г. Санкт-Петербург |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А42-10695/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самсоновой Е.В.,
при участии:
от заявителя: представитель Карпец И.А., на основании доверенности от 14.12.2020,
от заинтересованных лиц: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16939/2021) общества с ограниченной ответственностью "Кандалакшская перерабатывающая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.04.2021 по делу N А42-10695/2020, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Кандалакшская перерабатывающая компания" (адрес: Россия, 185003, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Варламова (Голиковка р-н), дом 21, офис 302, ОГРН: 1135102000296, Дата присвоения ОГРН: 28.06.2013, ИНН: 5102046437)
заинтересованные лица: 1. Министерство имущественных отношений Мурманской области (адрес: Россия, 183006, Мурманская область, город Мурманск, улица Карла Маркса, дом 18, ОГРН: 1025100866768, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2002, ИНН: 5190800097), 2. Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района (адрес: Россия, 184042, Мурманская область, Кандалакшский район, город Кандалакша, улица Первомайская, 34, ОГРН: 1065102000017, Дата присвоения ОГРН: 10.01.2006, ИНН: 5102050673), 3. Администрация муниципального образования Кандалакшский район (адрес: Россия, 184042, Мурманская область, Кандалакшский район, город Кандалакша, улица Первомайская, 34, ОГРН: 1025100536471, Дата присвоения ОГРН: 08.10.2002, ИНН: 5102006145)
о признании незаконными решений, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кандалакшская перерабатывающая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Мурманской области (далее - Министерство) о признании незаконным распоряжения от 08.10.2020 N 927 "О прекращении аренды земельных участков", к Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района (далее - Администрация) о признании незаконным уведомления от 03.11.2020 N 3086 "О прекращении аренды земельного участка", обязании заключить (продлить) договор аренды земельных участков:
- из земель поселений общей площадью 7 691 кв.м с кадастровым номером 51:18:020110:0006;
- из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного значения общей площадью 66 000 кв.м с кадастровым номером 51:18:020110:0007.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Кандалакшский район.
Определением суда от 02.03.2021 Администрация муниципального образования Кандалакшский район привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 09.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, считая решение незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Определением от 30.07.2021 ввиду нахождения судьи Полубехиной Н.С. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Полубехиной Н.С. на судью Тимухину И.А.
В судебном заседании Общество поддержало доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.12.2006 на основании постановления главы муниципального образования г. Кандалакша с подведомственной территорией от 30.11.2006 N 900 между Администрацией муниципального образования город Кандалакша (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Дорожно-строительное управление N 3" (далее - ОАО "ДСУ N 3", арендатор) заключен договор аренды N 105 (далее - договор).
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно пунктам 1.1, 1.1.1, 1.1.2 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду следующие земельные участки, находящиеся в районе ул. 1-ая Линия в г. Кандалакше, для использования в целях обслуживания полигона твердых бытовых отходов:
- из земель поселений общей площадью 7 691 кв.м с кадастровым номером 51:18:020110:0006;
- из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения общей площадью 66 000 кв.м с кадастровым номером 51:18:020110:0007.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 30.11.2006 по 30.11.2011.
В соответствии с пунктами 4.3, 4.3.2 договора арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия договора.
Дополнительным соглашением от 24.10.2011 N 1 к договору срок аренды продлен по 30.11.2016.
20.01.2015 между ОАО "ДСУ N 3" и Обществом, с предварительным согласованием с Комитетом имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации муниципального образования Кандалакшский район (письмо от 19.01.2015 N 133), заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка. Участок передан Обществу по акту приема-передачи. Указанное соглашение зарегистрировано в установленном порядке.
Дополнительным соглашением от 19.02.2015 N 2 к договору срок аренды продлен по 30.11.2020.
Письмом от 23.10.2019 N 1259 Общество уведомило главу муниципального образования города Кандалакша о намерении продолжить правоотношения по аренде земельных участков, в связи с чем в целях своевременного рассмотрения и согласования просило направить в его адрес проект дополнительного соглашения о пролонгации действующего договора аренды или проект нового договора аренды земельных участков.
В письме от 11.11.2019 N 5617 Администрация указала на невозможность оформления нового договора аренды без проведения торгов, вместе с тем, со ссылкой на пункт 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, указала на отсутствие возражений относительно использования Обществом земельных участков при условии соблюдения заключенного договора аренды.
Письмом от 03.11.2020 N 3086 Администрация уведомила Общество о том, что в связи с прекращением срока действия договора, в соответствии с распоряжением Министерства от 08.10.2020 N 927 с 01.12.2020 Обществом будет прекращена аренда земельных участков, расположенных по адресу: г. Кандалакша, ул. 1-я Линия, кадастровые номера 51:18:0020110:7, 51:18:0020110:6, под полигон ТБО, и осуществлена государственная регистрация прекращения аренды. Обществу представлено распоряжение Министерства от 08.10.2020 N 927.
Посчитав распоряжение Министерства от 08.10.2020 N 927 и уведомление Администрации от 03.11.2020 N 3086 незаконными, нарушающими права и законные интересы Общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
В силу положений статей 197, 198, 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 4.3, 4.3.2 договора арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия договора.
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности условий, среди которых указано, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Таким образом, вопреки позиции заинтересованных лиц, действующей нормой ЗК РФ прямо предусмотрено заключение нового договора аренды без проведения торгов, с ранее действующим арендатором, при соблюдении ряда условий.
Во исполнение указанных положений закона и ранее заключенного договора письмом Общества от 23.10.2019 (то есть в период действия договора и в установленный трехмесячный срок) в адрес главы муниципального образования г. Кандалакша, Общество выразило свою готовность в продолжении арендных отношений и попросило оформить соответствующие документы, на что письмом от 03.11.2020 N 3086 Администрация муниципального образования г.п. Кандалакша уведомила о том, что в соответствии с распоряжением Министерства 08.10.2020 N 927 договор находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.12.2006 будет расторгнут с 01.12.2020. То есть фактически в продлении (перезаключении) договора аренды было отказано.
При этом судом первой инстанции не было принято во внимание, что в рассматриваемом случае наличествовали все необходимые основания для заключения договора аренды без торгов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Из пункта 6 части 2 статьи 13 Закона Мурманской области от 06.11.2018 N 2304-01-ЗМО (с изменениями на 09.11.2020) "О градостроительной деятельности на территории Мурманской области" следует, что к объектам местного значения муниципального района, подлежащим отображению на схеме территориального планирования муниципального района, относятся объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.
В ходе рассмотрения дела заявителем документально подтверждено, что на арендуемых спорных земельных участках располагается полигон для размещения твердых коммунальных отходов, то есть объект местного значения. Указанная цель использования земельных участков была как в изначальном договоре аренды, так и имела место на момент оспариваемого отказа и по настоящее время.
В свою очередь заявитель является организацией, осуществляющей деятельность по складированию и утилизации ТБО, имеет для этого соответствующую лицензию и заключенный договор с региональным оператором. Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиками.
Из представленного в судебном заседании письма Администрации от 13.07.2020 N 1997, направленного в адрес и.о. Министра имущественных отношений Мурманской области, очевидно усматривается, что при изучении документов по обращению Общества каких-либо нарушений в действиях заявителя не установлено, указано, что оснований, предусмотренных подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ не имеется, при этом отмечено, что Администрацией планируется создание некого муниципального учреждения, которому в дальнейшем планируется передача спорных земельных участков. То есть фактически отказ Администрации не основан на норме права, а связан с ее планами по передаче участков иному лицу.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Указанная информация должна также размещается на открытых источниках (сайтах соответствующих Администраций).
На сайте Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша по адресу: http://amo-kandalaksha.ru имеется соответствующий раздел "Генеральный план г.п. Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области", расположенный по ссылке: http://amo-kandalaksha.ru/index. php/ gradostroitelnoe -zonirovanie/745-generalnvi-plan.
В указанном разделе имеется карта градостроительного зонирования, расположенная по ссылке: http://amo-kandalaksha.ru/images/genplan/pzz kand/Karta gradostroiternogozonirovanija g.Kand alaksha.jpg и карта комплексной оценки территории, расположенная по ссылке: http://amo-kandalaksha.ru/images/genplan /gp_kand/Kompleksnaja_otsenka_territorii g.Kandalaksha-jpg, на которых отображен полигон ТБО, расположенный на спорных земельных участках.
Дополнительно к этому в указанном же разделе имеется текстовый документ "Пояснительная записка к генеральному плану г.п. Кандалакша", расположенный по ссылке: http://amo-kandalaksha.ru/images/docs/GenPlanPZ.pdf
На странице 65 указанной пояснительной записки имеется раздел 9.1 "Оценка санитарного состояния и очистки территории", по тексту которого указано, что в городском поселении Кандалакша бытовые отходы, включающие твердый домовой мусор, собираются по планово-регулярной схеме и транспортируются для обезвреживания на полигон твердых бытовых отходов общей площадью 7,5 га. Проблемами санитарной очистки и уборки территории занимается организация ОАО "Дорожно-строительное управление N 3".
Дата составления вышеуказанных документов 2012 год, а вышеупомянутая организация ОАО "ДСУ N 3" является правопредшественником нынешнего заявителя - Общества (передача указанного полигона произошла в 2015 году).
Таким образом, спорный полигон ТБО надлежащим образом отображен на соответствующей схеме территориального планирования муниципального образования.
На сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, расположенном по адресу: https://minenergo.gov-murman.ru/, имеется территориальная схема обращения с отходами: https://minenergo.gov-murman.ru/files/ter-skhema.pdf, в которой также указан полигон ТБО на спорных земельных участках, стр. 680-683 (таблица N 14).
То обстоятельство, что 15.02.2021 состоялись аукционы на право заключения договора аренды спорных земельных участков, по результатам которых 02.03.2021 на основании протоколов рассмотрения заявок Администрацией муниципального образования Кандалакшский район с Обществом заключены договоры аренды земельного участка находящегося в муниципальной собственности N 27к и N 28к, не имеет правового значения для настоящего спора и не свидетельствует об отсутствии нарушенного права, поскольку указанные договоры заключены Обществом в рамках иной процедуры (на торгах), соответственно на иных условиях, на иной срок аренды.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание не только на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными, но также и на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В настоящее время полномочия по решению вопросов местного значения городского поселения Кандалакша Кандалакшского района переданы Администрации муниципального образования Кандалакшский район.
Таким образом, принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.04.2021 по делу N А42-10695/2020 отменить.
Признать незаконными решение Министерства имущественных отношений Мурманской области от 08.10.2020 N 927 и уведомление Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 03.11.2020 N 3086.
Обязать Администрацию муниципального образования Кандалакшский район устранить допущенные нарушения путем заключения (продления) договора аренды земельных участков без проведения торгов:
- из земель поселений с кадастровым номером 51:18:020110:0006 общей площадью 7 691 кв.м;
- из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с кадастровым номером 51:18:020110:0007 общей площадью 66 000 кв.м.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кандалашская перерабатывающая компания" 1 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, 1 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы.
Взыскать с Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кандалашская перерабатывающая компания" 1 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, 1 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10695/2020
Истец: ООО "КАНДАЛАКШСКАЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КАНДАЛАКША КАНДАЛАКШСКОГО РАЙОНА, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН, Карпец Игорь Александрович
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8242/2022
02.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8243/2022
06.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3338/2022
05.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16939/2021
09.04.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-10695/20