г. Москва |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А41-17767/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Досовой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.06.2021 по делу А41-17767/21 по заявлению акционерного общества "Мособлгаз" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании, третьи лица: ТУ Росимущества в Московской области,
при участии в заседании:
от АО "Мособлгаз" - Краснощекая З.Б. по доверенности от 30.12.2021;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от ТУ Росимущества в Московской области - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мособлгаз" (далее - общество, АО "Мособлгаз") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения от 17.12.2020 N КУВД-001/2020-13768694/2 об отказе в государственной регистрации права собственности АО "Мособлгаз" на объект газового хозяйства: ГРП-4 (625), расположенное по адресу: Московская область, Одинцовский район, пос.Новый городок, обязании произвести регистрационные действия.
К участию в деле в третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТУ Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.06.2021 по делу N А41-17767/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей управления и третьего лица.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
АО "Мособлгаз" обратилось с заявлением от 03.09.2020 N MFC - 0555/2020- 655406-1 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект газового хозяйства - ГРП-4 (625) расположенное по адресу: Московская область, Одинцовский район, пос. Новый городок.
Управление уведомлением от 17.09.2020 приостановило осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с тем, что согласно сведениям из ЕГРН в отношении вышеуказанного объекта недвижимости содержится запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
В целях устранения причин, препятствующих государственной регистрации права АО "Мосооблгаз" на объект с кадастровым номером 50:20:0090412:2720 представило дополнительные документы, однако уведомлением от 17.12.2020 N КУВД-001/2020-13768694/2 управление отказало АО "Мособлгаз" в государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Указанный отказ общество считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратилось в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (п. 5 ст. 18 Закона о регистрации), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации.
Пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 29 Закона о регистрации).
В качестве причины приостановления государственной регистрации прав регистрирующий орган указал, что согласно сведениям из ЕГРН в отношении спорного объекта содержится запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Спорный объект недвижимости (ГРП-4 (625)) с кадастровым номером 50:20:0090412:2720 (пункт 325 - нумерация указана в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29.11.2013 N 1094 "О передаче объектов газового хозяйства в собственность Московской области" (далее - Приказ) на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29.11.2013 N 1094 "О передаче объектов газового хозяйства в собственность Московской области" и Передаточного акта по передаче объектов газового хозяйства в собственность Московской области от 30.07.2015 N 2 передан из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Московской области.
Передача объектов газового хозяйства в собственность Московской области осуществлена, среди прочего, в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Указанной нормой Закона N 122-ФЗ предусмотрена возможность передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и определен порядок такой передачи.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет передачу имущества Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Данными решениями утверждаются перечни передаваемого имущества (абзац 20 пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
При этом указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац 21 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Абзацем 33 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с указанной нормой права, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право собственности субъекта Российской Федерации - Московской области возникло с даты принятия соответствующего решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, а именно с даты принятия Приказа от 29.11.2013 N 1094.
Впоследствии собственником указанного объекта с кадастровым номером 50:20:0090412:2720 - Московской областью осуществлено закрепление его на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием газового хозяйства Московской области на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 21.08.2015 N 13ВР-1329.
В свою очередь ГУП МО "Мособлгаз" реорганизовано в порядке преобразования в АО "Мособлгаз".
Таким образом, объект недвижимости - ГРП-4 (625) с кадастровым номером 50:20:0090412:2720 вошел в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП МО "Мособлгаз" согласно приложению 1 (пункт 430 подраздела 1.1.2 раздела 1) к Закону Московской области от 18.10.2017 N 172/2017-03 "Об условиях приватизации имущественного комплекса ГУП газового хозяйства Московской области" и передан от ГУП МО "Мособлгаз" в состав имущественного комплекса АО "Мособлгаз" по передаточному акту подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП газового хозяйства Московской области от 11.12.2017.
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном Интернет портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 18.10.2017.
При этом согласно пункту 2 статьи 57 Закона о регистрации при переходе прав на военное недвижимое имущество на основании решения о передаче военного недвижимого имущества государственная регистрация прав на такой объект недвижимости осуществляется без заявления о государственной регистрации перехода права собственности Российской Федерации, без заявления о прекращении вещных прав собственника (правообладателя) такого объекта недвижимости.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанную информацию с учетом положений статьи 57 Закона о регистрации, имеются основания для государственной регистрации права собственности АО "Мособлгаз" на объект недвижимости с кадастровым номером 50:20:0090412:2720 с единовременным прекращением права собственности Российской Федерации на него без соответствующего заявления о прекращении вещных прав собственника (правообладателя) такого объекта недвижимости.
Наличия спора о праве в настоящем случае, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имеется, ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом такого спора не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обществом были представлены все необходимые документы для совершения регистрационных действий, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.06.2021 по делу N А41-17767/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17767/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: Управление Росреестра по МО
Третье лицо: ТУ Росимущества в МО