г. Киров |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А29-3807/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Коммунальник"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2021 по делу N А29-3807/2021
по заявлению акционерного общества "Коммунальник" (ИНН 1112005577, ОГРН 1051100860557)
к межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (ИНН 1101486195, ОГРН 1041100424221)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коммунальник" (далее - заявитель, АО "Коммунальник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее - ответчик, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, Управление, административный орган) от 24.03.2021 N 03-21/02, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Коммунальник" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, признав незаконным постановление Управления от 24.03.2021 или снизив размер административного штрафа до 400 000 рублей.
По мнению заявителя жалобы, ответчиком пропущен срок для привлечения к административной ответственности, поскольку нарушение выявлено органом в 2013 году. АО "Коммунальник" указывает, что оно является арендатором скважин, осуществляет добычу подземных вод в целях обеспечения водой населения, подача воды не могла быть приостановлена до получения соответствующей лицензии в целях недопущения санитарной и экологической катастрофы, в то же время осуществление данной деятельности в указанном конкретном случае не повлекло того вреда, которое могло повлечь прекращение Обществом водоснабжения жителей населенного пункта. Из апелляционной жалобы следует, что АО "Коммунальник" находится в трудном материальном положении, задолженность абонентов составляет более 58 000 000 рублей, поставки водоснабжения населению с.Объячево не приносят прибыли АО "Коммунальник", напротив, предприятие несет убытки в связи с обеспечением водоснабжения потребителей с.Объячево. Кроме того Обществом приведены доводы о наличии оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.06.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением в период с 01.02.2021 по 01.03.2021 на основании приказа от 12.01.2021 N 2 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства о недрах.
В ходе проверки установлено, что АО "Коммунальник" владеет скважиной N 24/96 на основании договора аренды от 01.05.2018 N 8, заключенного с Управление муниципальной собственностью администрации муниципального района "Прилузский", на период с 01.05.2018 по 30.04.2028.
Согласно акту обследования от 01.02.2021 данная скважина является действующей, имеет постоянный режим работы с объемом водоотбора 490 куб. м в сутки, используется в целях питьевого водоснабжения потребителей на территории с. Объячево.
Общество осуществляет недропользование, добывая водные ресурсы, в отсутствие лицензии на пользование недрами (водными объектами), необходимой для эксплуатации указанной скважины.
Данные обстоятельства признаны Управлением нарушением Обществом статьи 11, пункта 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Результаты проверки отражены в акте от 01.03.2021 N 03/21-04.
17.03.2021 должностное лицо Управления составило в отношении АО "Коммунальник" протокол N 03-21/ПВ-02юл об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, 24.03.2021 должностное лицо Управления вынесло в отношении АО "Коммунальник" постановление N 03-21/02 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности ответчиком в действиях заявителя всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения, не усмотрев существенных нарушений в ходе проведения проверки и при производстве по делу об административном правонарушении, отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2021 N 03-21/02.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Материалами дела подтверждено и заявителем не оспорено, что АО "Коммунальник" осуществляет недропользование, добывая водные ресурсы из скважины, в отсутствие лицензии.
Данные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административных правонарушений.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Обществом заявлено о совершении правонарушения в состоянии крайней необходимости.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Из смысла приведенной нормы закона следует, что обязательными условиями для признания действий лица в состоянии крайней необходимости являются: вред причинен для устранения опасности, угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства; опасность должна быть непосредственной, а не абстрактной и способной наступить в будущем; опасность не могла быть устранена иначе как совершением административного правонарушения; причиненный вред должен быть меньше, чем предотвращенный вред.
Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена исключительно в результате совершения административного правонарушения. Из анализа данной нормы следует, что важными условиями (критериями) для классификации и отнесения деяния к крайней необходимости являются предотвращение виновным лицом грозящей опасности и защита от еще большей опасности.
В рассматриваемом случае действия заявителя, выразившиеся в нарушении порядка пользования недрами, невозможно квалифицировать как совершенные в состоянии крайней необходимости, поскольку Общество имело реальную возможность устранить опасность иными средствами, а именно: своевременно получить лицензию.
Осуществление добычи подземных вод в целях обеспечения водой населения, вопреки мнению заявителя, не является основанием для признания правонарушения (пользование недрами без лицензии) совершенным в состоянии крайней необходимости.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Пользование недрами без лицензии является длящимся правонарушением, выявлено ответчиком в ходе проведенной в период с 01.02.2021 по 01.03.2021 проверки. Днем обнаружения административного правонарушения является дата составления акта проверки N 03/21-04, то есть 01.03.2021, следовательно, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения 24.03.2021 постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Оспариваемым постановлением АО "Коммунальник" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и положений части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд апелляционной инстанции усматривает, что административный штраф в размере 800 000 рублей, назначенный Управлением Обществу, носит неоправданно карательный характер и выходит за рамки возложенной на законодательство об административных правонарушениях задачи по защите порядка осуществления государственной власти, собственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, влечет избыточное ограничение прав юридического лица и существенные для лицензиата обременения, которые при привлечении его к административной ответственности могут оказаться непосильными и привести к серьезным последствиям.
В связи с этим, учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствий, апелляционный суд полагает возможным изменить размер назначенного Обществу постановлением Управления от 24.03.2021 N 03-21/02 административного штрафа, снизив его до 400 000 рублей.
Административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей в данном случае отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2021 по делу N А29-3807/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2021 по делу N А29-3807/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Коммунальник" - без удовлетворения.
Снизить назначенный акционерному обществу "Коммунальник" постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 24.03.2021 N 03-21/02 административный штраф с 800 000 рублей до 400 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3807/2021
Истец: АО "Коммунальник"
Ответчик: Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования по Республике Коми и Ненецкому Автономному Округу