г. Москва |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А41-80991/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Муриной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.05.2021 по делу А41-80991/20 по заявлению НАО "Авиа Групп" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании,
при участии в заседании:
от НАО "Авиа Групп" - Кривега Е.И. по доверенности от 01.04.2021;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
НАО "Авиа Групп" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации прав по заявлениям N N MFC-0555/2020-591577-1, MFC-0555/2020-591577-2, MFC-0555/2020-591577-3 от 26.08.2020, выраженное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-12882273/1 от 09.09.2020, обязать осуществить государственную регистрацию права собственности за НАО "Авиа Групп" по заявлениям NN MFC-0555/2020-591577-1, MFC-0555/2020-591577-2, MFC-0555/2020-591577-3 от 26.08.2020 и обязании осуществить государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.05.2021 по делу N А41-80991/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником недвижимого имущества, перешедшего к нему в порядке универсального правопреемства от АО "АНТЦ", в связи с реорганизацией в форме присоединения последнего к НАО "Авиа Групп".
26.08.2020 НАО "Авиа Групп" на государственную регистрацию прав в был представлен комплект документов для регистрации прав на следующие объекты: земельный участок с кадастровым N 77:09:0007001:3, площадью 88 185 кв. м (заявление о регистрации N MFC-0555/2020-591577-3 от 26.08.2020); помещение с кадастровым N 50:10:0030102:367, общей площадью 12 425 кв. м, расположенное на земельном участке N 77:09:0007001:3 (заявление о регистрации N MFC-0555/2020-591577-1 от 26.08.2020); земельный участок с кадастровым N 77:09:0007000:3, площадью 39 523 кв. м (заявление о регистрации N MFC-0555/2020-591577-2 от 26.08.2020).
09.09.2020 вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-12882273/1 в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 77:09:0007001:3 имеет статус "Архивный".
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 29 Закона N 218-ФЗ).
В связи с присоединением АО "АНТЦ" к НАО "Авиа Групп" обществом на регистрацию права собственности ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости был подан соответствующий комплект документов в отношении объектов недвижимости. Замечаний относительно комплекта предоставленных документов от заинтересованного лица не поступало.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации управление указало, что государственная регистрация прав приостанавливается в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:10:0030102:367 в связи с тем, что земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимости, имеет статус "Архивный".
Между тем, в уведомлении о приостановлении не указано, по какому основанию приостановлена государственная регистрация в отношении другого земельного участка с кадастровым номером 77:09:0007000:3 и каким образом статус земельного участка влияет на регистрацию помещения с кадастровым номером 50:10:0030102:367, расположенного на данном земельном участке.
Более того, согласно п. 12 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" в кадастре недвижимости статус "архивная" присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.
Снятие с учета земельного участка происходит по решению собственника при перераспределении, объединении, разделении и т.п. земельного участка; при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 70 Закона N 218-ФЗ.
Однако, ни АО "АНТЦ" (бывший собственник), ни общество (новый собственник) не совершали указанных действий по перераспределению, объединению, разделению и т.п. со спорным земельным участком.
Согласно ст. 70 Закона N 218-ФЗ земельный участок снимается с кадастрового учета: в случае, если земельный участок учтен до 01 марта 2008 года и правообладателю земельного участка было направлено уведомление о необходимости зарегистрировать право, однако в течение шести месяцев со дня направления такого уведомления правообладатель не зарегистрировал на него свое право; в случае, если земельный участок имеет статус "временный" и до 1 марта 2022 года, правообладатель не зарегистрирует на него права.
Однако, права на земельный участок 77:09:0007001:3 общей площадью 88 185 кв.м были зарегистрированы за собственником АО "АНТЦ".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0007001:3, общей площадью 88 185 кв. м не снимался с кадастрового учета. Право собственности на земельный участок было зарегистрировано за правопредшественником (АО "АНТЦ").
АО "АНТЦ" прекратило свою деятельность путем присоединения к НАО "Авиа Групп", о чем сделана запись в ЕГРЮЛ от 29.07.2020 N 2205003746539.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что в силу ч. 2 ст. 69 Закона N 218-ФЗ при реорганизации юридических лиц, право собственности на недвижимое имущество возникает не с момента внесения записи в ЕГРН, а с момента завершения реорганизации.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость".
Таким образом, в рассматриваемом случае регистрация права собственности имеет не правоустанавливающее, а правоподтверждающее значение. В данном случае на государственную регистрацию должны предоставляться документы, подтверждающие завершение реорганизации (как факт возникновения права собственности). Предоставление иных документов, законом не предусмотрено.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем были представлены все необходимые документы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на основании спорных заявлений заинтересованным лицом 14.04.2021 приняты решения о проведении регистрационных действий в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку не свидетельствуют о незаконности выводов об отсутствии оснований для приостановления государственной регистрации и, соответственно, решения суда первой инстанции.
При этом, оставляя решение суда без изменений в полном объеме, апелляционный суд также исходит из того, что указанные действия по регистрации произведены заинтересованным лицом после рассмотрения судом дела по существу и оглашения резолютивной части решения суда.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.05.2021 по делу N А41-80991/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80991/2020
Истец: ООО "АВИА ГРУПП"
Ответчик: Управление росреестра по МО