г. Москва |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А40-16271/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Сазоновой Е.А,
Судей: Елоева А.М., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Казённого предприятия города Москвы "Управление гражданского строительства"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2021,
принятое судьей Ламоновой Т.А. (шифр судьи 180-121)
по делу N А40-16271/21,
по иску Акционерного общества "ВК Комфорт" (ОГРН 1097746503106, 101000, Москва, ул.Мясницкая, д.13 стр.10, этаж 3 ком.15)
к Казённому предприятию города Москвы "Управление гражданского строительства" (ОГРН 1037719025376, 127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д.16 стр.2, этаж 3 помещ./ком. I/9)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Евстафьев К.В.по доверенности от 30.06.2021;
от ответчика: Бочко А.И. по доверенности от 13.05.2021;
УСТАНОВИЛ:
Акционерного общества "ВК Комфорт" (истец) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Казённому предприятию города Москвы "Управление гражданского строительства" (ответчик) о взыскании задолженности в размере 222 212 руб. 12 коп., судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02 июня 2021 года по делу N А40-16271/21 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая доводы апелляционной жалобы, ответчик ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств по делу, несоответствие выводов суда доказательствам по делу.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просил отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, считает, что решение суда обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в период с 21.02.2017 по 28.02.2019 осуществлял управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корпус 2038 на основании результатов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных Протоколом от 08.02.2017.
В указанном многоквартирном доме, ответчику на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:10:0006008:6403, 77:10:0006008:6402, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Истец оказал ответчику услуги по содержание и ремонту общего имущества и предоставлял коммунальные услуги, что подтверждается договорами с подрядчиками, ресурсоснабжающими организациями и актами выполненных работ.
Поставка ресурсов в многоквартирный дом, находящийся в управлении истца, в соответствии с имеющимися в деле договорами, заключенными с ресурсоснабжающими организациями, осуществлялась надлежащим образом. Коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилых помещений оказывались собственникам многоквартирного дома в полном объеме и надлежащего качества. Претензий по качеству оказанных услуг в адрес истца не поступало.
Начисление за жилищные и коммунальные услуги осуществляется истцом по ставкам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Москвы на соответствующий год.
Ответчик в нарушение положений ст.ст.153-158 ЖК РФ не вносил платежи за содержание и ремонт многоквартирного дома за период с 21.02.2017 по 28.02.2019, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность на общую сумму 222 212 руб. 12 коп. по оплате жилищных услуг за помещения, расположенные по адресу: г.Москва, г.Зеленоград, корпус 2038, оф. N 2, N 5.
Претензия истца от 28.12.2020 об оплате задолженности, ответчиком оставлена без удовлетворения.
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение, а также у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Исходя из смысла вышеуказанных статей, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные.
В силу ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуги.
В силу положений ст.ст.309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Удовлетворяя исковые требования, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст. 37, 39, 158 ЖК РФ, ст.ст. 123.22, 210, 290, 299 ГК РФ, установив факт оказания истцом услуг в спорный период, суд первой инстанции, исходил из доказанности наличия обстоятельств, подтверждающих факт нарушения ответчиком обязательств по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считает, что, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы ответчика об обратном, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Частью 9.2 ст.156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату электрической энергии, потребляемой при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (Минимальный перечень услуг, работ).
Поскольку размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников помещений в многоквартирном доме, тарифы для населения применяются ко всему объему коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаемому в расчет размера платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с ч.10 ст.12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату электрической энергии потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Для первоначального включения расходов, указанных в ч. 9 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из совокупности положений ч.ч.9, 10 ст.12 Федерального закона N 176-ФЗ следует, что под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения с 1 января 2017 года, которое производится путем суммирования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом:
- установленного в многоквартирном доме в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
- размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующего на 1 ноября 2016 года и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года.
В платежном документе на внесение платы за содержание жилого помещения в графе плата за содержание общего имущества отдельными строками указать размер платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, по каждому виду ресурса.
В Письме Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения" дано разъяснение о порядке определения размера расходов электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме без привязки к нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.
В соответствии с ч.10 ст.12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Таким образом, размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг.
Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество вмногоквартирном доме.
Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.
Таким образом, до утверждения в установленном порядке нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме расчет размера расходов допускается исходя из фактического объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Кроме того, в соответствии с п. 9.1.-9.2. ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корпус 2038 оборудован автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, которая обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний всех приборов учета как индивидуальных, так и общедомовых.
Таким образом, АО "ВК Комфорт" правомерно определяет размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (электрическая энергия), исходя из показаний этой системы учета.
Ссылки ответчика на обязанность применения ставок и цен, установленных Приложением N 5 к постановлению Правительства Москвы от 13.12.2016 N 848-ПП и Приложением N 5 к постановлению Правительства Москвы от 04.12.2018 N 1497-ПП, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
По итогам результатов открытого конкурса, оформленных протоколом N 211216/2966798/01 от 08.02.2017 рассмотрения заявок участников в открытом конкурсе по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом, проведенного Управой района Крюково г. Москвы с собственниками по указанному многоквартирному дому был заключен договор управления от 10.02.2017.
Разделом 4 указанного договора управления установлена плата за услуги управляющей организации по управлению многоквартирным домом и порядок ее изменения.
Пунктом 10.1 установлен срок действия договора управления до 21.02.2020.
Таким образом, в спорный период решение об установлении стоимости услуг управляющей организации по управлению многоквартирным домом, в том числе стоимость услуги "Содержание и ремонт" была выбрана собственниками.
Согласно ч.4 ст. 162 ЖК РФ, условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, то такой размер платы применяется для расчета стоимости содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме пропорционально площади помещения собственника.
Установленный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме размер платы должен быть применим и к нежилым помещениям.
Расходы на содержание общего имущества распределяются между всеми собственниками в долях, определяемых соотношением принадлежащих им площадей. При этом не имеет значения, было ли фактически использовано это имущество.
Таким образом, расчет начислений произведен истцом в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из положений ст.ст. 9, 65 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Поскольку факт оказания истцом коммунальных и эксплуатационных услуг в спорный период подтверждается материалами дела, при отсутствии со стороны ответчика претензий по количеству и качеству предоставленных услуг, доказательств опровергающих наличие долга либо доказательств его погашения, суд первой инстанции обоснованно счел требования истца документально подтвержденными и подлежащими удовлетворению в части.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, п.1 ст.269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2021 по делу N А40-16271/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Сазонова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16271/2021
Истец: АО "ВК КОМФОРТ"
Ответчик: КАЗЁННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22234/2022
22.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24303/2021
05.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41804/2021
02.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-16271/2021