г. Москва |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А40-259848/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-259848/20
по заявлению АО "Московская кольцевая железная дорога" (ОГРН 1117746497549)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве,
третье лицо: ООО "АЗИМУТ",
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Яровикова Е.А. по доверенности от 01.01.2021 |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы по делу от 18.05.2021 по заявлению АО "Московская кольцевая железная дорога" (далее - общества) признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), изложенное в уведомлении от 02.10.2020 N 50-0-1-76/3002/2020-6/4.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "АЗИМУТ".
Решением суда на управление возложены соответствующие обязательства.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено в порядке ч.ч. 3, 5 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей управления и третьего лица.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал решение суда.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя общества, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03.06.2020 общество обратилось в управление с заявлением о прекращении права, о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права двух сооружений (канализация, канализационный выпуск), образованных в результате раздела сооружения с кадастровым номером 77:03:0000000:3555, расположенного по адресу: г. Москва, территория, ограниченная 2-й ул. Измайловского зверинца, 5-й ул. Соколиной горы (далее - сооружения), Окружным проездом и Электролитным проездом, ТПУ-15, Соколиная гора и принадлежащего АО "МКЖД" на праве собственности.
Как установлено судом первой инстанции, к заявлению обществом были приложены технический план сооружения на оптическом носителе и декларации на каждое образованное сооружение.
В ходе рассмотрения документов управлением неоднократно в отношении общества были вынесены уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Установлено, что 29.06.2020, 21.08.2020 и 07.09.2020 общество обращалось в управление с заявлениями о предоставлении дополнительных документов с приложением технических планов, что подтверждается представленными расписками.
29.07.2020 на заседании апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав управления принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, поданное Погореловой Т.В. (кадастровый инженер ООО "АЗИМУТ"), действующей от имени общества по доверенности в рамках договора по изготовлению технического плана.
Впоследствии управлением было принято решение, изложенное в уведомлении от 02.10.2020 N 50-0-1-76/3002/2020-6/4 об отказе в государственной регистрации прекращения права на сооружение, кадастровом учете и регистрации права собственности на два сооружения (канализация, канализационный выпуск), образованных в результате раздела сооружения.
В качестве основания для отказа в регистрации управление указало статью 27 Закона о регистрации, в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Полагая, что оспариваемый отказ является необоснованным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного дополнительного соглашения, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Как установлено судом, общество владеет на праве собственности сооружением, назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 13 м, кадастровый номер 77:03:0000000:3555, расположенного по адресу: г. Москва, территория, ограниченная 2-й ул. Измайловского зверинца, 5-й ул. Соколиной горы, Окружным проездом и Электролитным проездом, ТПУ-15, Соколиная гора, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.07.2017 сделана запись о регистрации N 77:03:0000000:3555-77/022/2017-2.
Согласно заключению кадастрового инженера общества Погореловой Т.В. от 04.09.2020, сооружения коммунального хозяйства: канализация (протяженностью 6 м) и канализационный выпуск (протяженностью 7 м) образовались в результате раздела сооружения (протяженностью 13 м) с кадастровым номером 77:03:0000000:3555.
Раздел существующего объекта недвижимости является самостоятельным способом образования объекта недвижимости, наряду с реконструкцией. При этом, отказать в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, образуемых в результате раздела, ранее учтенного в ЕГРН объекта, можно только в том случае, если соответствующие объекты образуются из объекта недвижимости, раздел которого не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями (ч.1 ст. 41, п.35 ч.1 ст. 26 Закона о регистрации).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 N 15318/04 признание вещи неделимой влечет за собой определенные правовые последствия - часть ее не может быть предметом самостоятельных гражданских прав.
В соответствии с вышеуказанным заключением кадастрового инженера, сооружение фактически состоит из двух самостоятельных сооружений (канализация и канализационный выпуск) и является делимым.
Так, раздел выполняется с целью балансового разграничения и выполнения обязательств общества по передаче линейного сооружения в собственность города Москвы. При этом не происходит разрушения, повреждения сооружения или изменения его назначения.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что части разделяемого сооружения могут быть предметом самостоятельных гражданских прав.
Кроме того, согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - технического плана.
Как правомерно указал суд, в техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона о регистрации).
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса реконструкцией линейных объектов является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Как установлено судом, в данном случае выводы и замечания управления, указывающие в приостановке и отказе, что государственный кадастровый учет, регистрация прекращения права на сооружение и регистрация права собственности на созданные сооружения в результате раздела, связан с реконструкцией сооружения, являются надуманными, не соответствуют действительности и противоречат действующему законодательству.
Применительно к изложенному апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что поскольку сооружение является делимой вещью, раздел такого сооружения осуществляется без проведения реконструкции, что имеет документальное подтверждение; в отношении раздела сооружения не требуется разработка проектной документации, получение разрешения на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию в связи с его реконструкцией; осуществление государственного кадастрового учета не повлечет нарушений прав и законных интересов других лиц; в рамках настоящего дела отсутствует спор о праве на недвижимое имущество, оспариваемый отказ управления является незаконным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обществом были представлены все необходимые документы, представленные документы соответствовали действующему закону и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для осуществления государственного кадастрового учёта.
Следовательно, у управления отсутствовали правовые основания, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для отказа в государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные управлением в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-259848/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-259848/2020
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "АЗИМУТ"