г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А42-1058/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Пиецкой Н.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19758/2021) акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.05.2021 по делу N А42-1058/2021, принятое
по заявлению акционерного общества "Главное управление обустройства войск"
к 182 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - заявитель, Общество, АО "ГУОВ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - административный орган, Отдел) от 22.01.2021 N 182/2020/78-ВП о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 13.05.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, постановлением административного органа от 14.12.2020 N 182/2020/64-ВП Общество уже привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, за совершение правонарушения, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу. Приведенные отступления от технических регламентов и проектной документации не затронули конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта и его частей, а также безопасность строительных конструкций, то есть данные изменения не повлекли последствий в сфере безопасности (надежности), необходимых для квалификации нарушения по инкриминируемой статье КоАП РФ. Общество является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения. Кроме того, заявитель просит снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, установленного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 23.11.2020 военной прокуратурой гарнизона Мирный с участием привлеченных специалистов Отдела, инспекции контроля строительства управления капитального строительства Северного флота, а также представителя АО "ГУОВ" произведен осмотр объекта капитального строительства "Техническая позиция объекта 7350 в районе г. Оленегорск Мурманской области" (шифр объекта 659/ТЗ), в ходе которого установлены нарушения требований проектной документации, технических регламентов, строительных норм и правил, а именно:
- на осях А-Г/21-16 и В-Г/21-9 железобетонной плиты фундамента ФМ-1 сооружения N 101 наблюдаются вновь образовавшиеся многочисленные трещины толщиной до 1 мм, выявленные в ходе осмотра строительной площадки объекта от 06.11.2020 (нарушение таблицы Х2 СП 70.13330.2012 "Свод Правил. Несущие и ограждающие конструкции и проектной документации 659/ТЗ-КР1.2);
- по фундаменту ФМ-1 железобетонной плиты под сооружением N 101 выполнены работы по бурению скважин в количестве 527 штук диаметром 40 мм и 9 штук диаметром 52 мм через всю толщину монолитного железобетонного ростверка Рм-1 (1300 мм), не предусмотренные проектом, при этом с учетом влияния на прочность конструкции данные работы с проектной организацией не согласованы (нарушение проекта 645/ТЗ-К-КР1.1, альбома 645/ТЗ-КР1.1-ПЗ, альбома 645/T3-KP1.1 листов 18, 33-38, статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ);
- работы по инъецированию 516 и 527 скважин инъекционным раствором марки "Геоцем Инжект 02Р" железобетонной плиты сооружения N 101 ведутся при отрицательной температуре наружного воздуха (от -1С0 до -3С0 ) (нарушение пункта 5.4 СП 48.13330.2019 "Свод правил. Организация строительства");
- проект производства работ на заполнение пустот щебеночной подготовки под железобетонной плитой инъекционным раствором и инъецированию трещин плиты сооружения N 101 (АФУ) эпоксидными смолами (659-101/20 ППР) не согласован с заказчиком строительства (ФКП "УЗКС МО РФ"), Генеральным подрядчиком (АО "ГУОВ"), представителем авторского надзора (АО "31 ГПИСС");
- общие и специальные журналы производства работ ООО "Инженерные решения" на строительной площадке отсутствуют (нарушение пунктов 3, 10 "Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (РД-11-05-2007)).
По итогам осмотра составлен акт осмотра от 23.11.2020 с фототаблицей.
Выявив признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, военный прокурор гарнизона Мирный 11.12.2020 вынес в отношении Общества постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и совместно с материалами проверки передал на рассмотрение в Отдел.
22.01.2021 уполномоченным лицом административного органа по результатам рассмотрения поступивших из прокуратуры материалов вынесено постановление N 182/2020/78-ВП, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
В соответствии с частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут для юридических лиц наложение административного штрафа от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Непосредственным объектом посягательства рассматриваемого правонарушения являются нормы законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, также капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями рассматриваемого Кодекса).
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (часть 1 статьи 5 Закона N 384-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона N 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В силу части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
В соответствии с частью 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 25.12.2017 между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (Генподрядчик) заключен государственный контракт N 1718187376062554164000000 (далее - Контракт) на выполнение работ по разработке проектной документации и строительству сооружений I этапа объекта "Техническая позиция объекта 7350" в районе города Оленегорска Мурманской области (шифр 659/ТЗ).
Согласно пунктам 8.2.18, 8.2.20, 8.2.35.2, 8.2.35.4 Контракта Генподрядчик обязан выполнить строительно-монтажные работы в полном соответствии с проектной и рабочей документацией, условиям Контракта и требованиями нормативных документов в области строительства, проверять в процессе выполнения работ соответствие выполненных работ техническим решениям, предусмотренным рабочей документацией, качества производства строительно-монтажных работ, а также своевременно устранять недостатки и дефекты, выявленные при приемке работ.
Согласно пункту 8.2.37 Контракта АО "ГУОВ" несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядными организациями, заключившими договоры с Генподрядчиком.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил довод Общества о том, что оно не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
Факт выявленных нарушений установлен административным органом и судом первой инстанции, по существу АО "ГУОВ" не опровергнут.
В соответствии с перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, осуществленные на объекте работы относятся к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Ряд вмененных нарушений, выразившихся в отступлении от технических регламентов, проектной документации, строительных норм и правил, затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и его частей, безопасность строительных конструкций.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, АО "ГУОВ" в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для осуществления работ надлежащим образом.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях АО "ГУОВ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Доводы заявителя со ссылкой на постановление Отдела от 14.12.2020 N 182/2020/64-ВП о повторном привлечении к административной ответственности за одно и то же правонарушение по эпизоду выполнения работ по бурению скважин по фундаменту ФМ-1 железобетонной плиты под сооружением N 101 подлежат отклонению, поскольку постановления от 14.12.2020 N 182/2020/64-ВП и от 22.01.2021 N 182/2020/78-ВП правомерно вынесены Отделом по факту совершения Обществом двух самостоятельных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена разными частями статьи 9.4 КоАП РФ.
В рассматриваемой ситуации штраф назначен в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Оснований для снижения штрафа ниже низшего предела санкции инкриминируемой статьи апелляционным судом не установлено.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.3 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из материалов настоящего дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с этим оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, у суда не имеется.
Назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13 мая 2021 года по делу N А42-1058/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление обустройства войск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1058/2021
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК", АО "Главное управление обустройства войск"
Ответчик: 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации