город Ростов-на-Дону |
|
04 августа 2021 г. |
дело N А32-16018/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Барановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель не явился, извещен;
от Киндяковой Е.Г. - представитель Шуваев Виталий Викторович по доверенности от 17.09.2020, паспорт;
от Киндякова Е.В. - представитель не явился, извещен;
от третьих лиц - представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономики Краснодарского края
на определение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.06.2021 по делу N А32-16018/2019
об оставлении искового заявления без рассмотрения
по иску Министерства экономики Краснодарского края
к Киндякову Евгению Владимировичу, Киндяковой Екатерине Геннадьевне
при участии третьих лиц: Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю; ООО "Алпина"
о привлечении к субсидиарной ответственности, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
министерство экономики Краснодарского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении контролирующих ООО "Алпина" лиц - Киндякова Евгения Владимировича и Киндякову Екатерину Геннадьевну к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед бюджетом Краснодарского края в размере 3 679 557 руб.; о взыскании с Киндякова Евгения Владимировича и Киндяковой Екатерины Геннадьевны в пользу бюджета Краснодарского края в лице департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713 ОГРН 106230824371, г. Краснодар, ул. Красная, д. 35, 350014) задолженности в размере 3 679 557 руб.
Определением суда от 15.06.2021 заявление Министерства экономики Краснодарского края о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц ООО "Алпина" оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность определения, просил отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 мая 2018 г. производство по делу N A32-51421/2017-38/106-Б о признании ООО "Алпина" несостоятельным (банкротом) прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве. Должного внимания со стороны должника и (или) его контролирующих лиц сложившимся обстоятельства в рамках дела о банкротстве N A32-51421/2017-38/106-Б не оказано, никаких сведений или позиции относительно предъявленных министерством требований к ООО "Алпина" в рамках указанного дела ни самим должником, ни контролирующими лицами не представлено. По мнению министерства, вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей генеральным директором ООО "Алпина" Киндяковым Е.В. не было произведено погашение задолженности перед бюджетом Краснодарского края в размере 3 679 557 руб. в соответствии с положениями абзаца третьего пункта 3.1 статьи 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) единственным учредителем ООО "Алпина" Киндяковой Екатериной Владимировной своевременно не исполнена обязанность по принятию решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве. На сегодняшний день, по мнению министерства, приняты исчерпывающие меры по взысканию задолженности с ООО "Алпина" в пользу бюджета Краснодарского края. В связи с чем, следует вывод о неплатежеспособности ООО "Алпина" и достаточности оснований неправомерности действий (бездействия) контролирующих должника лиц, а также об отсутствии намерения исполнять обязательства перед кредиторами. Наличие исполнительных производств по решениям Арбитражного суда Краснодарского края в отношении ООО "Алпина" не препятствует рассмотрению по существу заявления о привлечении контролирующих ООО "Алпина" лиц Киндякова Евгения Владимировича и Киндяковой Екатерины Геннадьевны к субсидиарной ответственности по обязательствам общества. Оставление заявления министерства о привлечении контролирующих ООО "Алпина" лиц к субсидиарной ответственности без рассмотрения, фактически приводит к ограничению в праве на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В судебное заседание Киндяков Е.В. и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Киндяковой Е.Г. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв не предоставил, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского и ООО "Алпина" были заключены договоры о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства от 18 октября 2013 года N 62/13 С и от 23 декабря года N 165/14С (далее соответственно - договор субсидирования от 18.10.2013 N 62/13С, договор субсидирования от 23.12.2014 N 165/14С).
В соответствии с пунктом 2 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 января 2015 года N 40 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года N "О министерстве экономики Краснодарского края" министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 8 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 октября 2015 года N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края переименован в департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент).
Согласно условиям указанных договоров субсидирования ООО "Алпина" были предоставлены бюджетные средства в форме субсидий в размере 3 679 557 руб. (в том числе 2 793 883 руб. по договору субсидирования от 18 октября 2013 года N 62/13 С и 885 674 руб. по договору субсидирования от 23 декабря 2014 года N 165/14С) для оплаты первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), что подтверждается платежными поручениями N 8748587 от 5 ноября 2013 года и N 390679 от 29 декабря 2014 года.
В соответствии с условиями указанных договоров субсидирования ООО "Алпина" по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договоров финансовой аренды (лизинга), указанных в пункте 2.1 договоров субсидирования, обязано представлять в уполномоченный орган отчетную документацию, предусмотренную пунктами 4.3 и 4.4 договоров субсидирования.
Согласно пунктам 4.6 и 5.1 договора субсидирования от 18 октября 2013 года N 62/13С и пунктам 4.6 и 6.1 договора субсидирования от 23 декабря 2014 года N 165/14С, если соответствующая информация не представляется в уполномоченный орган в срок не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления ООО "Алпина" подлежат возврату в краевой бюджет в 3 соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Указанные сведения в уполномоченный орган в установленный договором срок должником не представлены.
О необходимости возврата в бюджет Краснодарского края сумм полученных субсидий должник на основании пункта 5.3 договора субсидирования от 23.10.2013 N 62/1ЗС и пункта 6.3 договора субсидирования от 23.12.2014 N 165/14С уведомлен письмами N N 333-920/15-02-04 и от 14 октября 2015 года - N 2359/15-02-04 соответственно.
В связи с неисполнением должником обязательств по возврату полученных субсидий, департамент обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковыми заявлениями о взыскании имеющейся задолженности.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Краснодарского края требования департамента удовлетворены в полном объеме, с ООО "Алпина" в пользу департамента взыскано:
1) Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 декабря 2015 года по делу N А32-28568/2015 - задолженность по договору субсидирования от 18 октября 2013 года N 62/13С в размере 2 793 883 руб.;
2) Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 5 декабря 2016 года по делу N А32-31165/2016 - задолженность по договору субсидирования от 23 декабря 2014 года N 165/14С в размере 885 674 руб.
На основании исполнительных листов ФС N 007325642 от 12 апреля 2016 года и ФС N 016493380 от 10 января 2017года, выданных арбитражным судом Краснодарского края, возбуждены исполнительные производства N 33992/16/23054-ИП от 13 июля 2016 года и N 55019/17/23054-ИП от 13 июля 2017 года соответственно.
До настоящего времени ООО "Алпина" полученная сумма субсидий в размере 3 679 557 руб. (в том числе: по договору субсидирования от 18 октября 2013 года N 62/13С в размере 2 793 883 руб. и по договору субсидирования от 23 декабря 2014 года N 165/14С в размере 885 674 руб.) в бюджет Краснодарского края не возвращена.
Судом установлено, что Министерство экономики Краснодарского края (далее также - министерство) как уполномоченный орган Краснодарского края по представлению требований Краснодарского края по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании ООО "Алпина" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 ноября 2017 года на основании заявления министерства возбуждено дело N А32-51421/2017-3 8/106-Б о несостоятельности (банкротстве) в отношении ООО "Алпина". Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 мая 2018 года производство по делу N А32-51421/2017-38/106-Б о признании ООО "Алпина" несостоятельным (банкротом) прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
По мнению заявителя, вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей генеральным директором ООО "Алпина" Киндяковым Е.В. не было произведено погашение задолженности перед бюджетом Краснодарского края в размере 3 679 557 руб.
Обратившись в суд с настоящим заявлением, заявитель сослался на неплатежеспособность ООО "Алпина" и достаточность оснований для выводов о неправомерности действий (бездействия) контролирующих должника лиц, а также об отсутствии намерения исполнять обязательства перед кредиторами и привлечении контролирующих ООО "Алпина" лиц Киндякова Евгения Владимировича и Киндяковой Екатерины Геннадьевны к субсидиарной ответственности по обязательствам общества в порядке статьи 61.14 Закона о банкротстве.
Определением суда от 15.06.2021 настоящее заявление оставлено без рассмотрения.
Определение мотивировано тем, что министерство преждевременно обратилось с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве, поскольку исполнительные производства, возбужденные на основании решений Арбитражного суда Краснодарского края по делам N А32-28568/2015, N А32-31165/2016, о взыскании с ООО "Алпина" задолженности в общей сумме 3 679 557 руб. не окончены.
Между тем, суд не учел следующее.
Оставление иска без рассмотрения представляет собой одну из форм окончания производства по делу без вынесения решения и допускается только по основаниям, предусмотренным законом.
При этом, оставление заявления без рассмотрения существенным образом затрагивает права лиц, участвующих в деле, и, прежде всего истца, поэтому законодатель сформулировал исчерпывающий перечень оснований для оставления заявления без рассмотрения, который не подлежит расширительному толкованию.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что:
1) в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
2) истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;
3) при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве;
4) заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве;
5) имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено;
6) стороны заключили соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда во время судебного разбирательства до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если любая из сторон заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено;
7) исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано;
8) заявлено исковое требование о взыскании судебных расходов, которое подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса;
9) истец повторно не явился в судебное заседание, в том числе по вызову суда, и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.
В соответствии с частью 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Апелляционный суд отмечает, что преждевременное обращение с исковым заявлением таким основанием не является, такое основание законом не предусмотрено. Иных оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных АПК РФ, либо иным законом, судом не установлено.
В связи с чем, оснований для оставления заявления Министерства экономики Краснодарского края без рассмотрения в соответствии со статьей 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Заявление Министерства экономики Краснодарского края о привлечении контролирующих ООО "Алпина" лиц - Киндякова Евгения Владимировича и Киндякову Екатерину Геннадьевну к субсидиарной ответственности по обязательствам должника подлежит рассмотрению по существу.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения спора по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2021 по делу N А32-16018/2019 об оставлении искового заявления без рассмотрения отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Судья |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16018/2019
Истец: Министерство экономики Краснодарского края
Ответчик: Директор Киндяков Евгений Владимирович, Киндяков Евгений Владимирович, Киндякова Екатерина Геннадьевна, ООО "Алпина", Учредитель Киндякова Е. Г.
Третье лицо: Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, УФССП по КК
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8280/2022
08.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8123/2022
29.03.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16018/19
28.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10983/2021
04.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13963/2021
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16018/19