г. Москва |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А40-24529/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поташовой Ж.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "МЖС Груп"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2021, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-24529/21 (145-173)
по заявлению Прокуратуры московского метрополитена города Москвы
к ООО "МЖС Груп"
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура московского метрополитена города Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "МЖС Груп" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2021 заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2021 вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в действиях общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить по основаниям, изложенным в ней.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не усматривает оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой московского метрополитена города Москвы проведена проверка соблюдения требований законодательства о лицензировании и об отходах производства и потребления в деятельности ООО "МЖС Груп".
В ходе проверки установлено, что ООО "МЖС-Груп" осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности на основании контракта N 0373200082120000559, заключенного 18.09.2020 с ГУП "Московский метрополитен".
В соответствии с условиями контракта соответствующие виды деятельности оказываются, в том числе на территории электродепо "Братеево" Московского метрополитена.
Данная деятельность ООО "МЖС-Груп" осуществляется на основании лицензии по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности N 77-377 от 02.06.2016, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Место нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности определено по адресу: г. Москва, п. Краснопахорское, вблизи д. Софьино, г. Москва, Поселение Сосенское, деревни Сосенки, дом 73.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ООО "МЖС-Груп" зарегистрировано по юридическому адресу: г. Москва, ул. Автомоторная, д. 7, эт. 2, пом. 5, ИНН 7751527202, ОГРН 1147748030836.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "МЖС-Груп" использует специализированное транспортное средство "МКБ 7017 F 2" регистрационный знак "М 676 АВ 797", принадлежащее на праве собственности ООО "МЖС-Груп" ИНН 7751527202 на основании паспорта транспортного средства серии 77 РК N 097712, выданного 13.11.2019 и поставленного на учет в РЭО ОГИБДЦ МУ МВД России "Пушкинское" 16.07.2020.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее-Закон N 99-ФЗ) под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании ч. 2 ст. 2 Закона N 99-ФЗ, задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.201 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.
Лицензионные требования при обращении с отходами I - IV классов опасности, установлены пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290.
Понятие "транспортирование отходов" дано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому "транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах".
В силу п.п. "б" п. 3 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290, одним их лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами в части выполнения работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности, является наличие у лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" транспортирование отходов должно осуществляться при наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
На основании ч. 1 и ч. 3 ст. 3 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ утверждены правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
В соответствии с п. 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и указанными Правилами.
Образцы знаков опасности, которые должны быть установлены на транспортных средствах, используемых для транспортирования отходов, содержатся в Главе 5.2 "Маркировка и знаки опасности" Приложения "В" Европейские соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Более того, транспортные средства должны быть снабжены табличкой оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером ООН, пример которой содержится в п.п. 5.3.2.2.3 п. 5.3.2.2 Главы 5.3 "Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах" Приложения В ДОПОГ.
В соответствии с п.п. 5.3.1.3, 5.3.1.4.1 п. 5.3.1 Главы 5.3 "Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах" Приложения "В" ДОПОГ, если информационное табло, прикрепленные к контейнерам не видны снаружи перевозящих их транспортных средств, то такие же информационные табло должны также прикрепляться к обеим боковым сторонам и сзади транспортного средства.
Таким образом, транспортные средства, осуществляющие транспортирование отхода I-IV класса опасности, должны быть обеспечены:
- табличками оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером опасного вещества по классификации Организации Объединенных Наций (N ООН);
- информационными табло: знак опасности груза с указанием его класса опасности.
Кроме того, ГОСТ EN 1501-2-2012 "Мусоровозы. Общие технические требования и требования безопасности. Часть 2. Мусоровозы с боковой загрузкой" устанавливает технические требования и требования безопасности, позволяющие уменьшать риски, возникающие в результате опасностей, которые могут возникать в процессе эксплуатации и технического обслуживания мусороуборочных транспортных средств с боковой загрузкой, предназначенных для сбора, транспортирования и выгрузки твердых бытовых отходов.
В ходе проверки, проведенной 25.01.2021 в период времени с 08 часов 00 минут по 08 часов 30 минут по адресу: г. Москва, ул. Кольская влад. 4, установлено, что транспортное средство, предназначенное и фактически используемое для транспортирования отходов I - IV класса опасности, не снабжено и не оснащено:
1. Специальными знаками, что является нарушением подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290.
2. Табличками оранжевого цвета, соответствующих положениям п. 5.3.2.2.1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОЛОГ).
Таким образом, при осуществлении лицензируемого вида деятельности ООО "МЖС-Груп" допущены нарушения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Установив описанные обстоятельства, прокуратура пришла к выводу о наличии в действиях Общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
03.02.2021 в соответствии с положениями ст. 28.4 КоАП РФ прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое с материалами проверки и заявлением, в соответствии с положениями ст. 23.1 КоАП РФ направлено в суд.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии).
Рассмотрев представленные сторонами доказательства, в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд пришел к верному выводу о доказанности Заявителем наличия события вменяемого Обществу правонарушения.
Доводы жалобы о том, что надзорные функции прокурора, закрепленные в статье 24.6 КоАП РФ, не распространяются на сферу производства по делам об административных правонарушениях в судах и постановление прокуратуры от 03.02.2021, вынесенное в отношении ООО "МЖС-Груп" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подлежало передаче в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу для обращения в суд с целью привлечения ООО "МЖС-Груп" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании норм закона.
Так, ст. 24.6 КоАП РФ установлено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Таким образом, данная норма закона не регулируют правоотношения в области реализации прокурором предоставленных ему полномочий в области осуществления производства по делам об административных правонарушениях.
В частности, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ закреплено право прокурора возбудить дело о любом другом (не относящемся к его исключительной компетенции) административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Московского метрополитена на основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и поступившей информации, в период времени с 22.01.2021 по 19.02.2021 проведены проверки исполнения ООО "МЖС-Груп" требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства об обращении с отходами на объектах Московскою метрополитена, указанных в контракте N 0373200082120000559, заключенного между ГУП "Московский метрополитен" и ООО "МЖС-Груп" 18.09.2020, в ходе которых выявлены нарушения.
По фактам выявленных нарушений, прокуратурой в отношении юридического лица ООО "МЖС-Груп" возбуждены два производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, которые в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, направлены на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
В силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, относится к компетенции судей арбитражных судов.
Таким образом, направление материалов дела, в рассматриваемом случае, в Арбитражный суд г. Москвы является правомерным.
Учитывая изложенное, положения ст. 24.6 КоАП РФ не имеют отношениям к сложившимся правоотношениям и не подлежат применению к ним, направление прокуратурой материалов дела в Арбитражный суд г. Москвы является законным решением, основанным на требованиях действующего законодательства об административных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о привлечении к административной ответственности дважды за совершение деяний, которые фактически являются эпизодами одного административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, что противоречат ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, подлежат отклонению, исходя из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Из материалов проверки, проведенной прокуратурой, следует, что 22.01.2021 с 10 часов 00 минут по 11 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Бесединское шоссе д. 17, стр. 1 ООО "МЖС-Груп" допущены нарушения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производствами потребления", которые заключались в не оснащении ООО "МЖС-Груп" специализируемого и фактически используемого для транспортирования отходов I IV класса опасности транспортного средства марки "DF 1065-К" регистрационный знак: "А 106 СО 197", специальными знаками и табличками оранжевого цвета.
Нарушения аналогичного характера допущены ООО "МЖС-Груп" 25.01.2021, которые выявлены в тот же день при проведении прокуратурой проверки в период с 08 часов 00 минут по 08 часов 30 минут по адресу: г. Москва, ул. Кольская, влад. 4. Допущенные обществом нарушения заключались в не оснащении ООО "МЖС- Груп" специализируемого и фактически используемого для транспортирования отходов I - IV класса опасности транспортного средства марки "МКБ 7017 F 2" регистрационный знак: "М 676 АВ 797", специальными знаками и табличками оранжевого цвета.
Таким образом, правонарушения совершены обществом в разное время и в разных местах с использованием различных транспортных средств для осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Учитывая изложенное, ООО "МЖС-Груп" в вышеуказанные время и место совершены два административных правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, наказание за совершение которых в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ подлежит назначению за каждое из них.
Ссылки заявителя жалобы на непредоставление специализированной прокуратурой документов, подтверждающих, что водитель транспортного средства являлся сотрудником ООО "МЖС-Груп", отклоняются апелляционным судом.
Прокуратурой Московского метрополитена в ходе проведения проверки деятельности ООО "МЖС-Груп" затребованы путевые листы на специализированные транспортные средства ООО "МЖС-Груп", которые приобщены к материалам дела.
Из содержания путевого листа ООО "МЖС-Груп" следует, что 25.01.2021 при осуществлении ООО "МЖС-Груп" деятельности по сбору и транспортированию отходов с территории электродепо "Свиблово", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кольская, влад. 4, водителем специализированного транспортного средства (мусоровоза) марки "МКБ 7017 F 2" регистрационный знак: "М 676 АВ 797" являлся Чесноков Александр Юрьевич.
Таким образом, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие осуществление обществом лицензируемого вида деятельности с использованием обозначенного транспортного средства с нарушением установленных законом требований.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Подача апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2021 по делу N А40-24529/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24529/2021
Истец: ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
Ответчик: ООО "МЖС ГРУП"