г. Вологда |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А05-24/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.
при участии от индивидуального предпринимателя Макарова Виктора Афанасьевича Макаровой Т.В. по доверенности от 01.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 февраля 2021 года по делу N А05-24/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Макаров Виктор Афанасьевич (адрес: 164020, Архангельская область; ОГРНИП 308291830100020, ИНН 291200023514; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" (адрес: 164010, Архангельская область, рабочий поселок Коноша, улица Советская, дом 76; ОГРН 1022901320573, ИНН 2912000675; далее - Администрация) о взыскании 40 526 руб. 80 коп., в том числе 38 425 руб. в возмещение убытков, понесенных в связи с перевозкой граждан по договорам N 41-2018 от 30.05.2018 и N 19-2019 от 06.02.2019 на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для категорий граждан, установленных статьями 2 и 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также 2 101 руб. 80 коп. процентов за период с 04.12.2019 по 25.12.2020.
Решением суда от 19 февраля 2021 года (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 19.02.2021) с Администрации в пользу Предпринимателя взыскано 40 472 руб. 07 коп., в том числе 38 425 руб. долга, 2047 руб. 07 коп. процентов, а также 1997 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Администрация не имела оснований для оплаты представленных Предпринимателем счетов, поскольку они были рассчитаны с учетом категорий лиц, льготный проезд которых не предусмотрен спорными договорами. Талоны, выданные иным категориям лиц, не подтверждают их право на получение льготного проезда.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Предпринимателем (перевозчик) и Администрацией (заказчик) заключены договоры от 30.05.2018 N 41-2018 и от 06.02.2019 N 19-2019, по условиям которых перевозчик обязался обеспечить в 2018 и 2019 годах равную доступность услуг общественного транспорта для категорий граждан, установленных статьями 2 и 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по внутримуниципальным маршрутам на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район" согласно приложению 1 к договорам.
Пунктом 2.2.1 договоров предусмотрено, что заказчик осуществляет перечисление перевозчику денежных средств областного бюджета в пределах выделенных ассигнований (лимитов) бюджетных обязательств на счета, указанные перевозчиком, за фактически предоставленные меры социальной поддержки по оплате проезда в общественном транспорте.
Во исполнение обязательств по договорам от 30.05.2018 N 41-2018 и от 06.02.2019 N 19-2019 перевозчик оказал услуги общественного транспорта для категорий граждан, установленных статьями 2 и 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по внутримуниципальным маршрутам на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район" и выставил заказчику счета на оплату от 02.12.2019 N110 на сумму 22 500 руб. (по договору N 19-2019) и от 02.12.2020 N 112 на сумму 15 925 руб. (по договору N 41-2018).
Заказчик денежные средства за оказанные услуги не перечислил, акты оказанных услуг от 02.12.2019 N 114 и от 02.12.2019 N 116 не подписал.
Поскольку направленные в адрес заказчика претензии оставлены последним без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными частично.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Из пункта 1 статьи 786, статьи 789 ГК РФ следует, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В силу пункта 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно заключенным договорам от 30.05.2018 N 41-2018 и от 06.02.2019 N 19-2019 перевозчик обязался обеспечить в 2018 и 2019 годах равную доступность услуг общественного транспорта для категорий граждан, установленных статьями 2 и 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по внутримуниципальным маршрутам на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район".
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 426-ФЗ)
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
(пп. "и" в ред. Федерального закона от 09.05.2004 N 36-ФЗ)
2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя";
(в ред. Федеральных законов от 04.05.2000 N 57-ФЗ, от 22.12.2020 N 431-ФЗ)
4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно положениям статьи 4 вышеуказанного закона к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;
3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий;
7) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, получившие в этой связи в установленном законодательством Российской Федерации порядке удостоверение ветерана боевых действий, являющиеся инвалидами и подтвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что инвалидность возникла вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в указанный период.
Постановлением Администрации от 09.02.2018 утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для категорий граждан, установленных статьями 2 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в 2018 году N 61 (далее - Порядок N 61).
Постановлением Администрации от 25.01.2019 утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для категорий граждан, установленных статьями 2 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в 2019 году N 48 (далее - Порядок N 48).
Пунктом 9.2 Порядков N 61 и N 48 предусмотрено, что для предоставления субсидии перевозчик обязан предоставить заказчику:
- заявку на возмещение недополученных доходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественным транспортом для льготных категорий граждан;
- расчет сумм недополученных доходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для льготных категорий граждан, получивших право льготного проезда в общественном транспорте на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район", по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (далее - расчет);
- акт об оказанных услугах, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественным транспортом для льготных категорий граждан, получивших право льготного проезда в общественном транспорте на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район";
- копии списков-реестров льготных категорий граждан, получивших право льготного проезда в общественном транспорте на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район" (Порядок N 48).
Также в соответствии с пунктом 2.1.2 договоров для оплаты перевозчик предоставляет заказчику следующие документы: списки реестры по категориям льготников за отчетный период, согласованные с администрацией муниципального образования, выдавшей билеты; акты сверки расчетов, счета-фактуры за данный период.
Пунктом 2.2.2 договора N 41-2018 предусмотрено право заказчика запросить у перевозчика дополнительные документы, необходимые для определения объема возмещения льгот по проезду в общественном транспорте.
Из материалов дела видно, что документы, достаточные для выплаты субсидии, Предпринимателем в адрес Администрации предоставлены.
Все граждане, осуществившие в спорный период льготную перевозку предъявляли Предпринимателю талоны на право бесплатного проезда, выданные Администрацией и имеющих оттиск печати Администрации (подлинники талонов обозревались судом апелляционной инстанции в судебном заседании 23.06.2021); списки-реестры льготных категорий граждан Администрацией проверены и утверждены (листы дела 14-15, 23-24); оснований для затребования помимо талонов, выданных Администрацией соответствующих удостоверений у Предпринимателя не имелось.
При этом определением от 23.06.2021 суд апелляционной инстанции запрашивал у Администрации пояснения в отношении порядка выдачи талонов на льготный проезд; основания для выдачи талонов гражданам, указанным в реестрах; пояснения по вопросу перечня льгот которыми могли воспользоваться указанные граждане помимо проезда на общественном транспорте; нормативное обоснование обязанности Предпринимателя по проверке удостоверений граждан.
Определение суда, с документальным подтверждением своей позиции, Администрацией надлежащим образом не исполнено. Ни на один из поставленных вопросов ответа не получено.
В настоящее время Прокуратурой Коношского района Архангельской области Администрации объявлено предостережение о недопустимости нарушений законодательства в сфере социальной защиты льготных категорий граждан.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает решение суда в части взыскания с ответчика задолженности в сумме 38 425 руб. законным и обоснованным.
Истцом также предъявлено требование о взыскании 2 101 руб. 80 коп. процентов за период с 04.12.2019 по 25.12.2020.
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ установлено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Согласно пункту 2 статьи 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Проверив расчет процентов, суд находит его неверным в части определения начальной даты начисления процентов, поскольку счета от 02.12.2019 N 110 и от 02.12.2020 N 112 переданы в Администрацию с сопроводительными письмами от 04.12.2019 N 64 и N 65, соответственно, предусмотренный статьей 314 ГК РФ срок оплаты истек 11.12.2019 и первым днем просрочки является 12.12.2019.
По расчету суда за период с 12.12.2019 по 25.12.2020 проценты составляют 2047 руб. 07 коп.
Апелляционная коллегия с расчетом суда согласна.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 февраля 2021 года по делу N А05-24/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-24/2021
Истец: ИП Макаров Виктор Афанасьевич
Ответчик: администрация муниципального образования "Коношский муниципальный район"