05 августа 2021 г. |
Дело N А84-6663/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 05.08.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой В.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Альтернативные ресурсы" - Маслов И.В., представитель по доверенности от 23.11.2020 N 2311, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" - Ольжич О.О., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 23, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтернативные ресурсы" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 31.03.2021 по делу N А84-6663/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Альтернативные ресурсы"
(ИНН 9204016661, ОГРН 1149204034110)
к Правительству Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231),
обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь"
(ОГРН 1189204000820, ИНН 9204568422),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков:
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр)
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтернативные ресурсы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Правительству Севастополя, обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" о признании права собственности на земельный участок общей площадью 5 000,00 кв.м., необходимого для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости, расположенного по адресу: г. Севастополь, 15 км. Автодороги Р-27 Севастополь-Инкерман, 1.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 31.03.2021 года по делу N А84-6663/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Альтернативные ресурсы" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к необоснованному выводу о том, что истец, обращаясь в суд с данным иском, желает приобрести земельный участок под принадлежащими ему строениями в собственность бесплатно и обойти установленный законом порядок приобретения права собственности на землю.
Правительство Севастополя и общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" представили суду отзывы на апелляционную жалобу, в которых выразили свое несогласие с доводами истца, указывая на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а потому оснований для его отмены не имеется.
В ходе судебного заседания представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
07.03.2006 года между Главным управлением жилищно-коммунального хозяйства Севастопольской городской государственной администрации (далее - ГУЖКХ), Управлением капитального строительства СГГА (УКС) и ООО "Славянская гавань" (инвестор) был заключён инвестиционный договор, согласно условиям которого, стороны в порядке и на условиях, определённых договором, принимают участие в организации системы обращения с отходами на территории города Севастополя, в том числе, в строительстве мусороперерабатывающего комплекса (МПК) на территории Полигона, путём привлечения инвестиций и разделяют между собой право собственности на объекты инвестирования по адресу: г. Севастополь, Первомайская балка.
Объект инвестиций - мусороперерабатывающий комплекс. Технические характеристики МПК определяются проектно-сметной документацией, разработанной и согласованной в порядке, установленном действующим законодательством (приложение 1 к договору).
В соответствии с пунктом 2.6. Инвестиционного договора, Инвестор за счёт собственных денежных средств и своими силами либо с привлечением подрядных строительных организаций осуществляет строительство МПК на Полигоне.
09.11.2008 года Распоряжением N 904р городской государственной администрацией города Севастополя был утверждён Акт государственной приёмочной комиссии о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта - Мусороперерабатывающего комплекса с административно-бытовым корпусом.
01.12.2008 года между Главным управлением жилищно-коммунального хозяйства Севастопольской городской государственной администрации, Управлением капитального строительства СПА (УКС) и ООО "Славянская гавань" (инвестор) был подписан Акт приёма-передачи Мусороперерабатывающего комплекса с административно-бытовым корпусом на основании Инвестиционного договора от 07.03.2006 года.
В соответствии с Инвестиционным договором, стороны договорились, что в результате раздела права собственности - к ООО "Славянская гавань" на основании Акта приёма-передачи от 01.12.2008 года переходит 100% собственности Мусороперерабатывающего комплекса с административно-бытовым корпусом.
Пунктом 2.5. Инвестиционного договора установлено, что ГУЖКХ предоставляет инвестору для строительства МПК земельный участок, расположенный в границах 2-ой очереди Полигона. Привязка земельного участка на Полигоне согласовывается Сторонами, о чём делается отметка в плане расположения Полигона, подписанного Сторонами, который является приложением N 2 к настоящему Договору.
В силу пункта 3.1.1. Инвестиционного договора, ГУЖКХ предоставляет инвестору для строительства МПК земельный участок, расположенный в границах землеотвода, выделенному Управлению коммунального хозяйства для строительства Полигона ТБО в Первомайской балке на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 07 июля 1995 года N II-КМ N 005178, в соответствии с проектно-сметной документацией на строительство МПК.
В рамках действия Инвестиционного договора, а именно, пункта 3.1.1, для строительства МПК был предоставлен земельный участок, общей площадью 5 345,2 кв.м., согласно утверждённому начальником ГУЖКХ по г. Севастополю Генплану.
Изначально, правовой титул всего земельного участка, на котором располагается Полигон "Первомайская балка" был определён государственным актом на право постоянного пользования землей от 07 июля 1995 года (серия бланка П-КМ N 005178, регистрационный номер в Книги записи Государственных Актов на постоянное пользование землей N 272), по которому Управлению коммунального хозяйства города Севастополя был выделен весь массив земельного участка, общей площадью 19 гектаров, для строительства Полигона для складирования твердых бытовых отходов.
09.12.2014 года между ООО "Славянская гавань" и ООО "Альтернативные ресурсы", был заключён договор купли-продажи недвижимого имущества, зарегистрированный нотариусом города Севастополя Егоровой С.И. в реестре за N 3-1476, согласно которого, ООО "Альтернативные ресурсы" является собственником нежилого здания общей площадью 1484,1 кв.м., кадастровый номер 91:04:043001:10, расположенного по адресу: г. Севастополь, 15 км автодороги Р-27 Севастополь-Инкерман, 1 (цех по сортировке и прессовке ТБО) лит. "Б" и нежилого здания общей площадью 300,3 кв.м., кадастровый номер 91:0:000000:1, расположенного по адресу: г. Севастополь, 15 км автодороги Р-27 Севастополь-Инкерман, 1.
31.12.2014 года ООО "Альтернативные ресурсы" Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя были выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты:
- нежилое здание, площадью 300,30 кв.м., лит. "А", этажность 2 по адресу: г. Севастополь, 15 км автодороги Р-27, Севастополь-Инкерман, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись регистрации N 92-91-4/2009/2014-163 от 31.12.2014; кадастровый номер 91:00:000000:1;
- нежилое здание, площадью 1484,10 кв.м., лит. "Б", этажность 1 по адресу: г. Севастополь, 15 км автодороги Р-27, Севастополь-Инкерман 1, цех по сортировке и прессовке ТБО, лит. "Б", о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись регистрации N 92-91-4/2009/2014-157 от 31.12.2014; кадастровый номер 91:04:043001:10.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2018 года N 434-РДИ "Об условиях приватизации Государственного унитарного предприятия города федерального значения Севастополя "Благоустройство города "Севастополь", приватизировано Государственное унитарное предприятие города федерального значения Севастополя "Благоустройство города "Севастополь" путём преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь", 100% долей в уставном капитале которого находятся в собственности города Севастополя.
25.01.2018 года Департаментом утверждён передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП города федерального значения Севастополя "Благоустройство города "Севастополь" обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь", которым также передан земельный участок с кадастровым номером 91:04:043001:7, площадь которого составляет 206622 +/- 91,27 кв.м. (приложение 1 к распоряжению N 343 РДИ).
3емельный участок площадью 206 622 кв.м. с кадастровым номером 91:04:043001:7, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.09.2017 года N 11996-РДЗ был включен в реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь, земельный участок, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.09.2017 года зарегистрирован за субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Севастополь.
В соответствии с п.п. "в" п. 13 Распоряжения от 25.01.2018 года N 434-РДИ "Об условиях приватизации Государственного унитарного предприятия города федерального значения Севастополя "Благоустройство города "Севастополя", 100 % долей в уставном капитале находятся в собственности города Севастополя, ООО "БГС" осуществило юридические действия по государственной регистрации перехода к Обществу права собственности на имущество, переданное в соответствии с передаточным актом.
Земельный участок с кадастровым номером 91:04:043001:7, кадастровой стоимостью 124 615 794,42 рубл, 30.03.2018 года зарегистрирован на праве собственности за ООО "БГС" на основании Распоряжения N 434-РДИ и передаточного акта от 25.01.2018 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, (номер государственной регистрации 91:04:043001:7-91/001/2018-3).
13.09.2017 года ООО "Альтернативные ресурсы" обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию, предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, 15 км Автодороги Р-27 Севастополь-Инкерман, 1.
Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя указанное заявление рассмотрено, дан ответ об отказе в предоставлении государственной услуги, в связи с выявлением следующих фактов.
Согласно письму Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.10.2017 года исх. N 32287/05-05-21/17, установлено, что в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Законность указанного решения Департамента была предметом судебного обжалования по заявлению ООО "Альтернативные ресурсы" по делу N А84-4915/17, рассмотренному Арбитражным судом города Севастополя (решение от 18.05.2019). Судом был сделан вывод о том, что Департамент действовал в пределах своих полномочий и правомерно принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности от 17.10.2017 года N 32287/05-05-21/17.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19.04.2018 года N 4494-РДЗ "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, 15 км автодороги Р-27, Севастополь - Инкерман, 1, площадью 5090 кв.м.", образован земельный участок площадью 5090 кв.м. путём раздела земельного участка с кадастровым номером 91:04:043001:7 с сохранением его в измененных границах, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, 15 км автодороги Р-27, Севастополь - Инкерман, 1, площадью 5090 кв.м., кадастровый номер 91:04:043001:7, отнесён образуемый земельный участок к категории земель "земли населенных пунктов", определён вид разрешенного использования "специальная деятельность".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13.08.2018 года по делу N А84-1388/18, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2018 года, Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19.04.2018 года N 4494-РДЗ было признано незаконным.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
ООО "БГС" включил в состав основных средств имущество и провёл государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок под кадастровым номером 91:04:043001:7 (номер государственной регистрации 91:04:043001:7-91/001/2018-3).
Судом установлено, что на дату принятия Распоряжения 19.04.2018 года N 4494-РДЗ, земельный участок с кадастровым номером 91:04:043001:7, выбыл из государственной собственности города Севастополя в результате его передачи в уставной капитал ООО "Благоустройство города "Севастополь", в связи с чем, был сделан вывод о том, что Распоряжение N 4494-РДЗ противоречит требованиям пункта 4 статьи 11.2, статьи 11.3, 11.10, главе V.1 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы ООО "БГС", как собственника земельного участка с кадастровым номером 91:04:043001:7.
По мнению истца, несмотря на то обстоятельство, что прежние собственники объектов недвижимости на спорном земельном участке не оформили документы, удостоверяющие право на земельный участок, на котором находятся указанные объекты недвижимости, к новому приобретателю объектов недвижимости - ООО "Альтернативные ресурсы", в силу части 1 статьи 35 ЗК РФ перешло право на земельный участок на тех же условиях и в том же объёме, что и у прежнего собственника, поэтому к истцу перешли те же права на земельный участок, которые были у предыдущего собственника, то есть право постоянного (бессрочного) пользования.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Севастополя с требованиями о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 5 000,00 кв.м., необходимого для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости, расположенного по адресу: г. Севастополь, 15 км. Автодороги Р-27 Севастополь-Инкерман, 1.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав. При этом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. Иск о признании права собственности является одним из способов восстановления и защиты нарушенного права собственности. Удовлетворяя такой иск, суд лишь подтверждает ранее возникшее по установленным законом основаниям право собственности истца на индивидуально-определенную вещь.
Пунктами 1 и 2 статьи 8.1 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определённому лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьями 209, части 2 статьи 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (часть 2 статьи 223 ГК РФ).
Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 131 ГК РФ).
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статьи 217 ГК РФ).
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона N 122-ФЗ, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
По мнению истца, в связи с тем, что требования об изъятии земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Альтернативные ресурсы" на праве собственности, кем-либо не заявлялись, то спорный земельный участок, на котором возведены объекты недвижимости, в рамках Инвестиционного договора от 07.03.2006 года, был предоставлен Инвестору в бессрочное пользование.
При этом, ООО "Альтернативные ресурсы" ссылается на положения пункта 5.4. Инвестиционного договора, в соответствии с которым, Главное управление жилищно-коммунального хозяйства Севастопольской городской государственной администрации и Управление капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации "будут содействовать в передаче Инвестору (ООО "Славянская гавань") на правах собственности либо аренды сроком на 49 календарных лет, с целью эффективного использования МПК на Полигоне земельного участка, на котором будет построен МПК в соответствии со Схемой размещения МПК в границах 2-ф очереди Полигона".
Указанные выше доводы истца, по мнению судебной коллегии, являются ошибочными и были обоснованно отклонены судом первой инстанции исходя из того, что между Российской Федерацией и Республикой Крым 18.03.2014 года был подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Пунктом 3 статьи 1, статьей 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (18.03.2014) в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В соответствии с пунктом 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся до принятия настоящего Решения на территории города-героя Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Законом города Севастополя от 23.04.2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя", определяется порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, на основании положений статьи 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 01 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя; право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя; все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя; право коллективной собственности на землю признается правом частной собственности юридического лица.
Положениями статьи 3 Закона N 46-ЗС урегулировано, что предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Организации, учрежденные инвалидами или общественными организациями инвалидов, приобретают земельные участки, предоставленные им на праве постоянного пользования земельным участком до вступления в силу Федерального конституционного закона, в собственность бесплатно. Религиозные организации, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, приобретают такие земельные участки в собственность бесплатно или на праве безвозмездного пользования по своему выбору, а под зданиями, строениями, сооружениями религиозного и благотворительного назначения, находящимися в их собственности, - в собственность бесплатно.
Как установлено пунктом 4 статьи 3 Закона N 46-ЗС, до 01 января 2023 года юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки в аренду или приобрести земельные участки в собственность. При этом, условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, возможность перехода земельного участка из государственной собственности в частную безвозмездно, ни общими нормами гражданского законодательства и специальными нормами законодательства о приватизации, ни региональным законодательством, не предусмотрена, а следовательно, ООО "Альтернативные ресурсы", обращаясь в суд с данными исковыми требованиями, имеет намерение приобрести земельный участок под принадлежащими ему строениями в собственность бесплатно и обойти установленный законом порядок приобретения права собственности на землю, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 31 марта 2021 года по делу N А84-6663/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтернативные ресурсы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6663/2020
Истец: ООО "Альтернативные ресурсы"
Ответчик: ООО "Благоустройство города "Севастополь", Правительство Севастополя
Третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ДИЗО, Севреестр