи на пути необщего пользования Ответчика под погрузку в связи с занятостью фронта выгрузки.
По данному факту, в соответствии с требованиями статей 39 и 119 УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) истцом были составлены акты общей формы, номера которых и даты их составления указаны в расчетах платы. Все акты общей формы были подписаны ответчиком с возражениями. В данных актах были зафиксированы обстоятельства, вызвавшие их составление с указанием причины задержки вагонов, времени начала и окончания простоя вагонов на путях общего пользования.
По мнению истца, занятость железнодорожных путей ответчика в периоды указанные в актах общей формы подтверждается как актами общей формы, так и памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава истец начислил ответчику плату в сумме 1 070 437,20 руб.
Истцом в адрес ответчика было направлено претензионное требование о выплате платы в добровольном порядке, оставленное ответчиком без удовлетворения.
На основании изложенного истец обратился в арбитражный суд с требованиями в защиту нарушенного права.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Частью 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава).
Статьей 39 Устава установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
При доказанности вины грузополучателя в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-38011/2012, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 308-ЭС14-8930 по делу N А53-4302/2014).
Согласно части 19 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
В соответствии со статьей 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе:
задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования;
задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения;
отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других).
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.7 Правил N 26, установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 3.5 Правил N 45 акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Кроме этого, при перевозке груза с сопровождением и охраной грузоотправителями, грузополучателями либо уполномоченными ими лицами акт общей формы может подписываться также и лицом, сопровождающим и охраняющим груз. Допускается оформление акта общей формы в пути следования одним уполномоченным представителем перевозчика на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи. В этом случае первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, подписывается составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей уполномоченных представителей перевозчика, передавших сведения, удостоверяющие обстоятельства составления акта общей формы.
Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Акты общей формы, удостоверяющие факт нахождения вагонов на путях ОАО "Российские железные дороги" ввиду непринятия их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, подписаны представителем ответчика с указанием: "с возражением".
Вместе с тем, в ответах на претензии истца ответчик указал, что задержка вагонов под выгрузкой на станции назначения произошла не по причинам, зависящим от ответчика. Ответчик соблюдает нормы погрузки (налива), но лишен возможности принимать вагоны из договорного расчета погрузки 270 вагонов в сутки из-за подачи вагонов истцом с большими интервалами и в количестве, превышающем дневную норму погрузки. К тому же, истец не подавал вагоны при наличии свободных путей, о чем ему сообщалось операторами.
Аналогичные ответы содержатся и в возражениях ответчика на акты общей формы (т. 1 л.д. 55-57, т. 3, л.д. 1-4, 115-117).
На основе исследования представленного ответчиком анализа занятости подъездных путей, судом установлены следующие обстоятельства.
В сутки 24.01.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 05 часов 25 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 05 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 08 часов 30 минут, а путь N 4 простаивал 10 часов 10 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230.
В результате чего выявлено, что в сутки 25.01.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 05 часов 00 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 30 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 01 час 45 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239.
В результате чего выявлено, что в сутки 26.01.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 05 часов 55 минут, а путь N 4 простаивал 05 часов 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 10 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 240, 241, 242, 243, 244, 245, 246, 247, 248.
В результате чего выявлено, что в сутки 28.01.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 05 часов 20 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 35 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 08 часов 55 минут, а путь N 4 простаивал 4 часа 35 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262.
В результате чего выявлено, что в сутки 29.01.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 01 час 10 минут, а путь N 4 простаивал 02 часа 30 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 0 часов 50 минут, а путь N 4 простаивал 7 часов 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 264, 263, 265, 266, 267.
В результате чего выявлено, что в сутки 01.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 05 минут, а путь N 4 простаивал 02 часа 25 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 25 минут, а путь N 4 простаивал 4 часа 10 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286.
В сутки 02.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 07 часов 25 минут, а путь N 4 простаивал 06 часов 50 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 02 часа 05 минут, а путь N 4 простаивал 02 часа 40 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298.
В сутки 03.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 6 часов 45 минут, а путь N 4 простаивал 4 часа 05 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 2 часа 05 минут, а путь N 4 простаивал 02 часа 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 299, 300, 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307.
В сутки 04.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 11 часов 05 минут, а путь N 4 простаивал 08 часов 25 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 02 часа 55 минут, а путь N 4 простаивал 4 часа 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 308, 309, 310, 311, 312,313, 314, 315, 316, 317, 318, 319.
В сутки 05.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 8 часов 25 минут, а путь N 4 простаивал 06 часов 00 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 04 часа 00 минут, а путь N 4 простаивал 05 часов 15 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 320, 321, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, 329, 330, 331.
В сутки 06.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 40 минут, а путь N 4 простаивал 4 часа 05 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 02 часа 25 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 40 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342,343.
В сутки 07.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 05 часов 50 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 04 часа 45 минут, а путь N 4 простаивал 05 часов 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 344, 345, 346, 347, 348, 349, 350, 351, 352, 353, 354, 355.
В сутки 08.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 55 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 07 часов 45 минут, а путь N 4 простаивал 3 часа 35 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 356, 357, 358, 359, 360, 361, 362, 363, 364, 365, 366, 367.
В сутки 09.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 07 часов 35 минут, а путь N 4 простаивал 06 часов 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 02 часа 40 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 30 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 1995.
В сутки 11.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 05 часов 10 минут, а путь N 4 простаивал 4 часа 00 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 09 часов 00 минут, а путь N 4 простаивал 09 часов 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 380, 381, 382, 383, 384, 385, 386, 387, 388.
В сутки 12.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 09 часов 00 минут, а путь N 4 простаивал 05 часов 55 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 12 часов 25 минут, а путь N 4 простаивал 07 часов 40 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 389, 390, 391, 392, 393, 394, 395, 396, 397, 398, 399, 400, 401, 402, 403.
В сутки 13.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 07 часов 15 минут, а путь N 4 простаивал 09 часов 10 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 05 минут, а путь N 4 простаивал 07 часов 50 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 404, 405, 406, 407, 408, 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415.
В сутки 14.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 10 часов 20 минут, а путь N 4 простаивал 08 часов 45 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 02 часа 45 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 15 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 416, 417, 418, 419, 420, 421, 422, 423, 424.
В сутки 15.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 6 часов 10 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 55 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 4 часа 50 минут, а путь N 4 простаивал 05 часов 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 427, 425, 426, 428, 429, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 436.
В сутки 16.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 9 часов 15 минут, а путь N 4 простаивал 6 часов 55 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 3 часа 00 минут, а путь N 4 простаивал 4 часа 15 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 437, 438, 439, 440, 441, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 448.
В сутки 17.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 30 минут, а путь N 4 простаивал 5 часов 25 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 05 часов 00 минут, а путь N 4 простаивал 06 часов 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 449, 450, 451, 452, 453, 454, 455, 456, 457, 458, 459, 460.
В сутки 18.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 10 часов 30 минут, а путь N 4 простаивал 08 часов 50 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 05 часов 00 минут, а путь N 4 простаивал 6 часа 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 461, 462, 463, 464, 465, 466, 467, 468, 469.
В сутки 19.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 17 часов 10 минут, а путь N 4 простаивал 16 часов 00 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 15 минут, а путь N 4 простаивал 3 часа 50 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 470, 471, 472, 473, 474, 475.
В сутки 22.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 50 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 45 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 50 минут, а путь N 4 простаивал 4 часа 50 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 482, 483, 484, 485, 486, 487, 488, 489, 490.
В сутки 23.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 15 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 46 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 06 часов 25 минут, а путь N 4 простаивал 7 часов 40 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 491, 492, 493, 494, 495, 496, 497, 498, 499, 500, 501, 503.
В сутки 24.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 25 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 45 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 05 часов 00 минут, а путь N 4 простаивал 06 часов 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 504, 505, 506, 507, 508, 509, 510, 511, 512, 513, 514, 515.
В сутки 25.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 05 часов 35 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 35 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 02 часа 50 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 516, 517, 518, 519, 520, 521.
В сутки 26.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 09 часов 55 минут, а путь N 4 простаивал 07 часов 00 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 04 часа 00 минут, а путь N 4 простаивал 05 часов 10 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 522,523, 524, 525, 526, 527, 528, 529, 530, 531, 532, 533.
В сутки 27.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 10 часов 25 минут, а путь N 4 простаивал 07 часов 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 20 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 534, 535, 536, 537, 538, 539, 540, 541, 542, 543, 544, 545.
В сутки 28.02.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 40 минут, а путь N 4 простаивал 00 часов 50 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 04 часа 20 минут, а путь N 4 простаивал 01 час 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 546, 547, 548, 549, 550.
В сутки 03.03.2020 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 05 часов 10 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 05 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 04 часа 40 минут, а путь N 4 простаивал 5 часов 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N565, 566, 567, 568, 569, 570,571, 572, 573.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Тихорецк-Нафта" при станции Тихорецкая СКжд, пунктом 12 установлена суточная перерабатывающая способность по наливу нефти - 270 вагонов-цистерн, при соблюдении технологического времени налива 54 вагонов-цистерн за 4 часа.
Ответчик в указанный период не нарушал технологическое время налива, однако погрузка 270 вагонов-цистерн в сутки не выполнена по причине длительных переподач вагонов со стороны истца. Из приведенного анализа следует, что, занятость фронта возникла по не зависящим от ответчика причинам, а по вине истца, выраженной в несвоевременной уборке груженных составов с подъездного пути необщего пользования ответчика.
По смыслу частей 11 и 12 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы железнодорожных путей необщего пользования вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (в том числе на конечных и промежуточных станциях) только в случаях, когда вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от указанных лиц.
Следовательно, для взыскания платы перевозчик должен обосновать не исполнение им самим перевозочных обязательств надлежащим образом, а нарушение грузополучателем норм и правил, действующих в сфере железнодорожной перевозки, а также договорных обязанностей, повлекших простой вагонов на путях общего пользования.
С учетом указанного положения апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что истец представил достаточные доказательства, подтверждающие занятость фронтов выгрузки ранее поданными вагонами.
Суд первой инстанции на основе оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к правильному выводу о том, что указанные доказательства не подтверждают занятость путей необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
Акты общей формы о задержке вагонов на путях общего пользования нарушении по причинам, зависящим от общества с ограниченной ответственностью "Тихорецк-Нафта", подписаны ответчиком с разногласиями, относящимися к указанной в акте причине задержки поездов, как зависящей от ответчика. Сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ООО "Тихорецк-Нафта".
Доказательств нарушений ответчиком технологических норм выгрузки истцом в большинстве случаев не представлено.
Относительно тех случаев, когда истец, ссылаясь на памятки приемосдатчика и уведомления о готовности вагонов к уборке утверждает, что имело место нарушение технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций, предусмотренного пунктом 12 договора, суд апелляционной инстанции отмечает, что представленные истцом ведомости подачи и уборки вагонов и памятки приемосдатчика не свидетельствуют о наличии причинной связи между нарушением ответчиком норм погрузки и невозможностью принятия спорных вагонов на пути необщего пользования.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания для представления справки о занятости ж.д. путей ООО "Тихорецк-Нафта".
Между тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что справка о занятости железнодорожных путей ООО "Тихорецк-Нафта", выполненная на основании памяток приемосдатчика, на которую ссылается истец, была предметом рассмотрения судами по делам N N А32-19617/2020 и А32-30180/2020.
Судами установлено, что отраженная в ней занятость путей необщего пользования в спорный период при наличии вагонов, готовых к подаче, не означает, что эта занятость возникла по причинам, зависящим от ответчика.
Доказательств несвоевременного сообщения о дате и времени окончания грузовой операции по погрузке вагона и готовности его к уборке, направления истцу отказов в приеме вагонов под погрузку и невозможности погрузки вагонов, и наличия иных причин задержки, связанных с ответчиком, в материалы дела также не представлено.
При недоказанности данных обстоятельств иные доводы апелляционной жалобы не имеют значения для правильного разрешения спора. К тому же указанные доводы были предметом оценки суда первой инстанции, который обоснованно отклонил их по основаниям, изложенным в описательной части настоящего постановления.
С учетом изложенного, судом первой инстанции было обоснованно отказано в удовлетворении требования о взыскании платы за нахождение в спорный период вагонов на путях общего пользования.
Ввиду отсутствия оснований для удовлетворения требования о взыскании задолженности, требование о начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на непризнанную сумму долга, также правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 по делу N А32-19617/2020, от 22.07.2021 по делу N А32-30180/2020 с участием тех же сторон и аналогичными обстоятельствами.
Таким образом, суд первой инстанции принял верное решение по делу. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2021 по делу N А32-8526/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8526/2021
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Тихорецк-Нафта"