г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А56-100137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лиозко В.И.
при участии:
от заявителя: Дятлов М.А. (доверенность от 21.07.2021)
от заинтересованного лица: 1. Мороз Е.Д. (доверенность от 23.12.2020), 2. Гинева И.Н. (доверенность от 11.01.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19592/2021) АО "БТК Девелопмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2021 по делу N А56-100137/2020 (судья Геворкян Д.С.), принятое
по заявлению АО "БТК Девелопмент" о признании, обязании,
заинтересованные лица: 1)Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу; 2)Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Городское управление кадастровой оценки",
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "БТК девелопмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд года Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление) и Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Кадастровая оценка" (далее - Учреждение) о признании незаконным действия Управления по направлению в Учреждение сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 (Административно-торговый комплекс, адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 73, лит. А), влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, осуществленное в период с 03.12.2019 по 06.12.2019, признании незаконным акта об определении кадастровой стоимости от 12.12.2019 N 211, составленного Учреждением, в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 (Административно-торговый комплекс, адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 73, лит. А), признании незаконным действия Учреждения по направлению в Управление сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 (Административно-торговый комплекс, адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 73, лит. А) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки, осуществленное в период с 12.12.2019 по 17.12.2019, признании незаконным действия Управления по внесению 17.12.2019 в Единый государственный реестр недвижимости сведений о новом размере кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 (Административно-торговый комплекс, адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 73, лит. А), обязании Управления внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 (Административно-торговый комплекс, адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 73, лит. А) в период с 01.01.2018 по дату очередной кадастровой оценки стоимости сумму в размере 596 283 895 руб. 97 коп.
Решением от 22.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, указывая, что порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, установлен ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Закон о регистрации) и не предполагает изменение сведений, содержащихся в ЕГРН, в том числе изменение кадастровой стоимости объекта в порядке ст. 16 Закона о регистрации, оспариваемое увеличение кадастровой стоимости путем инициации Управлением посредством незаконной повторной оценки и внесение в ЕГРН 17.12.2020 новой кадастровой стоимости привело к увеличению налогооблагаемой базы по имущественному налогу за 2020 и соответственно нарушению прав Общества.
Учреждение, Управление возразили против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке
Как следует из материалов дела, Общество является собственником административно-торгового комплекса (назначение нежилое, 6-8 этажный (подземных этажей -1), общей площадью 12 645,7 кв.м, с кад.N 78:32:0001257:1018, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 73, лит А, с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 (далее - здание), о чем в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сделана запись от 25.07.2013 N 78-78-30/025/2013-033.
Как указывает заявитель, при получении 11.08.2020 выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 09.08.2020 заявителю стало известно, что Управлением 17.12.2019 внесены изменения в сведения ЕГРН о кадастровой стоимости здания, вместо определенной по состоянию на 01.01.2018 кадастровой стоимости в размере 596 283 895 руб. 97 коп. в ЕГРН внесена стоимость в размере 885 300 152 руб. 95 коп., определенная по состоянию на 03.12.2019.
Для выяснения оснований и обстоятельств изменения кадастровой стоимости здания Общество обратилось с запросами от 12.08.2020 N 3176704 и от 12.08.2020N 5-13596ЭЛ в Управление Росреестра и запросом от 02.09.2020 N 160-обр в СПБ ГБУ "Кадастровая оценка", по результатам которых Обществу стало известно, что 03.12.2019 Управлением произведено исправление ошибки в сведениях ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 в части указания наименования здания и количества этажей, в связи с чем Управлением Росреестра направлены сведения в СПб ГБУ "Кадастровая оценка" с целью определения кадастровой стоимости здания. Учреждение осуществило расчет новой кадастровой стоимости здания, определив ее в размере 885 300 152 руб. 95 коп. по состоянию на 03.12.2019, утвержденной актом об определении кадастровой стоимости от 12.12.2019 N 211.
Управлением 17.12.2019 в ЕГРН внесены сведения о новой кадастровой стоимости здания.
Полагая действия Управления и действия Учреждения по внеочередному определению кадастровой стоимости и внесению изменений в ЕГРН в части указания новой кадастровой стоимости здания незаконными, нарушающими права и законные интересы собственника недвижимости, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований правомерно, обжалуемое решение не подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Вместе с тем заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.
В силу части 2 статьи 7 Закона о регистрации ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости, реестра прав, ограничении прав и обременений, реестровых дел.
Орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 7 Закона о регистрации).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости часть 2 названной статьи относит характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу части 3 статьи 8 Закона о регистрации к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 данного Закона вносятся в уведомительном порядке.
К числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, подлежащих внесению в кадастр недвижимости, относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (пункт 1 части 5 статьи 8 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 61 Закон о регистрации под ошибками, содержащимися в ЕГРН, понимаются:
техническая ошибка в записях - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН;
реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации.
В силу положений части 1 и части 3 статьи 61 Закона о регистрации исправление регистрирующим органом как технической ошибки в записях, так и реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются нормами Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга проводится на основании сведений, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень). Перечень в соответствии с положениями Федерального закона N 237-ФЗ сформирован Управлением и передан в Учреждение в феврале 2018 года.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках проведения государственной кадастровой оценки в 2018 году нежилое здание с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 поступило в составе Перечня, согласно сведениям которого по состоянию на 01.01.2018 наименование здания - "6-8", этажей всего 1, в том числе подземный этаж 1, исходя из указанных характеристик кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена в размере 596 283 895 руб. 97 коп.
Вместе с тем, данные сведения о спорном здании являлись недостоверными в части наименования здания и его этажности, 03.12.2019 в сведения ЕГРН внесены изменения в отношении наименования -"Административно-торговый комплекс" и количества этажей объекта оценки - 6-8.
Кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости. К недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 16 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
После внесения в отношении спорного здания достоверных сведений Учреждением определена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 03.12.2019 (дату внесения изменений в ЕГРН в отношении объекта недвижимости) в размере 885 300 152 руб. 95 коп., о чем был составлен акт об определении кадастровой стоимости от 12.12.2019 N 211.
Таким образом, оспариваемые Обществом действия Управления и Учреждения были связаны с устранением допущенной ошибки при определении кадастровой оценки в 2018, проведенной на основании недостоверных сведений относительно объекта недвижимости Общества.
Обществом не доказано наличие нарушенного права, в защиту которого предъявлено настоящее заявление, на несоответствие внесенной в ЕГРН кадастровой стоимости с учетом фактических характеристик здания Общество не ссылается.
Учитывая изложенное, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены или изменения решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2021 по делу N А56-100137/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-100137/2020
Истец: АО "БТК ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ