город Ростов-на-Дону |
|
03 августа 2021 г. |
дело N А01-1721/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей И.Н. Глазуновой, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовым А.А.,
при участии:
от истца: Шакова М.М. по доверенности от 21.07.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания", товарищества собственников жилья "Центр"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 04.06.2021 по делу N А01-1721/2018
по иску акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
к товариществу собственников жилья "Центр",
при участии третьего лица: Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея,
о взыскании задолженности, пени
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к товариществу собственников жилья "Центр" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании 249957 руб. 86 коп. задолженности и 70430 руб. 58 коп. пеней за период с 30.05.2018 по 05.04.2020 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - управление).
Решением от 29.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2020, с ответчика в пользу истца взыскано 249957 руб. 86 коп. задолженности, 57625 руб. 04 коп. пеней с 30.05.2018 по 05.04.2020, 12410 руб. 12 коп. расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2020 решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.06.2020 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.06.2021 исковые требования удовлетворены частично. С товарищества в пользу общества взысканы задолженность по оплате корректировки платы за отопление по ОДПУ в размере 220784 руб. 52 коп., пеня за период с 30.05.2018 по 05.04.2020 в размере 59199 руб. 32 коп., государственная пошлина в сумме 11095 руб. 42 коп., а всего - 291079 руб. 26 коп.
Суд отклонил доводы ответчика о невозможности корректировки оплаты за коммунальную услугу по отоплению за два календарных месяца ввиду отсутствия показаний приборов учета за полный календарный год как противоречащие нормам права.
Применив положения пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд отказал во взыскании стоимости части объема потребленной тепловой энергии в нежилых помещениях за период с января 2017 года по апрель 2017 года.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований суд произвел перерасчет подлежащей уплате неустойки за период с 30.05.2018 по 05.04.2020.
Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить иск в полном объеме.
По мнению истца, на управляющей организации лежит обязанность по организации перехода собственников нежилых помещений МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. У общества отсутствовали сведения о наличии нежилых помещений, товарищество не исполнило возложенную на него обязанность сообщить ресурсоснабжающей организации сведения о собственниках нежилых помещений.
Товарищество также обжаловало решение суда первой инстанции, просило его отменить, принять новый судебный акт и отказать в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к тому, что фактически принятое количество тепловой энергии оплачено в полном объеме. Суд при новом рассмотрении необоснованно удовлетворил ходатайство об уточнении исковых требований. Корректировка платы за отопление проведена истцом с нарушением. Судом не проверен довод ответчика о переплате.
В отзыве на апелляционную жалобу товарищества общество жалобу не признало, просило решение суда оставить без изменения, указав на проведение корректировки размера платы за отопление в соответствии с Правилами N 354.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Ответчик явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав представителя истца, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела, 07.04.2014 общество (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ (исполнитель) заключили договор N 1076 снабжения коммунальными ресурсами на отопление и горячее водоснабжение (далее - договор).
В соответствии с пунктом 2.1. договора ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять через присоединенную тепловую сеть по закрытой/открытой схеме теплоснабжения, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, оплачивать поставленный объем коммунального ресурса, обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем и приборов коммерческого учета, с использованием которых осуществляется потребление и учет коммунальных ресурсов, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Согласно пункту 4.1. договора объем отпущенной/принятой по настоящему договору тепловой энергии определяется по вводным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии, установленным на границе раздела сетей исполнителя и теплоснабжающей организации и введенными в эксплуатацию в установленном порядке. При отсутствии на границе раздела сетей приборов учета, объем отпущенной/принятой тепловой энергии определяется на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных уполномоченным органом (пункт 4.3. договора).
Пунктом 5.1. договора установлено, что оплата услуг производится исполнителем по тарифам, утвержденным для ресурсоснабжающей организации, в соответствии с действующим законодательством. Изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления и вводится в действие со дня, указанного в законодательных и нормативных актах. Информация об установленных тарифах предоставляется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 5.2. договора объем отпущенной/принятой по настоящему договору тепловой энергии определяется по вводным коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии, установленных на границе раздела сетей исполнителя с сетями РСО и введенными в эксплуатацию в установленном порядке. Счета на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению датируются за месяц последним календарным днем каждого месяца и включают в себя размер платы за отопление и ГВС: в многоквартирных домах с установленными коллективными (общедомовыми) приборами учета на отопление - исходя из 1/12 объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (пункт 5.3. договора).
В соответствии с пунктом 7.2. договора, последний вступает в силу с момента его подписания и подписания всех приложений к нему и распространяет действие на взаимоотношения сторон с 01.04.2014 и действует до 31.12.2014, а по расчетам до полного их исполнения. Договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока его действия не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
Товарищество является исполнителем коммунальной услуги по отоплению для собственников помещений в МКД N 23 по ул. Ленина в г. Майкопе.
Общество поставляет в названный МКД тепловую энергию.
Указанный МКД оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ), допущенным к эксплуатации с ноября 2016 года.
В марте 2018 года компания скорректировала товариществу плату за отопление за период с 13.11.2016 по 30.06.2017 и выставила счет от 31.03.2018 N МТС00000002337 на 470197 руб. 61 коп.
Наличие у товарищества перед обществом долга в размере 249957 руб. 86 коп. (уточненные требования) послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Товарищество не согласно с начислением платы за отопление при отсутствии сведений о фактических показаниях приборов учета за текущий год, считает завышенным объем теплопотребления на отопление в МКД на сумму 312660 руб. 25 коп. при корректировке платы.
Отменяя решение и апелляционное постановление, суд кассационной инстанции указал, что суды не выяснили и из расчетов не усматривается, какая часть взыскиваемой истцом задолженности приходится на нежилые помещения. Кроме того, судами не проверен довод ответчика об имевшей место переплате за спорный период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, установлен в Правилах N 354.
В силу пункту 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к данным правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 3 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3, согласно которой объем потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии при оплате равномерно в течение календарного года определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
Данный пункт также предусматривает возможность расчетного метода определения указанного объема в случаях, предусмотренных пунктом 59 (1) Правил N 354.
В пункте 59 (1) Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного объема потребления за отопительный период, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных, домах и жилых домов" (далее - постановление N 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части расчета платы за отопление разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Кабинет Министров Республики Адыгея постановлением от 14.09.2012 N 194 "О применении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению" при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению установил применение Порядка расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.
На основании пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признаны утратившими силу Правила N 307, за исключением пунктов 15 - 28 данных Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу с 01.07.2016.
Таким образом, в части расчета размера платы за отопление правоотношения до 01.07.2016 регулировались Правилами N 307, с 01.07.2016 - Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формула 3(1), которая содержится в пункте 3(1) приложения N 2 к Правилам применяется для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года. Эта формула учитывает: общую площадь 1-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; установленный тариф на тепловую энергию.
Согласно Правилам N 354 (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений) корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 1-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенного по формуле 3(1), производится исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле 3(2):
где:
Рk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
PfN .i -общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Для показателя Рk.пр - размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год, требуются показания прибора учета за данный период.
В соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода, - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формуле 3 (1) из приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42 (1), 59 (1) и 60 (1) Правил N 354 (Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства N 603").
Доводы апелляционной жалобы товарищества о неправильном проведении обществом корректировки подлежат отклонению.
Подпункт 3 пункта 2 (касающийся корректировки по формуле 8), подпункты 3 и 5 пункта 3 приложения 2 Правил N 307 о ежегодной корректировке исполнителем размера платы за отопление по изложенным в них формулам 8, 10, 11 являлись предметом проверки в решении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 N ГКПИ10-1499 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307" и признаны соответствующими действующему законодательству.
При этом Верховный Суд Российской Федерации отметил следующее.
Действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Из анализа составляющих формул 7 и 9, изложенных в подпункте 2 пункта 2 и подпункте 2 пункта 3 приложения 2 Правил N 307, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.
Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии по формулам 8 и 10.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации из содержания формул 8 и 10 следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективного (общедомового) прибора учета и показаний индивидуального прибора учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям приборов учета и нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета.
Корректировка размера платы производится не за каждый расчетный период в отдельности, то есть за календарный месяц (пункт 37 Правил N 354), а за прошедший год.
Аналогичный порядок расчета платы за отопление установлен с 01.07.2016 Правилами N 354.
В пункте 2 Правил N 354 определено, что норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных названными правилами (абзац тринадцатый).
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, в том числе при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, для муниципального образования "Майкопский район" в 2016 году установлены приложениями к приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 168-п.
Применение норматива в составе фактического объема потребления коммунального ресурса по отоплению при корректировке размера платы обусловлено, в данном случае, объективной невозможностью определить действительный количественный показатель объема потребления ресурса, в отсутствие работающего (введенного в эксплуатацию) общедомового прибора учета. Норматив потребления же является объективным показателем, отражающим фактический объем предоставляемых коммунальных услуг, и рассчитывается на основании утвержденных Правительством Российской Федерации методов и формул.
Таким образом, при корректировке применяются показатели размера платы, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и показаний индивидуального прибора учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления, что соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичное разъяснение содержит письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04: за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354.
Исчисленные таким образом показатели объема потребления коммунальной услуги отопления и платы за данную коммунальную услугу принимаются при корректировке размера платы за коммунальную услугу отопления в многоквартирном доме, в связи с чем отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии в период с января 2016 года по ноябрь 2016 года и отсутствие за этот период измерений объема тепловой энергии данным прибором учета не свидетельствует о невозможности корректировки платы с января по декабрь 2016 года.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2018 N 309-КГ18-14301.
Корректировка платы по отоплению производилась за период с 13.11.2016 по 31.12.2016.
Цель корректировки заключается в приведении объема тепловой энергии, оплачиваемой потребителями, в соответствие с объемом, поставленным в дом в целом. Путем корректировки плата за отопление для населения приводится в соответствие со стоимостью тепловой энергии, которую исполнитель коммунальных услуг обязан оплатить ресурсоснабжающей организации. Корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную в 2016 году, производится исполнителем в соответствии с формулой 3.4 приложения N 2 к Правилам N 354 в декабре 2016 года с отражением результатов корректировки в платежных документах, содержащих информацию о внесении платы за коммунальную услугу по отоплению, за декабрь 2016 года или январь 2017 года.
В связи с тем, что начисление платы за отопление по многоквартирному дому по адресу: ул. Ленина, 23 в городе Майкопе было произведено ресурсоснабжающей организацией в 2016 году исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий (2015) год, ресурсоснабжающей организацией ТСЖ "Центр" была доначислена разница за объем тепловой энергии, фактически поставленной в указанный многоквартирный дом в 2016 году.
Обществом товариществу предъявлен счет на оплату корректировки N МТС00000002337 от 31.03.2018: корректировка платы по ОПУ за 2017 год в размере 157537 руб. 36 коп., корректировка платы по ОПУ за 2016 год в размере 312660 руб. 25 коп., а всего на сумму 470197 руб. 61 коп.
Корректировка размера платы за отопление за период с 13.11.2016 по 30.06.2017 произведена в соответствии Правилами N 354 по формуле N 3(4):
Pi = Pkpi - PN pi,
где:
Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3 1 и 3 3 исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3 5, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59 1 и 60 1 Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
PN pi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3 1 и 3 3, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3 5, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Корректировка размера платы за отопление за период с 13.11.2016 по 30.06.2017 составила 211,879 Гкал, на сумму 470197 руб. 61 коп.
Судом также установлено, что в корректировку платы по отоплению по показаниям узла учета входит объем потребления коммунальных ресурсов нежилыми помещениями общей площадью 217 кв.м, которые в силу закона обязаны были заключить договор с ресурсоснабжаюшей организацией, в связи с чем из суммы удовлетворенного основного дога исключен объем потребления нежилых помещений в размере 29173 руб. 34 коп., определенный по формуле 3 Правил N 354.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанного вывода и удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Правила N 354.
В силу абзаца третьего пункта 6 новой редакции Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Указанная норма носит императивный характер и обязывает собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию перейти на прямые расчеты путем заключения соответствующего договора ресурсоснабжения.
При этом управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив (далее - управляющая организация) предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (абзац 4 пункта 6 Правил N 354).
Согласно абзацу пятому пункта 6 Правил N 354 в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
В соответствии с пунктом 43 Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.
Пунктом 42(1) Правил N 354 регламентировано, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (абзац первый). При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац второй). В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий). В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац четвертый). При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды (абзац пятый). При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта (абзац шестой). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(5) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии (абзац седьмой).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что в корректировке платы за 2017 год содержатся объемы потребления нежилыми помещениями за 2017 год, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению с начала отопительного сезона обязанность по проведению в соответствии с пунктом 42(2) Правил N 354 корректировки размера платы, начисленной в соответствии с пунктом 42(1) данных Правил, у общества возникла только в отношении собственников жилых помещений, поскольку начисление платы (в рамках которой производится корректировка размера) собственникам нежилых помещений следовало выставлять каждому собственнику нежилого помещения.
Определение объема тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, на основании показаний ОДПУ, не противоречит подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в соответствии с которым объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный ОДПУ, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Товарищество в апелляционной жалобе полагает, что судом первой инстанции не проверены доводы ответчика о наличии переплаты. Между тем, по мнению ответчика, данная переплата основана на необоснованном проведении обществом корректировки оплаты спорного коммунального ресурса. Принимая во внимание, что в рамках настоящего дела установлен факт правомерного применения обществом корректировки в спорный период, доводы о переплате не нашли своего документального подтверждения.
Одновременно с требованием о взыскании основного долга истец просил взыскать с ответчика пени, начисленные на основании пункта 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 30.05.2018 по 05.04.2020 в сумме 70430 руб. 58 коп.
Установив, что ответчик своевременно стоимость потребленной тепловой энергии не оплатил, и руководствуясь статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд признает обоснованным требование истца о взыскании с ответчика законной неустойки с учетом произведенного судом первой инстанции перерасчета за период с 30.05.2018 по 05.04.2020 в размере 59199 руб. 32 коп. Расчет неустойки также проверен в апелляционном порядке. Оснований для отказа в удовлетворении иска в указанной части не установлено.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Данные доводы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.06.2021 по делу N А01-1721/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1721/2018
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания" в лице фиоиала "Майкопские тепловые сети", АО Филиал "Автономная теплоэнергетическая компания" "Майкопские тепловые сети"
Ответчик: ТСЖ "Центр"
Третье лицо: Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10153/20
03.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12722/2021
04.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1721/18
02.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10153/20
04.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12561/20
29.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1721/18