г.Москва |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А40-240629/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Дельфин"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2021 по делу N А40-240629/20 (130-1587)
по заявлению ООО "Дельфин"
к 1) Центральной акцизной таможне; 2) Ростовской таможне
о признании незаконными решений, уведомления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1) Коромыслова М.В. по дов. от 13.10.2020; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дельфин" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее также - таможенный орган 1), Ростовской таможне (далее также - таможенный орган 2) об оспаривании решений от 20.04.2020 N РКТ-10009000-20/000083 о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, от 17.09.2020 N 10009100/260619/00014600 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, уведомления от 26.10.2020 N 10313000/У2020/0000598 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Решением суда от 27.04.2021, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение полностью отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Представитель ответчика - Центральной акцизной таможни в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения, ссылаясь на законность оспариваемых решений и уведомления таможенных органов.
Представитель ответчика - Ростовской таможни в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, также просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Представители ООО "Дельфин" и Ростовской таможни, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя Центральной акцизной таможни, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 26.06.2019 заявителем, выступающим в качестве декларанта, была подана декларация на товар (далее также - ДТ) N 10009100/260619/00014600 "табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный, товарный сорт IV (NICOTIANA TABACUM L), УРОЖАЙ 2018, ВЛАЖНОСТЬ МАКС. 14%, мин. 11,5%, засоренность 0,2%" (далее также - товар).
Товар классифицирован Обществом в товарной подсубпозиции 2401 10 950 0 "Табачное сырье; табачные отходы: - табак с неотделенной средней жилкой: - прочий"), ввозная пошлина - 5%, акциз - не облагается, НДС - 20%.
ДТ была проверена таможенным органом и выпущена в соответствии с заявленной таможенной процедурой 28.06.2019.
В результате проведенных проверочных мероприятий после выпуска товаров таможенным органом 1 установлена неверная классификация Обществом товара и принято решение о классификации товара в соответствии ЕТН ВЭД ЕАЭС от 20.04.2020 N РКТ-10009000-20/000083 (далее также - решение о классификации), согласно которому рассматриваемый товар классифицирован в подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции: - курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: - прочий: - прочий".
17.09.2020 таможенным органом 1 в отношении Общества принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее также - решение о внесении изменений).
В соответствии с означенным решением в ДТ внесены изменения - скорректирован код ЕТН ВЭД ЕАЭС на 2403 19 900 0 (курительный табак, прочий), ввозная таможенная пошлина - 15%, акциз - 3050 руб/кг, НДС - 20%.
26.10.2020 на основании решения о внесении изменений таможенным органом 2 в адрес Общества выставлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10313000/У2020/0000598 (далее также - уведомление).
В соответствии с означенным уведомлением таможенный орган 2 потребовал от Общества дополнительно уплатить таможенные платежи в сумме: акциз - 58 445 625 руб.; НДС - 11 689 125 руб.; пеня - 5 570 842, 18 руб., итого: 75 705 592, 18 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Дельфин" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО "Дельфин" требований.
При этом исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами в порядке ст.71 АПК РФ подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
Согласно п.1 ст.20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) при таможенном декларировании декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В силу п.1 ст.106 ТК ЕАЭС к сведениям о товарах, подлежащим указанию в декларации на товары, в том числе относится классификационный код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 19 ТК ЕАЭС установлено, что ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
ТН ВЭД ЕАЭС и ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее также - ОПИ), применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Положением о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза при классификации товаров, утв. решением Комиссии таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2 (и так далее).
Согласно ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное в соответствии с последующими ОПИ.
Таким образом, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус.
Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Кроме того, при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС применяются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (приложение к рекомендации коллегии евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21) (далее также - Пояснения).
Пояснения базируются на международной основе - пояснениях к гармонизированной системе описания и кодирования товаров всемирной таможенной организации, представляющих собой официальное толкование совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций гармонизированной системы, причем, это толкование имеет международно-правовое значение.
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам, субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Спор существует на уровне первых четырех знаков кода ТН ВЭД ЕАЭС (на уровне товарной позиции): 2401 "Табачное сырье; табачные отходы" и 2403 "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции".
Пояснениями к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрено, что в эту товарную позицию включается табачное сырье в виде целых растений или листьев в естественном состоянии или в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (включая кусочки определенной формы, но не табак, готовый для курения).
В данную товарную позицию включаются также табачные листья, купажированные, с отделенной средней жилкой и увлажненные ("соусированные") жидкостью соответствующего состава главным образом для того, чтобы препятствовать плесневению и высыханию, а также для сохранения аромата.
Следовательно, товар (табак, сырье), который не соответствует характеристикам, указанным в Пояснениях к товарной позиции 2401 ТН ВЭД, не является "табачным сырьем" в понимании терминов ТН ВЭД.
Спорный товар представляет собой "табак ферментированный, резаный, IV сорт", т.е. товар представлен ни в виде целых растений или листьев в естественном состоянии, ни в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (товар не обрезан, не раздавлен, не разрублен).
В группе 24 ТН ВЭД всего три товарные позиции: 2401 "Табачное сырье; табачные отходы"; 2402 "Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей"; 2403 "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции".
Как было указано выше, ввезенный Обществом товар по своим характеристикам не относится к товарной позиции 2401 ТН ВЭД, поскольку не является табачным сырьем в понимании товарной номенклатуры, а также к товарной позиции 2402 ТН ВЭД, т.к. не является ни сигарами, ни сигарами с обрезанными концами, ни сигариллами, ни сигаретами из табака или его заменителей.
В товарную позицию 2403 ТН ВЭД включается "прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции", т.е. те товары, которые по своим характеристикам не являются "табачным сырьем" товарной позиции 2401.
В тексте товарной позиции 2403 наименования товаров отделены знаком ";", означающим, что сведения о товаре, его характеристики, которые поименованы до указанного знака, не распространяются на товар, следующий после данного знака.
Спорный товар по своим характеристикам не может быть отнесен ни к табаку "гомогенизированному" или "восстановленному", ни к табачным экстрактам и эссенциям.
Таким образом, рассматривается товар "прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 2403 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются: курительный табак, содержащий или не содержащий заменителей табака в любой пропорции, например, промышленный трубочный табак или табак для производства сигарет.
В соответствии с Пояснениями к подсубпозициям 2403 19 100 0 и 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI Пояснений), в эти подсубпозиции включается курительный табак, который представляет собой резаный табак, который порезан или иным образом расщиплен, скручен в виде жгута или спрессован в блоки, готовый для курения без дальнейшей промышленной обработки.
В эти подсубпозиции включается скрошенный сигаретный табак, который представляет собой готовую табачную смесь для производства сигарет.
Разделом 2.2 ГОСТ определено понятие табачное сырье - это табачные листья, прошедшие послеуборочную обработку и предназначенные для производства табачных изделий.
Согласно разделу 2.6 ГОСТ послеуборочная обработка включает сушку, ферментацию, редраинг-обработку, хранение, сортировку, упаковку, старение.
Разделом 2.10 ГОСТ определены следующие понятия: сырье для производства табачных изделий - табак, прошедший послеуборочную и (или) иную промышленную обработку; резаный табак - сырье для производства табачных изделий и другие компоненты рецептуры, входящие в мешку, прошедшие все стадии промышленной подготовки к изготовлению курительных изделий; резаная табачная смесь - резаный табак, предназначенный для изготовления табачных изделий, расфасованный массой более 500г. и упакованный в транспортную тару.
Таким образом, термин "сырье" используется на различных стадиях производства табачных изделий и не всегда означает сырой, необработанный, не подготовленный для использования потребителем товар.
При этом резание сырья - это одна из операций раздела 2.13 ГОСТ "производство курительных изделий", в котором приводятся все стадии производства курительных смесей.
Согласно п.319 ГОСТ "резание сырья" - операция отделения от топа срезов равной ширины на табакорезальной машине.
Рассматриваемый товар ("Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный") прошел стадию послеуборочной обработки - ферментацию, а также такую стадию промышленной обработки, как резание сырья, следовательно, не является табачным сырьем в терминах, приведенных в Пояснениях к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании вышеизложенных положений ГОСТ и Пояснений установлено, что ключевым классификационным признаком товаров в товарной позиции 2403 ТН ВЭД ЕАЭС является промышленная переработка, в том числе резание сырья, поскольку здесь классифицируется прочий промышленно изготовленный табак, но не табачное сырье в понимании позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Разделом 2.11 ГОСТ установлено понятие "табачное изделие" - это изделие, полностью или частично изготовленное из табачного сырья, предназначенное для курения или для жевания, сосания, нюхания", а также виды табачных изделий, такие как "курительный тонкорезаный табак", "трубочный табак", "жевательный табак" и т.д.
На основании п.13 ст.2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" табак курительный тонкорезаный - вид курительного табачного изделия, предназначенного для ручного изготовления сигарет или папирос и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором не менее 25 процентов веса нетто продукта составляют волокна шириной 1 мм или менее.
Аналогичное определение табака курительного тонкорезаного приводится в ст.4 Технического регламента таможенного союза "технический регламент на табачную продукцию" (035/2014), утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107 (далее также - TP ТС 035/2014).
Согласно TP ТС 035/2014 обязательному к применению на территории ЕАЭС "табачное изделие" - продукт, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения; "табачная продукция" - табачное изделие, упакованное в потребительскую упаковку.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что в ряде случаев достаточно товар "резаная табачная смесь" расфасовать в потребительскую упаковку для получения готовой продукции.
Из вышеизложенного однозначно следует, что товар, прошедший такие стадии обработки, как сушка, ферментация и резание, и представляющий собой резаный ферментированный табак в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД подлежит классификации в подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС "прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции: курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: - прочий: - прочий".
Доводы общества о том, что в случае наличия сомнений для выяснения классификационных признаков спорного товара, недостаточно описания товара, а необходимы специальные познания, в том числе экспертиза, позволяющая определить степень его переработки и готовность к употреблению, правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
Представленные Обществом при декларировании документы и сведения позволяют сделать однозначный вывод о том, ввезенный табак прошел такую стадию промышленной обработки как резка, что, как было указано выше, исключает его классификацию в товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС: графа 31 ДТ: "Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный..."; уведомление о прибытии товарной партии от 28.06.2019: "Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный..."; контракт от 06.06.2019 N 040: "ферментированное табачное сырье, табак резаный"; инвойс от 24.06.2019 N 40: "ферментированное табачное сырье, табак резаный"; международная товарно-транспортная накладная от 24.06.2019 N 000026: "Ферментированный табак резаный"; фитосанитарный сертификат от 24.06.2019 N 011368: "ферментированный табак резаный"; удостоверение о качестве N 40, выданное производителем - Корпорацией АЗЕРИ: "ферментированные табак резаный"; сертификат о происхождении товара формы СТ-1 от 24.06.2019 AZ RU 19 002558 SK: "ферментированный табак резаный".
Доводы Общества о том, что при перемещении аналогичного товара по ДТ N N 10009100/170220/0009423, 10009100/170220/0009507 назначалась таможенная экспертиза, подтвердившая правильность классификации, не подтверждают необходимость проведения дополнительных исследований, в связи с чем также правомерно отклонены судом как несостоятельные.
По указанным декларациям ООО "Национальный табак" в подсубпозиции 2401 20 850 1 задекларировало товар: "табак (табачный лист) с частично или полностью отделенной средней жилкой, тепловой сушки...".
Указанный товар по описанию соответствует термину "табачное сырье" в понимании товарной номенклатуры, в виде целых растений или листьев в естественном состоянии или в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных.
Очевидно, что товар (табачный лист), ввезенный ООО "Национальный табак", не является аналогичным товару, ввезенному обществом (табак резаный).
Полагая, что товар "табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный..." надлежит классифицировать в товарной позиции 2401, Общество представило фитосанитарный сертификат от 18.06.2019 N 011363 на продукцию "рубленный табак (ферментированное табак резаный IV сорт)".
Согласно п.2.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 (далее также - Положение), фитосанитарный сертификат - документ международного образца, сопровождающий под карантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом страны-экспортера (реэкспортера) по установленной форме, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.
На основании п.3.1 означенного Положения карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции.
Как обоснованно отметил суд в своем решении, представленный Обществом фитосанитарный сертификат не относится к товарам, задекларированным по ДТ N 10009100/260619/0014600.
Сертификат выдан 18.06.2019, спустя месяц после ввоза продукции на таможенную территорию Евразийского экономического союза (согласно международной товарно-транспортной накладной 14.05.2019).
В соответствии с подп.18 п.15 Порядка заполнения декларации на товары, утв. решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 318, в графе 18 декларации на товары "Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии" указываются сведения о транспортном средстве (транспортных средствах), перевозившем (перевозивших) по таможенной территории товары, которые предоставляются в таможенный орган для помещения под таможенную процедуру.
При перевозке товаров составом автотранспортных средств - регистрационные номера всех транспортных средств, начиная с активного транспортного средства и через знак разделителя "/" номера прицепов, полуприцепов и др.
В графе 18 ДТ указаны сведения о следующих регистрационных номерах 99ML822/99ZD822, аналогичные сведения содержатся в графе 18 международной товарно-транспортной накладной.
Графа 7 "Заявленный способ транспортировки" фитосанитарного сертификата содержит сведения о регистрационных номерах, отличных от указанных ДТ и в международной товарно-транспортной накладной.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ признаками, характеризующими табачную продукцию, являются: компонентный состав и способ применения.
Лицу, ввозящему товар, который по своим физическим показателям может быть предназначен как для непосредственного употребления, так и для использования при производстве табачных изделий, надлежит представлять документы, подтверждающие целевое назначение товара, к таким документам могут относиться: документы, подтверждающие осуществление организацией производства табачной продукции, договор о реализации ввезенного товара предприятию - производителю табачной продукции и др.
Обществом ни при декларировании рассматриваемого товара, ни впоследствии при проведении таможней проверки после выпуска документы, подтверждающие назначение табака в качестве сырья для производства табачной продукции, не представлялись.
Договор купли-продажи от 01.07.2020 N 4 (далее также - договор) с ООО "Логфудсплант", заключенный Обществом через 12 месяцев после выпуска товаров, задекларированных по спорной ДТ, не содержит информации, позволяющей предположить, что речь идет о продаже товара, ввезенного по указанной ДТ.
Напротив, согласно п.1.1 договора продавец обязуется передать, а покупатель оплатить и принять табачное сырье.
В соответствии с разделом 2.2 ГОСТ Р 52463-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Табак и табачные изделия. Термины и определения" табачное сырье - это табачные листья, прошедшие послеуборочную обработку.
Ввезенный же Обществом по ДТ товар ("табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный") прошел стадию послеуборочной обработки - ферментацию, а также такую стадию промышленной обработки, как резание сырья, в силу чего не является табачным сырьем.
Также суд обоснованно отметил, что письмом от 16.03.2021 N 14-16/036084 УФНС России по г.Москве направило в таможенный орган 1 следующую информацию.
ООО "Логфудсплант" налоговые декларации по акцизам в налоговые органы не представлялись. Специальные марки для маркировки табачной продукции ООО "Логфудсплант" не выдавались. Открытые карточки расчетов с бюджетом по акцизам в информационном ресурсе отсутствуют. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность представлена за 2019 год.
Согласно информации, полученной из Государственной службы по Антимонополии и контролю за Потребительским Рынком при Министерстве Экономики Азербайджанской Республики, Корпорация "АЗЕРИ" (далее также - Корпорация) является предприятием, оснащенным необходимым производственным оборудованием, лабораторией и производящим табачную продукцию на базе отечественного сырья, которое закупает у местных фермеров.
По контракту от 06.06.2009 N 040 Корпорация продает Обществу товар - ферментированное табачное сырье, табак резаный естественной сушки по цене 1,30 USD за 1 кг.
Согласно имеющейся в таможне информации в аналогичный период времени Корпорация закупала сырье у фермеров по цене 0,71 USD.
Таким образом, стоимость резаного табака, проданного Обществу, почти в два раза превышает цену, по которой Корпорация закупала сырье у фермеров.
Очевидно, что Корпорация, являющаяся производителем табачной продукции, осуществила промышленную обработку закупленного сырья и реализовала получившуюся продукцию (резаный табак) Обществу.
Общество посчитало, что товар "табак рубленный" надлежит классифицировать в товарной позиции 2401.
В обосновании своей позиции Общество представило письмо производителя Корпорация "АЗЕРИ" от 24.02.2021 N 22, содержащее информацию о том, ввезенное табачное сырье представляет собой резаные (рубленые) табачные листы.
Между тем указанное письмо лишь подтверждает позицию таможенных органов о том, что для правильной классификации в настоящем случае, вопреки доводам Общества, отсутствует необходимость проведения экспертизы.
Производитель подтвердил, что ввезенный товар прошел стадию послеуборочной обработки - ферментацию, а также такую стадию промышленной обработки как резание (рубка) сырья, следовательно, не является табачным сырьем согласно терминам, приведенным в Пояснениях к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Ввезенный товар был представлен ни в виде целых растений или листьев в естественном состоянии, ни в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (товар не обрезан, не раздавлен, не разрублен), что исключает его классификацию в товарной позиции 2401.
В соответствии же с Пояснениями к подсубпозициям 2403 19 100 0 и 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI Пояснений) в эти подсубпозиции включается курительный табак, который представляет собой резаный табак, который порезан или иным образом расщиплен, скручен в виде жгута или спрессован в блоки, готовый для курения без дальнейшей промышленной обработки.
В указанные подсубпозиции также включается скрошенный сигаретный табак, который представляет собой готовую табачную смесь для производства сигарет.
Требования к табачному сырью в Азербайджанской Республике установлены ГОСТ 8072-77 "Табак-сырье ферментированное. Технические условия" (далее также - ГОСТ 8072-77).
Вместе с тем означенный ГОСТ 8072-77 по показателю "Механические повреждения" содержит следующие требования: для 4-го сорта: допускаются давленные листья, либо обрывки листьев, но не фарматура (обрывки листьев, размером менее 20см.куб., не проходящие через сито с пробивным диаметром 5 мм).
Для целей ГОСТ 8072-77 табачное сырье не предполагает даже наличие фарматуры, которое, исходя из определения, представляет собой обрывки листьев, размером менее 20см.куб., не проходящие через сито с пробивным диаметром 5 мм.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ввезенный Обществом табак не может являться табачным сырьем в понимании ГОСТ 8072-77.
Как следует из п.2 ст.25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астане 29.05.2014), международной основой Товарной номенклатуры Внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - Гармонизированная система), функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (совершена в Брюсселе 14.06.1983).
Осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, должна носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер, унифицированный в большинстве государств мира, и не должна зависеть от субъективного мнения декларанта, что недопустимо в публичных правоотношениях.
При рассмотрении споров о классификации ввозимых товаров для таможенных целей могут учитываться рекомендации по классификации, данные Всемирной таможенной организацией, и международная практика классификации таких товаров (аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 27.12.2017 по делу N А40-163774/16).
Как разъяснено в п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в обоснование правильности избранного варианта классификации товаров таможенные органы вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему.
Так, в электронной базе данных предварительных решений Евросоюза (BTI, Binding Tariff Information) размещены решения о классификации аналогичных товаров, с ключевым словом в наименовании - "CUT" - резаный, в субпозиции 2403 19, как табак пригодный для курения без дальнейшей промышленной обработки, а также решения в субпозиции 2401 10 с ключевыми словами: цельные листья, необработанный табак, не поддается курению.
Кроме того, позицию о необходимости декларирования подобных товаров в товарной позиции 2403 ТН ВЭД ЕАЭС поддерживает и Комитет государственных доходов Республики Армения, указывая, что промышленная обработка товаров исключает их отнесение к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции в своем решении, исходя из практики таможенного декларирования табака (в том числе импортерами-производителями табачной продукции), в товарных позициях 2401 и 2403 ТН ВЭД ЕАЭС, в товарной позиции 2401 декларируется листья табака (целые или части).
Согласно п.5 ч.1 ст.181 НК РФ табачная продукция признается подакцизным товаром.
Частью 1 статьи 193 НК РФ установлено, что ставка акциза установлена в отношении товара табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) подлежит уплате акциз.
В соответствии с разделом 2.10 ГОСТ: резаный табак - сырье для производства табачных изделий и другие компоненты рецептуры, входящие в мешку, прошедшие все стадии промышленной подготовки к изготовлению курительных изделий; резаная табачная смесь - резаный табак, предназначенный для изготовления табачных изделий, расфасованный массой более 500г. и упакованный в транспортную тару.
На основании п.13 ст.2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ табак курительный тонкорезаный - вид курительного табачного изделия, предназначенного для ручного изготовления сигарет или папирос и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором не менее 25 процентов веса нетто продукта составляют волокна шириной 1 мм или менее.
Требования к резанному табаку для производства сигарет, а также критерии, позволяющие однозначно отнести товар к резанному табаку для производства сигарет либо к табаку курительному тонкорезанному, законодателем не установлены, следовательно, определяющим фактором при рассмотрении вопроса о взимании акциза в отношении таких товаров является их целевое назначение.
Таким образом, лицу, ввозящему товар, который по своим физическим показателям может быть предназначен как для непосредственного употребления, так и для использования при производстве табачных изделий, надлежит представлять документы, подтверждающие целевое назначение товара, к таким документам могут относиться: учредительные документы, в которых одним из основных видов деятельности определено производство табачной продукции, договор о реализации ввезенного товара предприятию - производителю табачной продукции и др.
В настоящем случае Обществом при декларировании ввезенного товара документы, подтверждающие назначение табака в качестве сырья для производства табачной продукции, не представлены (графы 44 ДТ).
Документального подтверждения целевого назначения табака, задекларированного по спорной ДТ, иными предприятиями - производителями табачной продукции, либо наличия производственных мощностей, у Общества не имеется.
В рамках проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров письмом от 09.06.2020 N 13-12/09966 таможенный орган 1 направил в адрес Общества запрос о подтверждении использования товара, заявленного в ДТ, в качестве сырья для производства табачной продукции.
Согласно уведомлению о вручении и сведениям с официального сайта Почты России в сети Интернет указанное письмо получено адресатом 14.08.2020.
В соответствии с п.6 ст.340 ТК ЕАЭС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля в срок не позднее 10 календарных дней с момента получения данного запроса.
В случае невозможности представления каких-либо документов и сведений необходимо представить письменные пояснения с обоснованием конкретных причин, которые не позволили представить запрошенную информацию.
Информация от Общества в адрес таможенного органа 1 не поступала.
Вместе с тем согласно информации, содержащейся в письме ИФНС по г.Таганрогу от 02.11.2020 N 08-44/31490, в результате проведенных контрольных мероприятий установлено, что Общество не имеет технической и физической возможности для производства табачных изделий (сигарет): отсутствует оборудование, необходимое для производства табачных изделий (сигарет); отсутствуют лицензии на производство табачных изделий (сигарет); минимальная численность (2 человека); отсутствуют квалифицированные работники для производства табачных изделий (сигарет); отсутствуют лаборатории для осуществления технического контроля.
Согласно информации, изложенной в письме ИФНС по г.Таганрогу от 28.07.2020 N 08-46/21600, установлены покупатели, которым предположительно реализован ввезенный Обществом товар.
Между тем установить номенклатуру и количество товара невозможно ввиду отсутствия документов, истребованных у Общества или покупателей.
Выписки из ЕГРЮЛ организаций, поименованных в указанном письме, не содержат сведений об осуществлении ими деятельности по производству табачных изделий, напротив, в качестве дополнительных видов деятельности содержат сведения о торговле табачными изделиями, табачной продукцией, либо вообще не содержат информации о видах деятельности, связанных с реализацией или производством табачных изделий.
Требования к резаному табаку для производства сигарет, а также критерии, позволяющие однозначно отнести товар к резаному табаку для производства сигарет либо к табаку курительному тонкорезаному законодателем не установлены, доказательств обратного заявителем не представлено.
Резаный табак в зависимости от применяемой предприятием-изготовителем табачной продукции технологической схемы производства при производстве, например, сигарет с фильтром, может не проходить никакой дополнительной промышленной обработки.
Так, например, из технологического процесса производства и упаковки сигарет с фильтром производителя табачной продукции ООО "ГУЛБАХАР РУС" усматривается, что в рамках производства сигарет резаный табак (при отсутствии дополнительной промышленной обработки) подается к сигарной машине, где происходят процессы, связанные с обертыванием его в сигарную бумагу.
Очевидно, что резаный табак, обертываемый на предприятии в сигарную бумагу, может быть также использован при ручном изготовлении сигарет и папирос, следовательно, является готовым для употребления без дальнейшей промышленной обработки.
Таким образом, при ввозе табака, который по своим физическим показателям может быть предназначен как для непосредственного употребления, так и для использования при производстве табачных изделий, определяющим фактором при рассмотрении вопроса о взимании акциза является его целевое назначение.
Общество ни при декларировании, ни впоследствии при проведении проверки документов и сведений после выпуска товаров не представило в таможенный орган 1 документов, подтверждающих целевое назначение ввезенных товаров.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (далее также - Приказ N 2095) и Порядком использования автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов должностными лицами отделов таможенных платежей, таможен, утв. распоряжением ФТС России от 08.05.2019 N 82-р (далее также - Порядок), таможенным органом 1 как таможней декларирования в автоматизированной подсистеме учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее также - АПС "Задолженность") создана электронная форма учета подлежащих уплате сумм таможенных, иных платежей (далее также - паспорт задолженности) N 10009000/12338 по корректировке декларации на товары к ДТ.
В соответствии с Приказом N 2095 и Порядком на основании созданных таможенным органом 1 в АПС "Задолженность" паспортов задолженности таможенного органа 2 как таможней взыскания, сформированы и направлены в электронном виде через личный кабинет декларанта общества, уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 26.10.2020 N 1031300/У2020/0000598 в размере 75 705 592, 18 руб., в том числе таможенные платежи - 70 134 750 руб., пени - 5 570 642, 18 руб.
Согласно ч.1 ст.55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подп.1 п.1 Приказа N 2095 взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - таможенные, иные платежи) в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов (далее - плательщик), если таможенные и иные платежи подлежат уплате в Российской Федерации и плательщик является российским юридическим лицом (организацией), индивидуальным предпринимателем, осуществляется таможней, в регионе деятельности которой плательщик имеет место нахождения или место жительства, за исключением таможни, регионом деятельности которой является Российская Федерация, и региональной электронной таможни - если иное не предусмотрено подп.2 и 3 п.1 Приказа N 2095.
Основанием для формирования в рамках Приказа N 2095 таможенным органом 2 уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - уведомление) являются поступившие, исходя из места нахождения декларанта, в АПС "Задолженность" паспорт задолженности, сформированный таможенным органом 1, по результатам проведения таможенного контроля.
Указанный паспорт задолженности поступил из таможенного органа 1 в таможенный орган 2 с указанными в разделе "Плательщики" лицами: декларант ООО "Дельфин" ИНН 6154154650.
На основании ч.1 ст.73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу ч.15 ст.73 означенного Федерального закона уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Уведомление составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Уведомление в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную обязанность, через личный кабинет (ст.73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
Приказом ФТС России от 03.06.2019 N 901 утвержден Порядок использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету.
В случае направления уведомления таможенным органом в виде электронного документа днем его получения считается день, следующий за днем его направления установленный ч.3 ст.282 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
На основании подп.1 п.4 ст.68 ТК ЕАЭС меры по взысканию таможенных платежей не принимаются, если срок взыскания, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных платежей, истек.
В соответствии с п.1 ч.8 ст.71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей не применяются, если уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты платежей.
Уведомление таможенного органа 2 направлено Обществу с соблюдением установленных сроков, а также на основании законного решения таможенного органа 1.
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения и уведомление таможенных органов являются законными, прав и законных интересов Общества не нарушают, что в своей совокупности свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований применительно к ст.ст.198, 200, 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в обоснование позиции Общества при рассмотрении дела судом первой инстанции, исследованы и им дана правильная оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выражая несогласие с решением суда, Общество не представило доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2021 по делу N А40-240629/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-240629/2020
Истец: ООО "ДЕЛЬФИН"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ